Наша встреча с зачинателем этнографического строительства, предпринимателем, потомственным охотником, мастером на все руки ВАСИЛИЕМ НИКОЛАЕВИЧЕМ АТЛАСОВЫМ состоялась на территории его детища – в туристическом комплексе “Ытык-Хайа”. Уникальная самобытная архитектура, банкетные залы с якутской кухней, “Эко-парк” с применением натуральных природных материалов: дерева, болотных кочек, камышей и песка, традиционные якутские ритуалы с алгысом, музей с предметами промысла и ремесел вот уже третий десяток лет привлекают внимание горожан и туристов. Расположен туристический комплекс на зеленой территории вблизи от города и является отличной базой отдыха и местом, где всегда можно приобщиться к якутской традиционной культуре. Этноусадьба входит в список рекомендуемых для обязательного посещения туристов, приезжающих в нашу столицу.

Хозяин усадьбы, продвигающий этнографический туризм в Республике Василий Николаевич Атласов охотно делится с нами своими мыслями и воззрениями насчет роли творчества в сфере туризма, и жизни в целом. Василий Николаевич известен в народе, как автор и реализатор множества идей и проектов, но мы хотим акцентировать внимание читателя на нем, как человеке-творце, созидающем жизнь своими руками.

ТВОРЧЕСТВО И ЭТНОТУРИЗМ

В богатом мире одиночества идей

У всех творческих людей — артистов, художников, скульпторов, певцов и музыкантов всегда есть стремление сотворить то, что еще никто и никогда не создавал. Я считаю, что творческий человек не испытывает интерес к шаблонам, копировать других ему неинтересно. Ему важно быть отличным от других, найти свой индивидуальный почерк и донести смысл своей авторской идеи до людей. Если все будут одинаково думать, делать одни и те же вещи, то развития не будет; стремление к новизне дает импульс развития в любой сфере жизни, так что смело творить можно всегда и везде. В Сото Мегино-Кангаласского улуса в 70-е годы было много балаганов старинных построек. Когда мы жили в Сото, я с удовольствием изучал эти жилища. В принципе все балаганы одинаковы — четыре стены, пол и потолок, но все-равно каждый хозяин, построивший это жилище, привносил свои элементы новшества, усовершенствования. Кто-то меняет орон, кто-то көхө, столбы, потолок, стены, хаппахчы, печки в балаганах были все разные, какую хозяин сделает, такой она и будет. Так я пришел к выводу, что общего канона постройки балаганов нет.

Продвигая этно-туризм, мы призваны вызывать интерес у народа чем-то своеобразным и удивительным. Наши клиенты всегда хотят познать что-то новое, необычное, касающееся нашего быта, и я думаю, что наша деятельность способствует этому. У нас нет отпусков, графиков, мы все время находимся в творческом поиске, всегда в курсе и на пульсе развития местной туристической индустрии — это наш образ жизни. Например, мастер по изготовлению должен сделать острый нож, нож должен быть отличным от других, изящным, лежать удобно в руке, хотя сущность и предназначение ножей одинаковы. Если нож будет идеальным, красивым, необычным и острым, то заказчики сами потянутся к нему, мастер начнет больше работать и зарабатывать. И точно также в других сферах жизни: если фотограф снимает хорошо, люди будут довольны, и от заказчиков не будет отбоя. Если ты ничего нового не привносишь, то развития не происходит, в бизнесе таких много, которые только начав, бросают свое дело. Этой зимой мы сделали утепленный спортивный комплекс площадью 400 квадратных метров. Здесь есть керлинг, двухдорожный боулинг, трехворотные хоккейные столы для настольной игры, бильярдные столы, и что важно, все зоны комплекса активно работают. Есть домик, красиво оформленный с музыкой, где 40 человек могут во время отдыха попить чай. Внутри помещения даже в 40-градусные морозы поддерживается температура около -15 градусов. Горожане и гости нашей столицы приезжают к нам с большими семьями, с родственниками, друзьями, корпоративы устраивают. Я задумал этот проект таким образом, чтобы можно было свободно передвигаться по комплексу, не засиживаясь в одном помещении — общаться, играть, танцевать, а в перерывах и поесть. Кстати, про нашу “брендовую” строганину я тоже подумал, при такой температуре можно угощаться замороженной рыбой без опаски, что растает. Если кто-то из предпринимателей придумает и сделает крытые утепленные помещения по типу нашего комплекса, я только буду рад такому развитию. Есть новые технологии, которые позволяют поддерживать температуру, поэтому я приветствую всех, кто-то заинтересуется этим вопросом. Когда овладеваешь новыми знаниями, развиваешь мысли в новом направлении, придумываешь новые идеи, тогда и проявляешь многогранность. Хорошо, когда у тебя есть площадка для творческого самовыражения, этно-комплекс я считаю именно такой базой, своего рода опытной лабораторией.

Вот сделал я стол в виде «дүҥүр» для 8 человек, потом стулья понадобились для него, начал думать дальше: а где же должен стоять стол, и какие стулья для него нужны, какие стены должны соответствовать интерьеру. Получается, я должен сделать целую композицию, только тогда будет полный законченный вид. Таков процесс моего творчества. Я не люблю рисовать на бумаге план очередного творения, включаю логику и прикидываю, сколько материалов потребуется для очередного проекта, определяю примерную стоимость, хватит или не хватит, и здесь как будто кто-то движет мною, направляет, помогает и подсказывает мне верное решение. Иногда бывает так. Порой бывает так, когда проект начинает хромать, вдруг неожиданно извне появляется помощь, поддержка, и все у меня тогда получается. Ты идешь по жизни, а твой Айыы идет впереди тебя. Когда начинаешь творить, то движение вперед происходит само по себе, как будто идешь верх как по лесенке. Если задумываешь одно дело, следом за ним логически возникает другое, и это ответвление может привести уже к другому пункту. Я был любителем-охотником, изучал в свое время тонкости охоты на уток, зайцев, рыб, но когда овладел всеми знаниями, то мне это стало не нужно. Я переключился на другое занятие, начал исследовать другие области, просто я вижу, что есть очень много задумок, идей, до которых рука человеческая не доходит.

Читайте также:  Мужскому танцевальному коллективу "Эр Модун" Села Бэйдиҥэ – 5 лет

СПОРТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ЭТО ПЛЮС

В богатом мире одиночества идей

Идеи приходят с освоением новых знаний, с обретением жизненного опыта. Чтобы добиться цели, надо иметь спортивный характер, непременным должно быть стремление сделать дело лучше всех. Я мотивирую себя тем, что придумываю себе некоего несуществующего конкурента и мысленно соревнуюсь с ним. В начале своей деятельности чем я только не занимался: оформительскими декоративными делами, звуковым сопровождением, электрическими иллюминациями, строил водопады, фонтаны. В свое время у меня были киностудия, фотостудия, создавал я и вокально-инструментальный ансамбль, театр, хоровой и духовой оркестры, сам организовывал дискотеки, праздничные мероприятия. Пробовал и делал все, что умел и мог, и при этом всегда старался делать все наилучшим образом, качественно, безупречно. Залогом успешного дела всегда был «состязательный» дух. Если его нет, то нет развития и движения. Как было в Советском Союзе: если не участвуешь в общественной жизни, то привилегии обходят тебя стороной, а если ты активен в социальной жизни, то и дом можешь получить, дополнительную зарплату, ребенка легко примут в детсад.

Когда мы жили и работали в Мегино-Кангаласском районе, я как председатель профкома, много раз говорил об этом землякам, пропагандировал активный образ жизни. Нам, якутам присуща стеснительность: бывает так, что человек хочет петь, но боится выйти на сцену, внутренне жаждет танцевать, но сам никому не скажет об этом; а когда его убедишь, что от него зависит честь коллектива, села или района, то этот барьер стеснения и робости стирается, человек втягивается в круговорот событий, принимает участие в мероприятиях и проявляет свой талант. Я считаю себя человеком, дающим такой толчок для остальных. В советское время так и было, многие мои земляки, приняв участие в соревнованиях и эстафетах, нашли себя, развили свои способности и таланты, а впоследствии стали известными мастерами в различных сферах творчества.

ЗАЧЕМ Я ЕЗДИЛ В США

В богатом мире одиночества идей

В 1976 году я ездил в США по городам Вашингтон, Нью-Йорк, Питсбург в рамках программы знакомства с одной молодежной общественной организацией. Побывал в Белом Доме, посетил Гарлем, памятник Вашингтону, объездил все красивые места Америки, группой мы посетили хоккейный матч. Были мы и на показе Высокой моды, где увидели платья стоимостью в несколько миллионов долларов, узнали, что такое каратэ-клубы, и еще нам показали жизнь четырех американских семей. Хозяева, таким образом пропагандировали нам американский образ жизни. Семьи были специально подобранные и подготовленные к приему, это было видно невооруженным глазом. Мы обедали в образцовых семьях, видели детей, быт и условия труда. И что меня особенно удивило: там нигде не устраивали концертов, как у нас в деревнях, никто не танцевал и не пел. Тогда во время первой поездки в США, я впервые открыл для себя истину, что мы, якуты — богатый традициями самобытный народ и это можно и нужно показать всему миру.

В богатом мире одиночества идей

Второй раз в США я попал в 1995 году, когда Виктор Петрович Ноговицын был министром по делам туризма. Нас было четверо мастеров, которых отправили на состязание по резке ледовых скульптур для обмена опытом. Там мы заняли призовые 2-е и 4-е места. По приезду на следующий год мы сами в Сото устроили международный фестиваль ледовых скульптур “Бриллианты Якутии”. В Мегино-Кангаласский район приехали 15 команд из Канады, Японии, Аргентины, Москвы. Японцы удивили нас крутыми инструментами: у них в руках была бормашина, и какие-то маленькие немыслимые инструменты для тончайших работ, а у наших в то время — топоры, пальмы, да бензопила “Дружба». Надо сказать, что тогда Министерство по делам туризма нас здорово поддержало, все скульптуры после конкурса я разместил в “Булуусе” и в течение 3 лет народ любовался этими работами. Да, это было только начало больших дел. В 1995 году это событие воспринималось в новинку. Сейчас наши мастера по ледовым скульптурам признаны на мировом уровне, работают по приглашениям, участвуют в различных конкурсах, получают премии; есть якутские мастера резки ледовых скульптур, которые периодически зимой едут работать в Финляндию, Канаду, по приглашениям украшают города.

Читайте также:  В Якутске вышел новый журнал

В те годы я задумал большой проект кольцевого туристического маршрута “Лена-Алдан”, охватывающий 12 улусов. Я знал, что в перспективе будет проложена железная дорога до Якутска, и хотел, чтобы она была задействована в этом маршруте. По этому проекту туристы плывут по Лене, затем по Алдану до Томмота и обратно в Якутск едут на поезде. А люди, добравшиеся до Томмота на поезде, до Якутска обратно доплывают на том же теплоходе. И так все лето несколько потоков едут по этому маршруту, туристы знакомятся друг с другом, с природой, разными районами, населенными пунктами. Во всех улусах есть базы отдыха, которые были бы задействованы в обслуживании туристов. Таким образом, возникло бы новое движение развития малого предпринимательства, местного туризма.

О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ИЗ ГЛУБИН ВЕКОВ

В богатом мире одиночества идей

Хочу рассказать о создании “доҕуһуол хомус”, который я подарил музею. Он радикально отличается от общеизвестных хомусов тем, что на этом инструменте играешь только руками, без использования ротовой полости. Как мы сделали такой хомус? Меня посетила мысль, а следом и вопросы: почему и как звучит, откуда и как появляется звук, дальше подумал, что хомус прижимаем к зубам, а зубы — это часть скелета, получается, что хомус опирается на наш скелет. Для звучания ему еще нужен воздух, возникающий в ротовой полости при движении языка, меняющего размер пространства. “Если хомус опирается на твой скелет, и есть воздушное пространство, то можно играть без применения ротовой полости” — подумал я. Вот так, в виде эксперимента появился этот хомус. Кто-то дальше может развивать эту «хомусную» тему, исследовать ее и совершенствовать. Я рад, что в моем окружении уже есть такие люди, думающие в этом направлении. А вот дюнюр (дүҥүр – як.) шамана и табык, в Интернете пишут, что «это не музыкальные инструменты. Они берут кут у Земли, боятся влаги, поэтому негодные к игре». Прочитал я это, и у меня возникли обратные мысли. Ведь можно придумать регулировку натяжения, получить резонансную вибрацию и сделать дүҥүр музыкальным инструментом. После изучения ряда вопросов, сначала я сделал такой дүҥүр своими руками и получил в «Роспатенте” патент “шаманский бубен”. Считаю, что инструмент” шаманский бубен”, дошедший до нас из глубины веков, я защитил от посягательств других этносов. Это делается не для того, чтобы никто более не делал такие вещи. Если другие начнут делать сувениры “дүҥүр” массово, то к ним могут к прийти с претензией люди с патентом и спросить, имеют ли они право на изготовление.

Патент — это защита. А вот табык должен звучать, он не для декора, я несколько табыков сделал, теперь я близок к своему самому оригинальному творению. Что такое барабан? Из чего состоит? Почему идет такой звук, почему из такого материала делают, почему такие тяжелые барабаны получаются? После таких раздумий я начал делать барабаны: первый экземпляр, второй, третий, то звонкий звук получается, то не очень. Мне нравится делать то, что задумал, своими руками. Есть задумки по изготовлению кырыымпа и других музыкальных инструментов. Если я куда-нибудь уезжаю, то только неделю выдерживаю. Вдали от родины мне кажется, что жизнь зря проживаю, хочется успеть сделать что-то ценное для людей, что имело бы значимость. Переложить свои идеи другим не получится, в твоем деле только ты сам можешь преуспеть, другие на твоем пути не помощники, они не прошли твой опыт и не имеют знаний, которые ты лично обрел. Это ты готов сделать что-то грандиозное, у тебя есть опыт работы в разных сферах, знания деталей, личные наработки и нужна только поддержка со стороны, тогда ты можешь создать то, что никто в мире не еще не сделал.

Есть у меня товарищ Готовцев Роман — мастер-кузнец, так вот однажды он сказал: “Василий, нас не поймут никогда, ты никому ничего не объясняй, у них головы по-другому сидят”. Твои мысли и идеи — это только твое богатство. Ты вместе с людьми, но в то же время находишься в своем мире — одиноком, где только мысли, идеи, наработки, опыт. Я не оглядываюсь в этой жизни на других, судьба дает мне все, чтобы мои задумки претворялись в жизнь. Любой ценой, невзирая на денежные расходы, не думая “получится или не получится”, я создаю. Ради этого я живу.