Исторический парк «Россия – Моя история»  был открыт в Якутске в октябре 2017 года в целях распространения гуманитарных знаний, развития в обществе гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами.
Комплекс состоит из четырех выставок с мультимедийными экспозияциями — «Рюриковичи», «Романовы», «От великих потрясений к Великой Победе. 1914-1945» и «Россия Моя история. 1945-2016».

Содержание выставки «Рюриковичи» наполнено событиями, оказавшими решающее влияние на формирование государственности страны и всех сторон жизни нашей страны. До возникновения централизованного государства на территории центральной Руси, племена славян вели междоусобные войны. Поэтому для водворения порядка было решено пригласить конунга Рюрика из Скандинавии, который обосновался недалеко от Ладоги, это место сейчас известно под названием Рюриково городище. Рюрик уладил споры между ладогожанами и стал родоначальником династии, которая закончилась царствованием сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Он был бездетным.

На выставке посетители могут увидеть краткометражные исторические фильмы в кинозале с купольным экраном, ответить на вопросы викторины из истории Якутии и отдохнуть на мягких пуфиках.

В выставке «Романовы» можно увидеть, как за 300 лет правления династии страна пережила великие события  —  вхождение в состав государства Сибири, Дальнего Востока и южных регионов, воссоединение России и Украины, основание новой столицы — Петербурга, победу над Наполеоном, отмену крепостного права, небывалые культурный, научно-технический и индустриальный подъемы и многое другое.

Выставка «От великих потрясений к Великой Победе. 1914-1945» показывает масштаб и накал событий, прошумевших над Россией в первой половине ХХ века, которые были беспримерны и исключительны. Две мировые войны, три революции, ломка вековых устоев, массовые репрессии, жестокие социальные эксперименты. И в то же время — это эпоха великих надежд, невиданного энтузиазма, творческого труда, время выдающихся открытий и достижений в области промышленности, науки, образования, литературы и искусства.

Выставка «Россия — Моя история. 1945-2016» освещает драматический исторический период, участниками которого является большинство из нас. Здесь есть кинозал с панорамным экраном и интересными викторинами.

В парке, кроме истории страны представлена история и нашей малой Родины – Якутии, с каменного века до наших дней, отражены наиболее значимые вехи ее истории,  экономики, культуры, социальной сферы, становления государственности молодой Якутской республики, информация о выдающихся личностях и многое другое.  Этот контент очень важен, он заполняет пустоту в знаниях населения который сложился вследствии отсутствия обязательной дисциплины по истории Якутии в общеобразовательных школах. Исторический парк в этом плане регулярно проводит квиз игры «Моя республика» где молодежь отвечает на вопросы по истории республики. Игра проводится совместно с общественным объединением «Саха игра», руководитель Любовь Семеновна Ильина, куратор мероприятия со стороны Исторического парка Виктор Борисович Борисов.

Исторический парк – место проведения самых разнообразных мероприятий. Это конференции, лекции, фестивали, выставки некоторые из этих мероприятий имеют просветительский, другие развлекательный характер.

Федеральный контент выставок постоянно обновляется с Москвы. Вводятся новые тематические экскурсионные программы, ориентированные на конкретные целевые аудитории, в том числе на детей школьного возраста, студенчество, педагогических работников и граждан, занятых в иных сферах деятельности, желающих расширить свои представления о важнейших событиях нашей истории и ближе познакомиться с личностями, сыгравшими историческую роль в становлении и развитии российской  государственности.

В этом году Исторический парк совместно с Управлением образования города Якутска ввел системное посещение экспозиций учащимися общеобразовательных организаций Якутска по четыре класса в день. С прошлого года по соглашению с Управлением образования парк начали посещать для проведения уроков истории в экспозициях четыре класса из четырех школ города.

Читайте также:  Я - из мира танца... Марина Кузьмина

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС), поэтапно вводимые в школах Российской Федерации с 2011 года, предоставляют широкие возможности использования ресурсов Исторического парка в образовательной деятельности:

  • в рамках изучения учебных предметов (прежде всего истории, литературы, обществознания, права, окружающего мира, основ религиозной культуры и светской этики, предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»);
  • через факультативные и элективные учебные предметы, предлагаемые конкретной школой, в том числе исторической, военно-патриотической, краеведческой, социальной, культурологической тематики;
  • во внеурочной деятельности учащихся (дискуссионные площадки с просмотром и обсуждением экспозиций, заседания клубов любителей истории, разнообразная проектно-исследовательская (в том числе музейно-краеведческая) и научная деятельность);
  • в рамках реализации программы воспитания и социализации учащихся через такие направления, как духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация.

При планировании мероприятий педагогам целесообразно ориентироваться, в том числе на календарь памятных дат российской истории.

Формы организации внеурочной деятельности с использованием ресурсов Исторического парка определяются образовательной организацией самостоятельно, с учётом её возможностей и специфики основной образовательной программы.

В примерных основных образовательных программах общего образования, включённых в реестр примерных основных образовательных программ (http://fgosreestr.ru/), представлены некоторые из возможностей использования экспозиций Исторического парка в образовательной деятельности.

На уровне начального общего образования – как форма реализации:

  • гражданско-патриотического воспитания (знакомство с героическими страницами истории России; жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга; с обязанностями гражданина; знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; содержанием и значением государственных праздников);
  • нравственного, духовного, культуротворческого и эстетического воспитания (получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края; развитие умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы).

На уровнях основного общего и среднего общего образования, прежде всего, при изучении учебных предметов:

  • «История» (изучение истории культуры, в том числе достижений российской культуры Средневековья, Нового времени и XX века);
  • «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», ориентированных в том числе: на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры; на формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры через практическую художественно-творческую деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства.

Интерактивные экспозиции Исторического парка могут способствовать организации образовательной деятельности в логике ФГОС, в том числе реализации системно-деятельностного подхода, формированию ключевых компетенций обучающихся при организации индивидуальной и групповой проектно-исследовательской деятельности.

В парке с этого года функционируют новые проекты просветительского характера:

— «Занимательная история»: тематические экскурсии с квест играми для общеобразовательных учреждений, в результате, которого учащиеся в интерактивной форме закрепляют полученные знания на уроках истории. Руководители проекта методист Исторического парка Виктор Борисович Борисов и экскурсовод Михаил Борисович Пономарев;

— «Родительский лекторий»: семинары для родителей по теме воспитания подрастающего поколения. Руководитель проекта, методист Исторического парка Виктор Борисович Борисов;  

— «Познавательная история»: регулярные лекции про интересные факты якутской истории для населения. Руководитель проекта, методист Исторического парка Виктор Борисович Борисов;  

— «Пикулевские чтения»: республиканский заочный конкурс чтецов исторической прозы. Проводится для учащихся 6-11 классов общеобразовательных школ совместно с творческим объединением «Айар кут» в рамках проекта «Модун күүс» (Цифровой мемориал участия якутян в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.). Автор и руководитель проекта, методист Исторического парка Виктор Борисович Борисов;

Читайте также:  «Близнецы — диффузия двух «Я»: тела и души, отражающиеся друг в друге, неразделимые»

— «Победная Поступь»: систематическое помещение видеороликов с чтением сводок Совинформбюро 1944-1945 годов с 8 мая этого  года по 9 мая следующего года на канал Youtube. Съемки производятся в медиа студии Исторического парка. Чтецы – учащиеся школ города Якутска. Данный проект выиграл грантовый конкурс Республики Саха (Якутия) и является социальным партнером проекта «Модун күүс». Автор и руководитель проекта, методист Исторического парка Саргылана Егоровна Никитина.

— «Модун күүс» (Цифровой мемориал участия якутян в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): это работа сайта (modunkyys.ru и русский вариант slava75.ru) по освещению мероприятий посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и для сбора эпистолярного наследия – солдатских писем и других данных для увековечивания народной памяти о подвигах старшего поколения. Организаторы и авторы проекта – творческая группа «Айар кут» руководитель, общественный деятель и предприниматель Егор Валерьевич Иванов и общественная организация «Моя история» руководитель, методист Исторического парка Саргылана Егоровна Никитина, а также общественный деятель Виктор Борисович Борисов. Проект выиграл грант Президента РФ и начал работу с 1 ноября этого года;

— «Юный исследователь»: проект, где учащихся общеобразовательных школ пошагово учат делать исследовательские работы. А именно: составлять реферативную часть, электронную презентацию, сбор литературы, кроме того помогают подбирать темы и выступать.  К детям прикрепляют опытных тьюторов которые помогают им в течении месяца. Руководитель проекта, методист Исторического парка Виктор Борисович Борисов;  

Надо отметить, что концепция последнего проекта используется в программе летнего лагеря дневного пребывания «Моя история», которая функционирует с 2018 года совместно с Центром эстетического воспитания детей «Айылгы» (это учреждение в данное время в оперативном плане подчиняется Дворцу детского творчества города Якутска). Дети за месяц выполняют при поддержке тьюторов исследовательские работы краеведческой направленности и презентуют их в конце сезона. Оценок как таковых за работу не ставятся, только уровни А – работа закончена и Б – работе требуется редакция. Дети за сезон кроме этого ходят в походы, тематические экскурсии,  различные занятия в игровой форме. Главная цель лагеря – научить детей ставить перед собой задачи и преодолевать их.

С весны прошлого года в Историческом парке проводятся семинары по подготовке к единым государственным экзаменам по истории и обществознанию. Для проведения семинаров приглашаются опытные лекторы и преподаватели. В этом учебном году с 4 ноября стартовала  Олимпиада «Моя история» где учащиеся 6-11 классов могут проверить свои знания по истории Отечества. Руководитель проекта, методист Исторического парка Виктор Борисович Борисов.

В парке работает магазин где посетители могут купить сувениры и эсклюзивные товары выпускаемые Музейным комплексом «Моя история», а также кафе со сладостями и горячими блюдами. По заказу для посетителей проводятся квест игры и тематические экскурсии. Дети до 18 лет без экскурсовода проходят на экспозиции бесплатно. Исторический парк всегда ждет посетителей семь дней в неделю на улице Уткина 5, открыт для сотрудничества, проведения в жизнь любых проектов социального и коммерческого характера.

Директор музейного комплекса «Моя история» РС(Я)
Соловьев Дмитрий Иванович

Музейный комплекс имеет свою страницу в портале Исторических парков — myhistorypark.ru, страницу в приложении инстаграм — my_history_ykt где периодически выходят новости и объявления учреждения. Парк представил себя обществу не только как музейный комплекс но и как духовный центр, открытое для всех культурное пространство, динамично развивающее и вносящее свою лепту в социально-культурное развитие общества.    

Методист АУ РС (Я) «МК «Моя история»»
Виктор Борисов.
28 октября 2019 г.