В народной среде кузнечное дело воспринималось как магическое действо: оно было связано со стихией огня, с умением использовать ее силу при обработке одного из самых твердых материалов, а также со способностью придать металлу большую, чем природная, крепость путем закаливания в воде. Сам кузнец в крестьянском сознании наделялся необычной силой. Предполагалось, что он владеет тайными знаниями, не доступными простому человеку. Представления о мастерстве и особом знании кузнеца отразились в народной пословице: «Не кует железа молот, а кует кузнец».
Русская мифология. Энциклопедия
Мадлевская Е. Л.
С Николаем Михайловым знакомы давно. Его родственники — близкие друзья родителей. Поэтому в разговорах то и дело слышу “Михайлов смастерил стулья”, “Михайлов придумал”, “Работа Николая”, “Почерк Михайлова”. Николай — человек немногословный, серьезный, ответственный, умеет не только работать, но и когда надо правильно отдыхать: поет, танцует.
Николай Михайлов родился в селе Магассы Верхневилюйского улуса. С детства был близок к природе и технике, что в дальнейшем послужило выбору его профессиональной стези. Учителя еще в школьные годы заметили его творческий потенциал, видя его успехи в рисовании и на уроках труда. В 90-х годах работал и жил в селе Дюллюкю, а в 1995 переехал в Якутск. Жена Виктория поддерживает его во всех творческих начинаниях: вдохновляет и первой оценивает его работы. В семье Михайловых двое сыновей: младший Бэргэн интересуется отцовским делом, у него даже есть свой набор инструментов, старший сын Денис — студент СВФУ.
Николай, расскажите, пожалуйста, как Вы начали заниматься кузнечным делом?
Раньше я десять лет работал огранщиком, затем в 2011 году сделал первую скульптуру, которая приняла участие на выставке. Изначально еще во времена совхозов работал молотобойцем — рабочим кузнечного цеха, работающим молотом, а затем до развала совхозов успел поработать кузнецом. После этого переехал в город и, тут уже отучившись, стал огранщиком. Я всегда думал о том, что построю свой дом, мастерскую и начну работать с металлом. Так и случилось на самом деле.
Как выбрали такую профессию?
У меня внутри всегда сидела идея создать что-то свое собственными руками — тяга к творчеству. Как сейчас наблюдаю, я всегда был близок к технике, металлу, твердым предметам. Было время, когда сам сделал трехколесный вездеход, когда работал в совхозе молотобойцем.
Первая Ваша скульптурная работа?
Первая серьёзная работа это — «Тетерева на току». Эту работу я сделал именно для выставки, чтобы заявить о себе, что есть такой человек, умеющий работать с металлом. Потом были работы «Сохатый с собаками», «Медведь с медвежатами». Мне нравится анималистка: все, что связано с животными. Раньше резал по дереву – панно из щитового материала. Наши земляки очень хорошо работают с этим материалом, раньше Бойтуновы тоже делали такие панно.
На создание скульптуры уходит очень много времени, например, на создание скульптуры оленя ушло больше месяца. Скорость мастера зависит от сложности и размера работы. Сейчас я осваиваю настоящую ковку, поэтому на последней выставке в торговых рядах «Кружало» были выставлены работы «Орел» и «Жар-птица».
У Вас много заказов, как я вижу, нынче у людей есть потребность в металлических скульптурах?
Да, заказов хватает. В основном с заказами ко мне обращаются частные лица и с улусов. В последнее время люди начали проявлять интерес к настоящей к ковке, а не к гнутью. Заказывают, например, перила горячей ковки.
Самые запомнившееся мое «детище», куда я вложил много сил и труда — скульптура «Кобыла с жеребенком», находится в Среднеколымском районе, она была изготовлена по заказу конезавода Алеко-Кюёля.
В душе я всегда стремлюсь к свободному творчеству, новизне и сложности, чтобы в результате получилась работа, которая понравится и мне, и зрителям. Но в тоже время берусь за заказы, которые поддерживают меня в творчестве: находить новое, развиваться в сфере кузнечества. Мне нравится экспериментировать с металлом и всегда есть желание показать людям результат своей работы.
Что больше всего оказало влияние на ваше творчество?
Нас в семье семеро братьев: с детства мы все рисуем, можем руками что-то создать, смастерить. Мама работала библиотекарем и постоянно приносила нам иллюстрированные журналы, наверное, она видела нашу тягу к рисованию. Помню, как-то она принесла сборник открыток советского художника живописца Вадима Алексеевича Горбатова — известного анималиста. Мы постоянно доставали, рассматривали и срисовывали эти рисунки. Дома у нас всегда были хорошего качества иллюстрированные журналы, например, «Охота и охотничьи хозяйства» и другие красочные журналы и книги. То, что мы видели в детстве в своем окружении, красота природы Якутии и мамина забота о нашем художественном восприятии сделали свое дело.
Какие у Вас планы на будущее?
Мои планы — мои мечты, я не могу сказать, что определенно по плану я сделаю. Есть задумка создать что-то для выставки на российском уровне, чтобы показать, что у нас в Якутии тоже есть ковка.
Ковка — основное техническое действие кузнеца. Она включает вытяжку, рубку, осадку, прошивку, гибку, торсирование (скручивание), отделку, насекание рисунка, набивку рельефа и фактуры, а кроме того, кузнечную сварку, литьё, горновую пайку медью, термическую обработку изделий и проч. Производится исключительно с нагретым металлом, что принципиально отличает кузнецов от слесарей, мастеров по холодной обработке металла. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кузнец#Ковка
Есть желание организовать выставку в Якутске, но я понимаю, что для этого надо выделить время для организации и еще надо иметь свои работы для этого. Хочется выбрать тему, дату, сделать несколько работ и показать их. Раньше я участвовал в различных мероприятиях, выставках со своими работами, люди видят твои работы и уже начинают ожидать от тебя новых работ, это конечно, тоже подстегивает.
У нас есть мечта расшириться — сделать нормальный просторный цех. Люди хотят мебель из цельного добротного металла, сейчас размер помещения не позволяет организовать это дело. Со мной работает приходящий помощник, пока маленькая мастерская, места хватает только для двоих.
У творческих людей бывают кризисы идей, бывало ли так, что вы не знали, что хотите сделать?
Чтобы войти в кризис нужно время, а его у нас нет – мы всегда завалены работой. Мы работаем каждый день, работа с металлом очень медленный процесс, нетерпеливые не могут стать кузнецами. В нашем деле много не «наштампуешь». Часто бывает, что заказчик говорит: сами придумайте, а ты не знаешь, что делать и на это тоже уходит много времени.
У нас как таковой нет настоящей ковки, как, например, в центральных регионах. Ниша в Якутии пустует. Одна из причин: высокая цена на материал, не каждый может это потянуть, если нет привычки. Людей, занимающихся именно ковкой немного, можно на пальцах пересчитать.
Каким видите развитие кузнечного ремесла в Якутии?
В России есть ассоциации кузнецов, сообщества устраивают выставки, обмениваются опытом. У нас в Якутии сейчас очень мало людей, занимающихся этим, поэтому пока что-то организовывать не можем. С кузнецами из центральных регионов мы спокойно общаемся через социальные сети Facebook, Instagram, обмениваемся опытом. Недавно отправляли ворона в город Златоуст, где этой работе дали первое место в конкурсе, сейчас он хранится там в музее. Общаясь со знакомыми мастерами из других городов, тоже получаешь вдохновение, прилив сил и творчества. Глядя на их работы, начинаешь сравнивать со своими, если видишь высокий уровень, пытаешься подтянуться до этого.
Есть в планах какие-то курсы или мастер классы для интересующихся?
Кому интересно, конечно, подходят, смотрят, спрашивают. Обычно приходят действующие мастера — кузнецы, а так хочется, чтобы у человека был огонек в глазах, тогда можно сразу войти с ним в одну волну и объяснить ему свое видение, раскрыть знания. Бывало к нам приходили люди, не знающие азов кузнечества и говорили «научи нас», это, конечно, отличается от общения с людьми, у которых настоящее желание работать с металлом. Такие обычно не выдерживают тяжести работы.
Nik