Национальный костюм любого этноса дает полную информацию о времени и месте происхождения, показывает среду обитания, культуру и религиозные воззрения народа. Каждая эпоха формирует свою культуру, а любая культура вырабатывает свой идеал, на основе которого адаптируются формы и типы национальной одежды.

В формировании нашей якутской традиционной одежды можно выделить несколько этапов:

— к первому, самому архаичному этапу можно отнести старинные виды одежды дохристианского времени, в котором одежда выступала как адаптивный механизм, облегчающий человеку жизнь в суровых климатических условиях. В изготовлении одежды разумно использовалось местное сырье: мех, шкура домашних и диких животных, обработанная ручной технологией обработки. Якутские мастерицы того времени создавали уникальную одежду, которая надежно сохраняла здоровье, позволяло плодотворно трудиться и совершать длительные переходы в любых климатических условиях, к тому же они были очень изобретательными в отношении гигиенического и эстетического назначения. Кроме того, в семантике традиционной одежды ярко выражались этнические особенности философского мировосприятия. Сегодня можно считать, что символика декора старинной одежды использовалась в основном, как невербальное средство в передаче этнокультурной информации (таналай, хотойдоох сон).

Якутская национальная одежда

— Примерно с середины ХVIII века формируется  второй этап, когда внешний вид традиционной одежды активно менялся в покрое и отдельных элементах, отражающих культурное влияние других народов. В одежде, в связи с трудоемкостью изготовления и технологии обработки кожи и шкуры, полностью исчезают вышивка конским и оленьим волосом, меховая аппликация, появляются различные виды серебряных подвесных украшений и уменьшается количество бисерной отделки (бууктаах сон, кытыылаах сон). 

— В связи с развитием торговых и этнокультурных связей, с широким распространением привозных материалов в ХIХ веке происходит трансформация и модификация одежды. Изменился общий вид одежды; она сильно расширяется снизу, удлиняется и стала иметь трапециевидный силуэт (оноолоох сон, халадаай, кэhиэччик). Общий вид одежды приобретает значительно русифицированный вид.

— Третий этап – этап исчезновения исконно традиционной одежды. С начала ХХ века, в связи с развитием общественной жизни и народа, постепенно терялось культово-оберегательное значение декора одежды и её художественное оформление все более принимало декоративный характер. Исчезли оригинальные элементы и дополнения одежды, направленные на защиту от холода, постепенно стали забываться и культовые обряды и параллельно с ними – виды обрядовой одежды. Нарядной одеждой стали платья «халадаай» с жилетом, мужская косоворотка, шалевые платки, кушак, сапоги, картузы и шляпы  из конских волос. Полностью были забыты сам покрой и отделка одежды. Вышли из употребления украшения из серебра. Национальная одежда полностью потеряла свою функциональную значимость.

Читайте также:  К 110-летию Иокима Избекова на сцене Сахатеатра “Сыгый кырынаастыыр»

— Четвертый этап начинается с 90-х годов ХХ – столетия, когда у народа стал проявляться интерес к истокам своей национальной культуры, в том числе к своей традиционной одежде, так как возрождаются материальная и духовная культура. Мастерицы начинают реконструкцию якутской одежды, появились различные частные предприятия, фирмы специализирующиеся в изготовлении национальной одежды.

В старину одежда, прежде всего, была связана с ритуально-обрядовой практикой (обряды посвященные Верхним божествам – ысыах, бытовые, промысловые, свадебные и родильные обряды). Она являлась медиативным звеном, связывающим человека с окружающим миром, с высшими божествами и служили материальной оболочкой человека, защищающим его от воздействия различных негативных сил природы. Таким образом, одежда имела магико-охранную функцию во всех обрядовых ситуациях, поэтому имела свои особенности многовековой традиции в создании их силуэтного покроя, декоративной и орнаментальной отделки, цветового сочетания, связанные, прежде всего, с религиозными воззрениями, древними мифологическими и художественно-образными представлениями.

В 19 веке летом на празднике «ысыах» состоятельные женщины наряжались в шубу – «бууктаах сон» или летнюю нарядную верхнюю одежду «кытыылаах сон», шапку дьабака. Поверх шубы одевали комплекс серебряных украшений. Одевание в летнем празднике богато декорированной обусловлено, прежде всего, тем, что единая выразительная композиция таких нарядов имела широкое семантическое содержание, и они во всех культово-обрядовых действах были непременными атрибутами. А также такая шуба была показателем достатка, об этом некоторыми исследователями в ранних источниках отмечено было, что «раньше в таких шубах женщины щеголяли в гостях и летом на празднике».

Якутская национальная одежда

Бууктаах сон — парадная шуба

Сегодня мы поговорим о женской парадной шубе «бууктаах сон»,  каждые элементы декора и наряда которой, имели закодированные знаки и носили особую смысловую нагрузку. Силуэт женщины, одетую в такую одежду с шапкой «дьабака», напоминал устремленную вверх конусовидную форму. Такая форма одежды у тюрко-монголоязычных народов символизировала процветание, благополучие. У древних якутов существовало такое же понятие. Они поклонялись небожителям Верхнего мира и считали, что через теменную часть человека божества дают силы, способствующие укреплению здоровья духа. Из-за такого понятия, навершие шапок декорировалось закодированными знаками и религиозными символами. Серебряный круг в головном уборе служит символом принадлежности человека к солнечному миру и является символом самого высшего божества Айыы тойона. Таким образом, головной убор является главным элементом в атрибутике обрядовых действий летнего торжества и имеет высокий семиотический статус. Он выступал в качестве своеобразного медиатора в ритуальных отношениях между людьми и верхними божествами, параллельно выполняя особую магико-охранную функцию.

Читайте также:  Саха үҥкүүтэ. Якутский танец

Сведения о том, что женская парадная шуба «бууктаах сон» была обязательным атрибутом в различных обрядах отмечено многими исследователями традиционной культуры. На спинной части данной шубы имеются декоративные отделки со своеобразными рисунками. Если внимательно рассмотреть эти рисунки, видно, что они похожи на силуэтное изображение верхней части ритуального столба – коновязи сэргэ. По мифологическим воззрениям якутов, через сквозные отверстия, проходящие под коновязью Верхнего мира, высшие божества посылают на землю свет, тепло. Как известно в якутской мифологии Вселенную держит Мировое дерево – Аал кудук мас, верхним концом упираясь в мир небожителей, а нижним – в подземное царство и становится коновязью самого высшего божества Айыы тойона.  Эти декоративные знаки являются символами поклонения божеству – покровителю коневодства Дьесегей Айыы – покровителю дающему не только свет солнца, но и силу, мощь, волю.

Всевозможные металлические подвески в такой шубе были своего рода оберегом от недобрых сил, населяющих окружающий мир, и имели магический смысл. Весь комплекс декора одежды (шапка, верхняя одежда, обувь, рукавицы) предположительно нес космическую символику, в нем древние мастерицы отразили свое представление о Вселенной. В анатомическом строении человека, по представлению якутов, как и у многих народов, отражается универсальная концепция мира. В ней различимы основные зоны вселенной: головная часть – Верхний мир (небесное царство), туловище – Срединный мир (земля), ноги – Нижний мир (подземное царство). В головном уборе, как мы выше указали, Верхний мир отражается серебряным круглым знаком –«туосахта» и закодированными знаками в вышитом навершии, посвященными божеству коня и божеству плодородия Айыысыт. Срединный мир, богатый растительностью и считающейся лучшим местом во вселенной, заселен людьми – айыы, животными, птицами и многочисленными духами – иччи. В одежде они представлены вышитыми орнаментальными композициями — зооморфными мотивами и мотивами растительного вьюнка, отражающих многообразие животного  и растительного мира Срединной земли.  Нижний мир отражается через вышивку нарядной обуви, перевернутые или несимметричные лировидные мотивы, которые символизируют хаос Нижнего мира. Лировидные мотивы в вышивке по орнаментальному канону мастериц должны были символизировать благополучие, процветание и должны расположиться в композиции любого декора материальной культуры только симметрично и вертикально. Своеобразный рисунок коновязи – сэргэ на спинной части шубы, отражает таким образом  Мировое дерево, «бууктаах сон» объединяет все три символические сферы мироздания в единое целое. Мелкие нашивные бляшки, бисер, бусы, используемые как декоративный элемент в одежде, обладали магическими свойствами.

Петрова С.И., к.и.н., доцент кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ

СВФУ им. М.К. Аммосова