О творчество художника Саалтааны

На первый взгляд бывают художники могучие и ярко проявленные, проталкивающие и расчищающие сильной волей путь для исполнения высокого предназначения. Есть художники созерцательные, идущие путем глубокой веры. Творчество — это игра жизни, разнообразие и многогранность, перетекание из одного состояния в другое… Так и путь художника циклично меняется и фонтанирует всеми цветами жизни — светлыми и темными, когда в поисках ответа на внутренние вопросы, он пробует разные методы творчества.

Сегодня хочу познакомить читателей с необычным человеком, богато наделенным способностями от природы, философа, берущего основу в вере Айыы и шаманизма, на первый взгляд «непрактичного» с рациональной точки зрения, художником-творцом Александром Васильевичем Григорьевым — Саалтааны.

Наше общение по творческим и иным вопросам происходит почти каждый день. Во время разговоров по телефону, дружеских чаепитий, действий в сфере организации творческих процессов, постепенно мне начинают раскрываться управляющие им внутренние ценности.  Про Александра Васильевича можно сказать «внешне мягкий, но твердый по убеждениям и идеям характер». Самыми удивительными моментами, которые сильно впечатлили меня, были времена, когда организовывался и проводился конкурс красоты «Снежная Краса»-2020 в формате телеверсии.

Когда наша редакция «АЙАР КУТ» была в творческих поисках обложки следующего нашего номера, не зная про это, Саалтааны показал нам свои картины. Мы ахнули, узнавая в его картинах родные образы, идущие от прошлых времен, объединяющие нас элементы общего мира.

Творчество из космической пустотности
Григорьев Александр Васильевич - Саалтааны.
Родился в селе Саалтааны Нюрбинского улуса в 1965 г.В Нюрбинском улусе работал художником в районном ДК (Дворец культуры «КЫТАЛЫК» им.Н.И.Харитонова-Николая Чуор), также в сфере культуры района в организации культурных мероприятий, проектов и в сфере художественного оформления разных уровней.
В 1998 г. переехал в г.Якутск. Здесь начался эксперимент по реализации творческих идей, поиск и развитие новых творческих возможностей.
С 1999 г. начал сотрудничать с Театром Моды «Айыы Куо» (директор - Лена Голуб, послед.дир. - Лена Кузьмина).
В 1999 г. принимал участие в конкурсе моды «Саһарҕа» с коллекцией «Уһуктуу» («Айыл5аны кытта олох ситимэ»).
В 2000 г. при поддержке Министерства культуры и духовного развития РС(Я) на базе Театра Танца РС (Я) с участием Театра Моды «Айыы Куо» как автор песен поставил мюзикл-дьүһүйүү «Уһуктуу» - «Сааскы күн сардаҥатыттан тыллыбыт таммахтар ырыаларыттан тыллыбыт иэйии». Учредителями выступили: Театр Танца, Театр Моды «Айыы Куо», артисты эстрады. Хореографы: Г. Баишев, Л.Антипина. В основу мюзикла легла первая постановка, которая была показана перед зрителями в 1995 г. в г.Нюрба.
В 2000 г. как автор и режиссер снял короткометражный фильм с участием актеров Театра Юмора и Сатиры РС(Я).
В 2002-2003 гг. инициировал общественное движение «Уруу» для сохранения семейных традиций и культуры народов Якутии.
С 2002-2004 гг. работал организатором выставочных работ музея музыки и фольклора народов Якутии. 
В 2002 г. был организатором «1-го Бала молодоженов» при Якутском ЗАГС, провел конкурс детских стихотворений «Татыйык», по результатам которого выпущено 2 детские книги. 
В 2005-2006 гг. В рамках программы Фонда содействия развития культуры, науки и образования, директор В.П.Ноговицын, (учредитель 1-й Президент РС (Я) М.Е.Николаев) инициировал создание сообщества знаковых людей республики (Мандар Уус - Б.Ф.Неустроев, А.Н.Филиппова, И.И.Тарбахов, Лүҥкүр – Л.М.Иванов) для передачи подрастающему поколению духовного и культурного  наследия народа Саха в форме  проведения ысыахов Олонхо в общеобразовательных школах улусов. 
Основная цель деятельности: содействие развитию национальной культуры коренных народов РС (Я).
В 2007 г. состоялась презентация авторского оберега «Күбэйэ». Место проведения: кабинет 1-го Президента РС (Я) М.Е.Николаева, мероприятие было организовано при содействии комитета по делам семьи и детства РС (Я).
В 2010 г. занимался продвижением Лиги «Саха КВН» с творческими лидерами Леной Кузьминой и Геннадием Охлопковым при участии Александра Дмитриевича Васильева - председателя союза детских общественных организаций. 
С 2010 г. начал продвигать вместе с супругой Т.С. Григорьевой (Кучу Туйаара) чайную культуры народа Саха при поддержке культурного деятеля, главного режиссера Сахатеатра РС(Я) А.С.Борисова
В 2012 г. в г.Москва проведена чайная церемония по линии ЯРОО «Айсар», организаторы Туяра Григорьева - Кучу Туйаара, Александр Григорьев - Саалтааны.
В 2014 г. в Старом городе в «Саха бала5ана» состоялась презентация проекта «Саха чэйин күнэ» при участии доктора философских наук, историка, профессора К.Д.Уткина, кандидата философских наук К.Д.Дьячковского.
В 2015 г. организатор конкурса красоты «Күн Куо» в молодежном ысыахе республики.
В 2017 г. организатор 1-го конкурса красоты «Снежная Краса Якутии».
С 2018 г. развитие фестиваля «Зима начинается с Якутии» совместно с Ассоциацией гостеприимства РС(Я) ( председатель Татьяна Александровна Тымырова), который перерос в проект с Якутским хлебокомбинатом «Сказки Туймаады» при активном содействии движения «АЙАР КУТ».

Привожу отрывок из беседы с Александром Васильевичем Григорьевым про картину «Айылыгы арыллыыта» или «Кэрэ төрөөһүнэ», ставшей обложкой 4-го номера нашего журнала.

Александр Васильевич, что побудило Вас написать эту картину? 

Читайте также:  «Туундара» над кубанскими просторами

А.В.Г.: Картина «Айылгы арыллыыта» была создана в 2002-2004 годах. Она показывает и рассвет, и закат цивилизаций. Со смертью жизнь не заканчивается, за этим всегда грядет рождение новой жизни. Цикличность жизни никогда не останавливается. Но когда создается такая ситуация, я подумал «пусть будет саха с 3 кут». Этот человек справа просит, молится Богу, Высшей Силе, чтобы жизнь складывалась по высшим законам природы.  Он просит силы, чтобы ему дали дыхание жизни. В это же время сверху Хотугу Сулус трансформирует этого же небесного человека.

Творчество из космической пустотности

 И еще через картину я хотел показать связь человека, живущего на Земле, с космосом, прекрасным, природой. Здесь есть такой аспект. Когда человек думает, что создает своими руками свое творение, то он обязательно разрушает что-то другое. Тогда уйулҕа волнуется и прекращается связь с космическим принципом жизни.

За рекой в картине есть мирок, который был когда-то прекрасен в распустившемся цветущем виде, но через несколько мгновений он утонет, исчезнет.  Как и все отжившее в свое время он становится камнем.  Но за всем этим возникает новый мир, при котором опять же будет расцвет, красота.

— Этот молящийся человек шаман?

А.В.Г.: Нет, это обычный человек, у которого есть возможность молиться у Бога. Он молится, чтобы заново возникло «олох ытыллыыта». По философским понятиям, здесь есть начало и конец, смерть и рождение. Божественная энергия ниспадает в Землю по молитве человека. Внутренняя молитва имеет такую силу, чтобы возник новый мир. Это все в космосе есть. Дальше, когда нас не будет на Земле, останется возрождающая жизнь сила молитвы.

Читайте также:  Намнааҕы педколледж “Сардаана” муода тыйаатырын 30 сыллаах үбүлүөйэ

— Как рождалась идея Вашей картины?

А.В.Г.: Картина рождается долго и постепенно, процесс творчества идет вместе с самой жизнью. Невозможно сказать, что творческий процесс каждый раз идет по одному и тому же сценарию.

Кстати, под этой картиной на холсте есть еще и другая картина. На холсте в самом начале была афиша. Я перевернул ее, загрунтовал и сделал одну картину… Нарисовал долину Туймаада.  Она не получилась, мой интерес к ней пропал как-то. Кстати, я в то время еще не ходил на Ытык-Хайа. Позже, когда осенью поднявшись на Ытык-Хайа, и окинув взором долину Туймаада, увидел, что я, не видя, нарисовал  как сопки расположены, какой вид сверху на долину Туймаада именно с этой точки. После этой картины я крупные картины не писал, сейчас работаю над картиной «Аал Луук Мас»  с концептом про мозг, восприятие и видение человека.

 Мои картины — это мои рассуждения, мой бунт, они появляются из-за несогласия с теми вещами, которые я вижу. Всегда возникают вопросы «Почему этого нету?», «Почему так случилось или происходит?». Творческий человек, в общем, созидает то, чего еще нету, то, что не обрело материальные черты – будь то песня, картина или проект. Есть пустота в твоем мире, и ты хочешь заполнить это. 

А вот когда задумался, почему нет молодежной песни, которая крутится у меня внутри, я начал писать песни.

— О! И сколько песен написали? А.В.Г.: Около 60 песен, удачных, по моему-мнению, где-то 30.  Создавать много хороших песен нереально. Пусть будет мало, да лучше. Люди обычно любят какую-то одну песню. Например, у Джо Дассена была депрессия из-за того, что песню “Елисейские поля” он исполнил более 20 тысяч раз. Но народ до сих пор любит песню в его исполнении.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ:
В 1998 г. состоялась 1-ая персональная выставка картин в выставочном зале “Уран”
В 2002 г. выставка картин в доме “Арчы”
В 2002 г. выставка картин во время ысыаха г.Якутска
В 2015 г. выставка во время конкурса «Снежная радуга» - синтез творчества фотографов и моделей.

В то время, когда я писал картины, особо не было информации по якутской материальной культуре (одежда, узоры, доспехи боотуров).  Тогда было совсем мало книг, которые к тому же  прошли жесткий фильтр советской цензуры. Я подозревал, что у народа Саха должна быть своя письменность, сейчас уже известно, что были рунические письмена. Я воображал, что одежда у наших предков должна быть той или иной и рисовал их. Потом по прошествии лет, когда увидел результаты археологических раскопок, то понял, что воображение не обманывало меня. Тогда подумал  — есть, оказывается, генетическая память, (или подсознание), которая воссоздает элементы былых времен.

После того, как я приобщился к Айыы, увидел, что есть тонкие миры, эфирное пространство, откуда можно черпать любую информацию.  Мозг как антенна, человек думает, что он сам делает в жизни, но он выполняет свою основную настройку. Человек думает, что Срединный мир создан для него. Но наша Земля как энергетическая батарея для Солнца, здесь растут растения — трава, деревья, цветы, которые создают животворящие силы.  Здесь природа и красота, и человек разумный создан одухотворять природу.

Надеюсь, я передала частичку того, что хотел рассказать художник Александр Васильевич Григорьев. Я рада знакомству с таким уникальным человеком и жду его творческого раскрытия, с чем, надеюсь, и буду делиться с Вами в будущем. Пожелаем художнику по жизни Саалтааны интересных проектов в сфере создания новых миров, творений!

Беседовала Елена Толстоухова