Наша республика по своим природно-климатическим условиям является наиболее суровой территориально-климатической зоной для проживания. Но, тем не менее, народы, населяющие эту огромную территорию, в том числе якуты, за свой многовековой период истории проживания плодотворно занимались всеми видами охоты, занимались хозяйственной деятельностью.  В таких необычайно суровых климатических условиях наши предки были очень изобретательными в отношении утилитарности и теплозащитной функции своей традиционной одежды, общая форма и конструкция которых  во многом зависели от климатических особенностей зон проживания.

Сегодня мы расскажем о теплозащитных свойств традиционной одежды народа саха по материалам различных музейных фондов.

В прошлом мастерицы проявляли незаурядную изобретательность и мастерство в изготовлении одежды, истоки которого уходят в глубокую древность. Об этом свидетельствуют различные виды одежды и его теплозащитных элементов, встречающиеся сегодня в фондах российских и зарубежных музеев. Но эти коллекции оказались недоступными для современных мастеров, которые, в сущности, отлучены от значительной части своего богатого культурного наследия. Мы считаем, что лишенные доступа к этим этнографическим материалам  современные мастерицы пошива одежды, несомненно, несут большие эстетические и технологические потери в изготовлении одежды. Но хочется отметить, что сегодня и в фондах историко-краеведческих музеев школьного, улусного и республиканского значения и в частных коллекциях можно найти уникальные вещи наших предков, относящиеся к старому быту. Значение этих этнографических материалов в настоящее время ещё более возрастает, как свидетельство уже исчезающих художественных ценностей материальной культуры якутов.

В данной статье были использованы материалы электронного каталога сибирской коллекции Американского музея естественной истории [“Oriqinal Cataloque Paq 2005, AMNH”]* и этнографические материалы Музея антропологии и этнографии им. Михлуко-Маклая, Российского этнографического музея г. Санкт-Петербурга. Интересные материалы в контексте нашего исследования дали материалы республиканских историко-краеведческих музеев республики Саха (Якутии). В фондах данных музеев в единичных экземплярах сохранились некоторые виды старинной верхней и специальных теплозащитных видов одежды.   

Автор монографии «Истоки феноменальной жизнеспособности народа саха»Тырылгин М.А. в своей работе  приводит выдержки из материалов подготовленного коллективного труда «Жилище, одежда и пища якутов», посвященного Всероссийской гигиенической выставке, которая состоялась в 1913 году. Там отмечено, что «якутский костюм шился так, чтобы легко было его носить и свободнее передвигаться в нем пешком или на коне, причем соблюдались условия наименьшей затраты материала при наибольшем  сохранении животной теплоты организма. Эта идея весьма удачно применяется всеми инородцами Севера, что признается многими знатоками полярных стран путешественниками… …Все кто оказывался в Якутском крае, одевались в якутскую одежду, которая была приспособлена к суровым местным условиям гораздо лучше, чем европейская или иная. Тех, кто не следовал этому житейскому правилу, ждали большие неприятности».. Действительно, якуты проявили недюжинную стойкость, смекалку, чтобы приспособиться к суровым условиям северной жизни. Их необходимая адаптация к низкой температуре, сильным стужам и морозам порой доходящих до 50-60 градусов ниже нуля, влияли якутскому народу на необходимость одеваться в многосоставные виды одежды в основном из мехов и шкур домашних и диких животных. Исследователь северо-восточной части Азии А.Ф.Миддендорф верно отметил, что мягкость (вопреки сильнейшей стуже) и сухость меховой одежды составляют необходимые условия для того, чтобы человек мог перенести сильнейшую степень мороза. Современные исследования по изучению художественно-композиционного решения одежды показывают, что признаками влияния северного климата на одежду якутов являются технология пошива (дублирование, т.е. крытие меха мехом), конструктивное решение (большой объем, застежка переда глубоким запахом) и декоративная отделка  (широкая окантовка мехом в два или три ряда по краю низа одежды, рукавов, заднего разреза спины и предплечья).

Обработанные шкуры домашних и диких животных использовали как материал-утеплитель для меховых дох и шуб, специальных утеплителей,постельной принадлежнности, меховых подстилок для дальней дороги. Мастерицы для шитья одежды  использовали шкуру с шерстяным покровом, которую использовали как покрытие одежды снаружи, так и с внутренней стороны как подкладку. Древние мастерицы старались передать грубой шкуре любого животного особую мягкость и эластичность, которое достигалось приданием в них приятных качеств, как, например, мягкости, бархатистости, чистоты ворса, гладкости и красивой расцветки. Первые непротиворечивые описания традиционной выделки материалов для одежды из кожи и шкур принадлежат К.К.Нейману и В.Л.Серошевскому. По словам первого, выделанная “по-якутски” кожа имела весьма невысокое качество, а по мнению В.Л.Серошевского, якутами выделывалась красивая, мягкая кожа с хорошим качеством, мало поддающаяся влиянию сырости. Как показывают материалы из музейных фондов достижения в этом отношении у якутов, как и у других народов Якутии изумительны, и они являются неоспоримым доказательством их вековой самобытности технологии изготовления.

В результате длительного проживания на севере у якутов выработался оригинальный покрой одежды, благодаря которому, и усиливалась теплозащитная функция одежды. В документах ХVIII и ХIХ веков в основном фигурирует меховые архаичные виды одежды. В дальнюю дорогу мужчины и женщины поверх коротких меховых и кожаных пальто (сон) одевали меховые дохи — сангыйахи (арбагас, кеннюгэс, хотойдоох сон) мехом наружу. Во многих случаях они бывают без подкладки, но иногда  внутренняя подкладка у них бывает суконной. Дорожные дохи бывают длинными, что способствовало защиту от холода по всей длине человека. Они шьются из тарбаганьих, лисьих шкур или из шкур оленя, бобра, рыси, а подкладка — из сочетания шкур белки и горностая, так как они более износостойкие. Для подкладки одной дохи, в основном использовались около 250-300 шкур. Богатые подкладку шили из лисьей, волчьей или рысьей шкур.  Позднее были распространены суконные шубы с меховой подкладкой, которые  обязательно имели разрез сзади с меховой опушкой по всему краю одежды, для того чтобы  внутрь одежды не проникал холодный воздух. Как показывают материалы музейных фондов Американского музея естественной истории,  Санкт-Петербурского Российского этнографического музея и Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова особенностью такой зимней одежды представляют торчащие вcтавки, т.е. нижняя часть данных шубы сильно расширялась, за счет свободно болтающихся вставок – кокуора оноо. Такие вставки использовались не в декоративных, а в практических целях. За счет расширения одежды такими вставками, при верховой езде на лошади или в сидячем положении на санях, плотно запахивалась передняя часть одежды, таким образом, хорошо защищали  от холода ноги и паховую часть. Как описывается в приведенном материале Всероссийской гигиенической выставки «Рукава на плечах имеют буфы со свободным пространством  для скопления согретого плечевыми суставами воздуха, что значительно предохраняет эти суставы от простуды…». Буфы на многих шуб из музейных фондов имеют еще меховую опушку, которая, несомненно, имеет теплозащитную функцию. Передняя часть шубы застегивалась двухсторонним глубоким запахом, таким образом, защищается грудная часть. Воротники бывают широкими, чтобы защитить затылочную часть головы, а рукава — длинными и также бывают оторочены мехом.

Читайте также:  Якутский кузнец - самоучка

В некоторых случаях мужские нарядные кафтаны бывают опушены собольим мехом вдоль бортов, подола и заднего разреза  шириной 4 см и завязываются тремя — четырьмя парами ровдужных ремешков. Они также имели меховую подкладку.

Традиционный комплекс одежды для защиты от холода

Отличительной особенностью якутской одежды ХVIII века является многосоставность и многослойность. В ХVIII и ХIХ веке и мужчины, и женщины носили двойной головной убор: нижние капоры плотно облегали головы, верхние меховые головные уборы имели большой объем и были подбиты мехом. Обычно в конструкции верхних шапок использовались несколько видов меха – рыси, волка, лисы, росомахи и соболя, со снятыми шкурами с головы животного, они имели еще и внутреннюю подбивку из меха мелких животных – зайца, белки, горностая или из лапок лисицы. Например, опушка шапки нуо5айдаах бэргэhэ бывает из шкуры черного годовалого жеребенка с пушистым мехом, затылочная часть – из тонкой шкуры черного жеребенка-сосунка, без подшерстка,  а оторочка затылочной части – из шкуры годовалого жеребенка с пушистой шерстью. Летние варианты головного убора шили также из различных кусочков меха, ровдуги и ткани, они же носились в зимнее время, под верхнюю шапку. Бедные слои населения шили из шкур утиных голов — кус баттаҕа бэргэһэ,  из тельячих лобков — торбос баттаҕа бэргэһэ, из обработанного мочевого пузыря животных — хабах бэргэһэ, при этом конструкция этих головных уборов не состояла, как обычно, из средней и двух боковых частей, а была более оригинальной.

Интересна по своей конструкции шапка дьабака, которая состояла из нескольких  частей.  Переднюю меховую часть шапки называли харата (черная сторона), которая надежно защищала лобную часть головы, тыльную — үрүҥэ (белая сторона). Отороченный мех шапки назывался буодьута — опушка, а меховая нижняя часть тыльной стороны, которая закрывает затылок, называлась хадьааhына. Она была длинной, полностью закрывала затылочную часть головы и плечо. В ХIХ веке мужским нарядным головным убором была шапка из лисьих камусов – курааскы. Она по своей форме напоминает шапку южных алтайцев — алтай берик, имела цилиндрическую форму. Внутри шапка была подбита мехом, снаружи покрывалась лисьими камусами – тыс так, чтобы черные края камусов сходились на макушке. По нижнему краю она оторачивалась мехом морского котика или камчатского бобра.     

В трудных суровых условиях зимы якуты защищали себя  оригинальными и удобными приспособлениями, изготовляемыми собственными руками из местных материалов. Для защиты от стужи, ветра, сильного мороза ими изобретен и комплекс разнообразных меховых дополнительных элементов утеплителей к одежде, которые назывались хаттык (чампык) таҥастар – дополнительная одежда: меховой ошейник, нагрудник, налобник, наносник, напальчники, утеплитель для запястья, накладки для рук без пальцев, набедренник, набрюшник и т.д. Они по своей конструкции были очень простыми, в основном были прямоугольной и цилиндрической формы, внутренняя часть, которая прилегала к телу, обязательно подбивалась мехом. Утеплителей, которых использовали под одежду, в основном изготавливали  из простых заячьих мехов, а тех, которые кроме утилитарной носили и эстетическую функцию, шили из шкур соболя, лисицы и декорировали бисером, золотной вышивкой, металлическими бляшками. Например, налобник – сүүс сабыыта, утеплитель для подбородка – сэҥийэ самнаҕа, наносник – мурун бүөтэ.

К типам утеплителей  органов дыханияотносятся —  длинный меховой ошейник (боа) — моойторук и нагрудник — түһүлһүк. В дальней дороге в ошейник прятали  подбородок, рот, щеки, часть носа идышали сквозь мех ошейника и таким образом в жесткие стужи немного умеряли холод глотаемого воздуха. Когда дыхание увлажнит ошейник настолько, что прикосновение к нему становится неприятным, его поворачивают другой стороной; в то время влажная часть быстро обсыхает в морозном воздухе и при обтряхивании совершенно очищается от меха. Традиционный якутский боа — моойторук был очень универсален, хорошо защищал переднюю грудную часть, горло и затылок. Шили его из 100-150 беличьих хвостов, предварительно обработанных путем нанизывания на нитку. В зависимости от количества нанизанных хвостов, боа бывают разной длины, достигая иногда до 1,5-2 м. Например длина боа из Майинского ИКМ имеет по внешнему кругу 115 см, диаметр ее поперечного сечения составляет 11 см. Редко встречаются ошейники из заячьей шкуры и лисьих хвостов.

Читайте также:  Якутский кузнец - самоучка

Существовали боа со своеобразным элементом, использующимся для стряхивания льдинок с ошейника. Экземпляр такого вида боа хранится в Музее этнопедагогики Верхнее-Вилюйского улуса. Элемент состоит из семи  ярких разноцветных лоскутков из шелковых тканей и имеет удлиненную пятиугольную форму с кисточками в нижней части.

Меховой нагрудник тюсюлюк имеют трапециевидную форму. Они бывают короткими или длинными. Последние завязывались сзади  на шее и снизу у поясницы и таким образом прекрасно защищали от холода грудную часть тела. Женские нагрудники обычно вышивали цветными нитками или бисером. В книге Серошевского В.Л. есть материал о мужском нагруднике, украшенном металлическими бляшками.

Интересными дополнительными элементами верхней одежды являются  поясные виды одежды: набрюшник — бааччы, набедренник — бэлэпчи. Первый из них представляет собой широкий меховой пояс мехом внутрь, великолепно предохраняющий от простуды нижнюю часть живота. Материалом служат заячья и лисья шкуры. 

Якутский набедренникбэлэпчи в основном, был предназначен  для предохранения меха шуб от  натирания при верховой езде, а также имел функцию защиты от холода.

Теплый натазниксыалдьа, которого носили зимой,  шили из кожи мехом внутрь, а летний – сарыы сыалдьа из мягкой ровдуги, который с внутри имел тканевую подкладку. Были  сведения, что в  дальней дороге под натазники надевали утеплитель мехом снаружи для паховой части – хабах хаата (дословно переводится «мешочек для мочевого пузыря»). Интересна его конструкция, он имел форму трусов, но совершенно открытый с двух боковых сторон, завязывался сбоку четырьмя кожаными завязками, при чем задняя часть, имела разрез. Такой оригинальный утеплитель, наверняка, был удобен во время холодных дальних поездок и прекрасно предостерегал от таких заболеваний, как цистит, болезни женских органов и почек.

У якутов в старину имелось много видов бытовых, дорожных и охотничьих рукавиц. Последние шили из лапок лисицы, волка, меха собаки.

Подкладки были из песцового, заячьего и беличьего мехов. У северных якутов-оленеводов имели распространение дорожные рукавицы, доходящие до локтя и сшитые из медвежьей шкуры или оленьего меха шерстью наружу с вложенными вовнутрь рукавицами из заячьей шкуры. Детские рукавицы шились мехом внутрь и без напальчников, с длинными ровдужными вязками; назывались они купчуу.

Почти все виды рукавиц имели поперечный разрез у запястья со стороны ладони и кисти – уостаах ютюлюк (буквально: рукавицы с разрезом), что позволяло вынимать руки для работы, не снимая рукавицы, при

Зимой, во время работы на морозе, очень удобны были меховые накладки без пальцев — бэлэпчи, которые одевались под рукавицу.  О бытовании накладок из шкуры водяной крысы – маттага тириитэ бэлэпчи  имеются сведения в словаре Э.К.Пекарского. В дальнюю дорогу под рукавицу на каждый палец надевали меховые напальчники из заячьей шкуры.

К теплым видам обуви относится охотничья меховая обувь с высокими голенищами — меховые куруму и бүүппэх из замши.

В состав зимней обуви входили также меховые ноговицы – сутуруо, которые обычно привязывались к натазникам и доходят до щиколоток ног. Верхние края глубоко закрывали проймы натазников. В зависимости  от сезона, они шились из ровдуги или меха. Такой своеобразный вид одежды из составных частей, видимо был обусловлен суровыми климатическими условиями.  Интересные ноговицы из меха гагары автору удалось статьи обнаружить в Жиганском ИКМ. Очевидно, мех гагары был использован из-за непромокаемых свойств. Натазники вместе с ноговицами  составляли единую, взаимно дополняющую друг друга, одежду, в целом заменяющую штаны.

К особым видам зимней обуви относятся меховые наколенники и чулки,  очень короткая ровдужная обувь — олооччу. Его шили мехом вовнутрь и носили зимой в дальнюю поездку поверх основной меховой обуви. При длительных переездах олооччу был очень удобен, на остановках их снимали и просушивали на костре. Зимний дорожный комплект обуви состоит из чулок, сшитых из зипунного сукна или из выделанных оленьих лапок – чараас кээнчэ. Поверх таких чулок надевается вторая пара, более теплые меховые чулки – истээх кээнчэ, только после этого основная обувь из оленьего камуса- этэрбэс. Кээнчи из телячьих, жеребячьих и пыжиковых шкур шили мехом вовнутрь. Матерчатые чулки обшивали внутри заячьей шкуркой, иногда с подкладкой из тонкой ткани. Покрой кээнчи почти такой же, что у кожаной обуви, но более упрощенной формы  и без носочков. Кээнчи охотники надевают и в настоящее время.

Ноги утеплялись подстилками из сена или меха. Таким же способом  утеплялись и рукавицы. Своеобразны были подстилки из конского волоса – угунньа. К тому же они были доступны и отлично сохраняли теплозащитные свойства в процессе  носки.

Таким образом, старинная одежда наших предков, была очень оригинальной и практичной. Теплозащитная функция одежды не только определялась использованием меховых материалов, но и конструктивным покроем самой одежды. Её своеобразная конструкция, отделка и дополнительные уникальные теплозащитные элементы придают большую объемность фигуре, но они надежно обеспечивали комплексную защиту человека от стужи и холода. В этом способствовали и сами материалы: мех, шкура домашних, диких животных, пушных зверей. Уникальные виды теплозащитных элементов одежды уже к началу ХХ столетия вышли из употребления. В настоящее время они, как предметы материальной архивной культуры становятся предметом рассмотрения и любования.  Но следует сказать, что в настоящее время охотниками употребляются некоторые элементы, как нарукавники и меховые подстилки обуви. Из рассмотренных выше материалов мы убедились в том, что при изготовлении одежды и их дополнительных элементов мастерицы раньше особое внимание обращали их жизнеобеспечивающей функции, но при этом не забывалось их эстетическая функция: они украшались вышивкой цветными и золотными нитками, бисером в сочетании с серебряными металлическими бляшками. Таким образом, они были не только очень теплыми, но  были красивы, нарядны и удобны в использовании.