В якутском языке «Көрүү» (видеть) означает мысли человека, точка зрения о чем-либо. Көрүүлэн – имей свой взгляд. У шаманов способ увидеть, решить — это камлание. «Көрүү, көрөр» – шаманы методом камлания способны определять, предвидеть судьбы у людей и народов. «Көрүү» – видение, видеть видимое и невидимое. (Саха тылын быһаарыылаах кылгас тылдьыта. П.А.Афанасьев. Бичик. 2008)

В якутском героическом эпосе-олонхо выражается специфика взглядов от философских категорий времени и пространства, происхождения мира, мысли, материи, взгляда наблюдателя, т.е. анализ текстов культуры, в частности олонхо, может выявить ранее неизвестные факты из истории этноса саха, его культуры, а также новые подходы к исследованиям и возможно, утерянные сведения о той информации, которая идет из глубины веков — от первопредков и первобытия. Фактически имеются сохраненные 163 олонхо, которые записаны и заложены в тексты в XX веке, точнее на период от 1925 до 1998 гг. Многие из изученных мною 65 текстов эпоса являются олонхо. Начальная часть, касающаяся описания происхождения мира, времени, пространства, света, материи, описания космоса и срединной земли, снисхождения святого духа иччи, кут на землю, имеет различный объем описания.

Если взять космогонические представления тюрков, они реконструируются по немногочисленным текстам, существующим в разных видах: как самостоятельные мифологические тексты сюжета и как зачинания многих эпических поэм. Эти тексты повествуют о событиях в результате которых был создан мир, то есть об утверждении космической структуры, взамен первобытного хаоса. Сотворение мира – удивительная эпоха, в неопределенной давности.

Время акта первотворения фиксируется не четко. Творение мира понималось как начало времени и пространства и трактовалось как бесконечная череда начал, конца. Эпоха первотворения – это не только появление упорядоченного пространства, но и переход от безвременья ко времени. При первотворении был задан ритм, течение времени. И так в мире появляется мера, а вместе с нею пространство и время разного качества разного наполнения. («Традиционное тюркское мировоззрение». Р.Н.Безертинов. Казань. «Слово». 2004).

Что считать первоисточником? Думается, что первоисточником любого олонхо является тайна, смысл, идея, которая внедрена в глубине мозга, сознании архетипов (в коллективном бессознательном) хранимых в талантливых, способных особых представителях этноса. Отсюда становится понятным механизм бесконечного, беспрерывного воспроизводства «олонхо» все новым и новым поколением «саха».

Именно архетип, благодаря своему повышенному особому энергетическому заряду вызывает состояние повышенной эмоциональности. Связи с синим небом (күөх халлаан) космосом, великим вселенским порядком – «таҥара» (вера). Олонхосут – сказитель связывает три мира: микромир, срединный и верхний миры (небо, космос, мироздание). Именно такое состояние синхронности создает ту гармонию — порядок, закон, бытие в целом.

При соблюдении всех компонентов данного механизма мы можем утверждать, что вновь и вновь создаваемые или интерпретируемые тексты олонхо, всплывающие из уст сказителей и носителей тайных знаний и мудрости народа, и есть первоисточник. В нем сохранены смысл, идея, некая цельная информация, и посему олонхо будет аутентичен всегда во временном пространственном и духовном смысле. Имеются три источника рождения «олоҥхо» как произведения аутентичного устного творчества народа – дух родной земли, окружающей среды, включая мироздание, вера в «таҥара» и родной «материнский» язык. Это триединство является незыблимым условием, правилом, порядком и законом для продолжения обеспечения непрерывности взаимосвязи между поколениями, бытием. Олонхо – есть феномен так таковой, который может всплыть, возродиться в любое время. Это тайна.

  • В начале олонхо создается нижний мир
  • Альдархайдаах аллараа дойду (Страшный нижний мир)
  • Арбаҕаһын бүрүммүтүнэн үөскээбит (Старой шубой, покрытый образован)
  • Атара бэйэлээх, Арбыйа тиистээх — (Страшный вид, череда зубов)
  • Аатырар Арсан дуолай аҕатын уустара — (Великого Арсан Дуолайа род)
  • Адаҕатын кэннитинэн төрүөбүт — (Родился одевшись бремя тяжелое)
  • Ааттаах Аал буурай эмээхсин удьуордара — (Великого Аал Бурая старухи сородичи)
  • Отут алта биис ууһа — (36 родов поколения)
  • Ол-бу бииһин ууһа — (Всякого родов поколения)

Понятие нижнего мира в эпосах описывается предшествующими во времени до создания срединного мира времени и пространства.

  • Былыргы былдьаһыктаах дьылым — (В старинные спорные годы (времена))
  • Быралыйар бырама сындаатыгар — (В отдаленные, древние выносливые силы)
  • Урукку охсуһуулаах өттүгэр — (В прошлых драчливых сторонах)
  • Алдьархайдаах ааспыт дьылым — (страшные прошедшие годы (времена))
  • Анаарыйар анараа таһаатыгар — (Далекие широким взглядом неохватных сторонах)
  • Көхсүттэн тэһииннээх — (На спине поводья имел)
  • Көрбүөччү харахтаах — (Дар предвидения взгляд имел)
  • Күн айыы улууһугар — (Солнце созданные улусы) Солнцем добрым сотворенные улусы
  • Аат ааттанан — (Именем добрым назван)
  • Ахтылла илигинэ — (Тогда еще не был упомянут в воспоминаниях

До создания мыслящего, образования солнечной системы, имеющего взгляд предвидения, не имеющего названия, имени, памяти времени, периода. Создается небо, где живет верховный правитель «Улуу тойон» с «Хотун күөхтүйэ»

  • Үөһээ үлүскэнээх үрдүк мэҥийэ халлаан — (Высоченное бурлящее, высокое, гудящее)
  • Үөһүүлээх үрүт өттүгэр үөскээбит — (За пределами образовано небо было)
  • Улуутуйар Улуу оҕонньор тойон — (Величайший старец тойон)
  • Уораан-аараан Хотун Күөхтүйэ икки — (Свирепая Хотун Күөхтүйэ)
  • Отут тоҕус бииһин ууһа диэн — (Тридцать девять родов)
  • Арҕаһыттан тэһииннээх айыы хаан аймахтарыгар — (За горбом поводья имеющий кровным аймаком)
  • Үөрбэ чаҕаан тылларыгар — (С острогами схожими острыми словами)
  • Үһүйээн буолан — (Еще былиной старой)
  • Үөтүллэ илигинэ — (В те времена упомянут не был)

Понятие «дьыл, дьылларым» дается в понимании, смысле век, эпоха, эпоха далекая, эпоха изменений, доисторическое время, времена страшной эпохи. Далекие дальние стороны времен страшной эпохи. Создается нижний мир в образе «Арсан Дуолай» и «Ала Буурай бабушки», 36 предков и других всяких родов. Т.е. идет описание нижнего мира в образе отрицательных героев, очеловечивается образ нижнего мира страшными временными пространствеными понятиями доисторического периода, связанного с созданием нижнего мира.

Имеющий иэйэхсит в восточном небе
Жадное, южное небо
Бурю, смерчь, северное небо,
Солнце, святой дух имеющий

Белым небом основание имел
Белым небом укрыт палаткой
Светлым небом отражен зеркалом
В раю вожжями закреплен скобой

Имеющий дух иэйэхсит в небе как решето

Охваченный сомнением в тумане
Укрывающий теплотой воздухом
Издающий протяжный вой ветром
Бурю сметающую, все имел
Смерчь высоченную имел

Достойное высоченное белое небо
кривою согнут вниз
С волнением и блеском
(образован) создан был.

Волшебное небо. Волшебственное небо
Восьмигранное, может?
Восьмизвучное, восьмистороннее, восьмилучистое
Бело-желтое небо.

Здесь «небо-пространство» ассоциируется с беспредельной высотой, где на верхнем ярусе в благодатном месте родился, вырос и стал великим старцем «Тойон» – господин и грозная царица – «Хотун Күөхтүйэ». Пространство неба далее ассоциируется с временем — еще до тех времен, когда еще не создавался образ великого «Тойона» и «Грозной царицы», еще до тех времен, когда 39 родов срединного мира не слышны были слова про них … Небо предстает в образе светлого, великого, доброго «Тойона» – мудрого старца с грозной царицей «Күөхтүйэ Хотун». В имени Күөхтүйэ Хотун имеется корень слова «күөх» – «синее» подразумевается цвет синего неба и зелени. В якутском слове «күөх» добавляется слово «небо» – «халлаан күөх», «зеленая трава» – «от күөх». «Күөх халлаан», «синее небо» – это основа веры тенгри, тенгрианства, «таҥараҕа итэҕэл». То есть вера в синее небо подразумевает веру в верховного правителя, старца «Улуу Тойона» – хозяина неба.

Читайте также:  Спорт. Дьоҥҥо тус көмө!

Основные установления ведического закона (Закона (rta). Верховный закон — тайна неизвестная человеку. «Закон закрыт законом» — так говорится в Ричведе. Автор Шутов В.Н. предполагает в своей работе «Анатомии мировых религий» М.2016, что в сочетании звука РТА в различных языках мира в значении закона, знания, правила, главенства, обозначающее не только искусство, но знание и умение. В языке «саха» такое созвучие слышим в слове «ОРТО» (середина), (ортодоксальное), «орто дойду» – срединная земля в олонхо. Ведизм строит свое учение, исходя из глубокого анализа природных явлений, окружающих человека в его земном бытии, из четких представлений о предназначении этого бытия, из осознания меры, ценности и смысла человеческой жизни, из желания придать этой мирской жизни красоту, долголетие, мир, процветание и уверенность благого посмертного бытия, при соблюдении вполне здоровых социально-нравственных признаков. Вот она, коренная суть учения ведизма, заметно выделяющая его из многих существующих и доминирующих ныне мировых религий. В ведической доктрине «сотворения мира», согласно ведическому учению, в самом начале «Не было несущего их не было сущего». А было не что одно (или Абсолют), на которое в начале сошло «желание», породившее «семя мысли». Так Ведизм представляя образ всевышнего, рассматривает его, как единое целое (по аналогии – весь человек), и как состоящее из отдельных частей Всевышнего можно представлять себе верховную часть общего тела – голову или даже, как только некий мыслящий орган – мозг. Ведическое учение следует понимать «Бог един и множественен». «Единое – не есть единственное». Так что совершенно необоснованно возникает у посредственного наблюдателя, столь же посредственное представление о ведической религии, как о религии большого числа отдельных независимо существующих богов.

КАТЕГОРИЯ ВЗГЛЯДА В ОЛОНХО

  • 1. Өйдөөн көрүү………… умозрительный взгляд
  • 2. Кэтээн көрүү …………. наблюдательный взгляд
  • 3. Үөһээттэн көрүү ……. взгляд сверху
  • 4. Иһиттэн көрүү ………. взгляд изнутри
  • 5. Таһыттан көрүү……… взгляд с наружи (находясь рядом около)
  • 6. Болҕойон көрүү …….. внимательный взгляд
  • 7. Батары көрүү…………. пронзительный взгляд
  • 8. Баттаан көрүү………… давящий взгляд
  • 9. Батыһан көрүү……….. взгляд вслед (последующий)
  • 10. Иитэн көрүү ………….. воспитательный взгляд, воспитывать
  • 11. Истэн көрүү ………….. подслушивающий взгляд
  • 12. Хараҕынан көрүү…… видеть глазом
  • 13. Хастаан көрүү……….. снимающий (скорлупу____) взгляд
  • 14. Куотан көрүү…………. убегающий взгляд
  • 15. Куттана көрүү ……….. пугливый взгляд (испуганный)
  • 16. Сэрэнэн көрүү……….. осторожный взгляд
  • 17. Анааран көрүү ………. анализирующий взгляд
  • 18. Тобулан көрүү ……….. находчивый взгляд
  • 19. Толкуйдаан көрүү….. думающий взгляд
  • 20. Омос көрүү……………. нечаяный взгляд
  • 21. Үөрэтэн көрүү ………. изучающий взгляд
  • 22. Ырыйан көрүү……….. анализирующий взгляд
  • 23. Сааһылаан көрүү …… разбирающий взгляд
  • 24. Тэнитэн көрүү……….. распространяющий взгляд
  • 25. Талан көрүү…………… избирающий взгляд
  • 26. Тыыран көрүү ……….. расчленяющий взгляд
  • 27. Өйдөөн көрүү………… умом зреть
  • 28. Быһаааран көрүү……. определяющий взгляд
  • 29. Аллаараттан көрүү … взгляд снизу
  • 30. Үрдэтэн көрүү ………. возвышающий взгляд
  • 31. Ыйытан көрүү……….. вопросительный взгляд
  • 32. Ыйааһыннаан көрүү. взвешенный взгляд
  • 33. Даалатан көрүү ……… обхватывающий взгляд
  • 34. Дьаабылаан көрүү …. наказывающий взгляд
  • 35. Туруору көрүү……….. простой, обычный взгляд
  • 36. Сэргэтэн көрүү ………заинтересующий (осторожный) взгляд
  • 37. Саарбахтаан көрүү … сомневающий взгляд
  • 38. Сыыйа көрүү…………. постепенный взгляд (медленный)
  • 39. Санаан көрүү…………. мечтательный взгляд
  • 40. Чычаастык көрүү…… мелкий взгляд (тонкий)
  • 41. Дириҥник көрүү …….глубокий взгляд
  • 42. Таайтаран көрүү …….загадочный взгляд
  • 43. Тутан көрүү…………… трогающий взгляд (держащий), пробующий
  • 44. Ойуулаан көрүү …….. изображающий взгляд
  • 45. Ойон көрүү……………. отделяющий взгляд, прыгающий, скачущий
  • 46. Өйөөн көрүү………….. поддерживающий взгляд
  • 47. Сытан көрүү………….. лежащий взгляд
  • 48. Сыдьаайан көрүү
  • 49. Сымыйаллан …………. обманывающий взгляд
  • 50. Сыһыаран көрүү ……. совмещающий
  • 51. Сыыстаран көрүү…… ошибочный взгляд
  • 52. Буортулаан көрүү……(испортить, вредить) вредный взгляд
  • 53. Боруобалаан көрүү … пробующий
  • 54. Саҥаран көрүү ………. сказывающий взгляд
  • 55. Айан көрүү……………. создающий творящий взгляд

Пространство создано взглядом, наполненным смыслом. Смысл породил идею, идея создала движение, движение начало отсчет времени. Время и пространство образовались в результате звука (дорҕоон) и грома (этиҥ). «Сүллэр этиҥ» – «взрыв» в результате движения образовал молнию «свет» – «сырдык», оттуда образовалось всемирное тяготение от изначальной точки во все стороны, а где есть тяготение, там есть и масса, а масса есть материя, элементы, частицы. В олонхо описывается вода, песок, свинец, золото, камень – все в хаосе изначальном. Время – единство всех вещей и событий. Все составные части материи и основные явления, в которых они принимают участие, взаимосвязаны, родственны и взаимозависимы. Они не могут иметь различную природу и должны рассматриваться, как неотъемлемые части одного целого.

В текстах олонхо элементы происхождения мира — звука (дорҕоон), неба (халлаан), света (сырдык), материи воздуха. Описание в разных текстах олонхо вышеназванных элементов или структур происхождения мира до времени создания срединной земли показывается по-разному. То есть каждый сказитель сценарно строил поэтапность, последовательность сюжета. Поскольку по иному в зависимости от названия эпоса или характеристик образа героев многие эпосы объединяет упоминание или описание наличия этих сюжетов, ставших обязательными для всех олонхо или во всяком случае можно утверждать тот момент, что после категорий времени и пространства они идут после, т.е. они вторичны.

Во многих олонхо упоминается гром и молния сопровождавшиеся большим звуком (дорҕоон).

Дорҕоон этиҥ арчылаах - Взрывным звуком, громом освящен 
Тоһуттар чаҕылҕан кымньыылаах - Молнией ломаной нагайку имел Табыталыттан салаллар этиҥ - С крыльев сверкал и гремел гром
Таҥнары дапсыйда - Взмахнул свирепо вниз
Куорсуһуттан кудаа уот күүһүрдэ - С перьев вспыхнул огонь свирепо Түүтүттэн сүллэр этиҥ - С пуха гром гремел
Лөһүгүрүү сүүрдэ - Гремя распространился
Тоҕус этиҥ доҕордоһон - Девять громов подружились
Аҕыс дьаҥсал этиҥ аргыстаһан - Восемью ледяными громами рядом шли Сааллар чаҕылҕан дапсыырданан - Свирепою молниями взмахивая
Аһары дапсыйда - Дальше взмахнул
Алта чанса этиҥ сирдьиттээх - Шестью ледяными громами сопровожден Аҕыс саллар чаҕылҕан аччылаах - Восемью свирепыми молниями освящен, очищен
Хаардаах дарбыйар этиҥнээх - Со снежной бурей гремел громом
Сааллар чаҕылҕаннаах - Свирепую молнию имел

Из этих примеров можно предположить, что гром (этиҥ) — это взрыв, который сопровождается эпитетами сааллар, т.е. ударяется, удар – сүллэр этиҥ. Сүүнэ – огромный большой, а также происхождением огня (уот), который движется вниз (таҥнары дапсыйда), пробежал гремя (лоһугуруу сүүрдэ).

ГРОМ И МОЛНИЯ

При описании грома и молнии используются численный счет: тоҕус (девять), аҕыс (восемь), алта (шесть). Счет чисел в этом случае можно характеризовать, что речь идет о многочисленности повторяемости события (взрыва), который распространяется и описывается в движении. В конечном итоге появляется образ огромной птицы – зверя, от движения крыла которой образуются гром и молния. (Табыталыттан, түүтүттэн, куорсун дапсыырданан, аһары дапсыйда). Крыло, пух, взмах крыла. Гром и молния всегда идут рядом. И огонь, большой огонь и звук, как бы являются прародителями света (сырдык). Большой звук (дорҕоон) рождает тьму и нижний мир.

  • Кыһыл көмүс уутун курдук……………………….схожий на жидкое золото
  • Кылабычыйан кылбаарыйан…………………………….поблескивая, блестя
  • Килбэйэн-туналыйан …………………………………….белизной поблескивая
  • Ыраастыйан ыйдаҥардан ……………………………лунным светом очищен
  • Сырдаан-сыдьаайданан ………………………………….светом светлым светя
  • Тыган-сыыйыллан……………………………………лучом направленным светя
  • Күндээрэн-күлүмүрдээн…………………………………..озаряя поблескивая

В этих строках описывается образ света. Даже описание процесса происхождения света из большого огня (процесс происхождения из огня света), сошествие звука (грома) таҥнары дапсыллыбыт дорҕоон описывается следующим образом:

  • Элэн сиэлэн…………………………. Легко скача
  • Эрийэ сэрийэ ………………………. обогнув осторожно
  • Иһиттэҕинэ …………………………. услышав
  • Үөһэттэн …………………………….. сверху
  • Үргэн сүүрэн түһэн……………… испугавшись, убежал вниз
  • Үөскээбитин билбэтэҕим…….. не заметил о происхождении
  • Иэйэхситтээх илин халлааннаах……… Имеющий иэйэхсит восточном небе
  • Соллонноох соҕуруу халлааннаах……………. жадное южное небо
  • Холлуруктаах хоту халлааннаах ………….. порождающий бурю, смерчь северное небо
  • Күн айыы күрүөһүлээх ……………………….. солнце святой дух имеющий
  • Үрүҥ халлаан үктэллээх …………………… белым небом основание имел
  • Маҥан халлаан балааккалаах…………… белым небом укрыт палаткой
  • Сырдык халлаан сыаркылалаах……….. светлым небом отражен зеркалом
  • Ырай буоса ыскаабалаах ……………. в рай вожжями закреплен скобой
  • Соҕурууҥҥу суруктаах………………………Южное с письменами
  • Сур дьаҕыл маҥан халлаан ………………….С темным пятном белое небо
  • Иэйэхситтээх эрэһэлээх халлааныттан………С божеством материнским ребристое небо
  • Туналыйар мынарый туманнаах………….. охваченный дух иэйэхсит в небе как решето
  • Сайабыйар салгыннаах……………….. укрывающий теплотой воздухом
  • Эҥсэлийэр тыаллаах ………………… издающий протяжный вой ветром
  • Буккуолар буурҕалаах…………………………… бурю сметающую все имел
  • Хоролуйу холлоруктаах…………………………… смерчь высоченную имел
  • Дьубусханнаах добун маҥан халлаан……….. достойное высоченное белое небо
  • Таҥнары мэҕиллэн түһэн ………………………… кривою согнут вниз
  • Дойдутан-долгутан үөскээбит эбит………….. с волнением и блеском (образован) создан был
  • Абылы халлаан…………………………… волшебное небо, волшебное небо
  • Аҕыс сыдырҕалаах…………………………. восьмигранное, восьмизвучное
  • Араҥас-маҥан халлаан ………………. восьмисторонее, восьмилучистое бело-желтое небо
Читайте также:  Виктория Варламова-Контоева: «Не умею сидеть и ждать, а беру и делаю!»

Далее, сабыллар хаххалыыр хараҥалан – закрывающая, затмевающая тьма.

Таким образом, спущенный сверху звук (гром) создал закрывающую затмевающую тьму, о создании которой он (третье лицо, создатель) не предполагал. Үөскээбитин билбэтэҕим – о рождении которой не предполагал).

Гром и молния, сопровождаемые большим звуком (взрывом) и большим огнем, породили свет и тьму, естественно на небе. Речь идет о направлениях. Небо – вверх, звук и свет идут сверху вниз. Про небо, про образ неба много информаций.

  • Иэйэхсит илин халлаан — Имеющий иэйэхсит айыы восточное небо Про западное небо очень редко упоминается как
  • Алдьархайдаах арҕаа халлаан — Страшное западное небо
  • Күөх халлаан көбүөрдээх эбит — Синим ковром устлано небо
  • Сарыал маҥан халлаан — Закатное боле небо
  • Сарыы таҥалай курдук — На ребристую ровдугу похож
  • Таҥнары тардыллан — Втянут вниз
  • Тараадьыттан тарҕанан — Разветвлен, распространен
  • Айыллыбыт эбит — Сотворен был

Из этих текстов следуют, что есть такие характеристики образа неба. Небо имеет духи «айыы» (иэйэхсит-проматерь), прародительниц живых существа имеет солнце – «айыы күн» и «рай» (ырай буоса ыскаабалаах). Небо имеет белый, светлый цвет (үрүҥ, маҥан, сырдык, араҥас – желто-белый), которые являются символом. Белый свет – это образ чистоты, святости. Небо имеет направления, каждое направление имеет свою характеристику, южное небо имеет письмена, северное небо имеет смерчь, пургу, ветер, туман.

Кроме описания направлений неба, оно имеет “низ, спущен” и распространен в ширь, создано было. Об этом говорится следующее.

  • Дьулусханнаах добун маҥан халлаан………..Стремительное основательное белое небо
  • Таҥнары иэҕиллэн түһэн………………………….Кривым путем спущен он
  • Дуйдатан долгутан үөскээбит эбит……………..Волнуясь сверкающим покрытием создан был

В этом отрывке тоже говорится о кривом пути неба. Кривой путь может означать о несформировавшемся окончательно пространстве, о процессе организации пространства, т.к. не было еще низа верха и в твердыни — материи, т.е. предполагается следующий этап — этап создания материи.

  • Бутуу уута — смешаная грязью вода
  • Буор сир булуллар күнүгэр — в день нахождения земли
  • Сибэтиэй буор — свята глина
  • Сэниэлэнэр күнүгэр — в день приобретения силы
  • Дэриэспэ таас түгэхтээх эбит — имел грозное камень основание
  • Сымара таас сындыыстаах эбит — имел глыбу камень движение
  • Суорун таас тулааһыннаах эбит — имел песчаник камень окружение
  • Сибиниэс сыттыктаах эбит — имел свинец подушку
  • Күрбэ таас түгэхтээх эбит — недвижимый камень фундамент
  • Тулхадыйар хамныыр — движущая
  • Туой хайа буорум — глиняная гора земля
  • Куугулуур кытыы кумах — сыпучим песком окраину
  • Кулустардаах эбит — имела почву,
  • Симии кумах — плотным песком
  • Силистэрдээх эбит — имел корни,
  • Кыһыл көмүс аалыытын курдук — схожую золотом
  • Кыһыл кумах кырыстардаах эбит — красный песок имел почву
  • Үрүҥ көмүс курдук — схожую на серебро
  • Үрүҥ кумах үрүттэрдээх эбит — белый имел песок поверхность
  • Орто дойду оноһуллубутун — созданная в срединной земле
  • Эргийэр киинигэр — центре круговорота
  • Холлоруктуур куллугутун — смерчем охваченный
  • Курбуу дьирбии куоһаҕар — в ребристых низинах которого
  • Сүрдэх муора сүнньэ — сильный дух моря
  • Туй муора тоҕоноҕо — запретный дух моря
  • Ааттаах муора арыыта диэн — славное море на острове
  • Олохсуйан турбут — которого жил
  • Киэҥэ биллибэт — в ширь неизвестною
  • Амах уута — гнилая вода с запахом
  • Аҥкыллан айыллыбыт — зазнавшись сильно создан заходя
  • Дириҥ муора тэллэхтээх — глубоким морем застлан был
  • Аллар муора алыннаах — волнующим морем имел низ
  • Түллэр муора түгэхтээх — штормовым морем основан
  • Ириэнэх муора эккиннээх — жидким морем имел край стен
  • Тоҥмот муора балалаах — немерзнущим морем окружен
  • Өрөкүйэр буор өрүстээх — бурную глинистую роке имел
  • Туус кумах тураннаах — соленый песок – глину имел
  • Улуу күөл түннүктээх — великое озеро окно имел
  • Уу салгын тыыннаах — сырым воздухом дышал
  • Мүччүрүйбэт кур муус түгэхтээх — неизменный древний лед основание
  • Ирбэт чэҥ булуус эккиннээх……………………………… не растающий наледь стены имел

Из этих примеров видно образование материи в виде песка, земли, камня, свинца, золотого и серебряного цвета земли, почвы, грозное камень основание, недвижимый камень фундамент, подушку свинец, плотный песок имел корни, т.е. речь идет о создании элементов будущей благодатной почвой матери земли, Орто Дойду. «Сэттэ сикситтээх сир ийэкэм». Имеющий семь слоев матери – земли.

Вода и жидкость как составная часть происхождения условия жизни. Образ воды имел бескрайние просторы, обладал сильным духом, центром круговоротом, смерчем охвачен, находился все время в движении. Нетрудно догадаться о теплом и холодном течениях океана. Упоминаются море, река, озеро. А также три состояния воды: жидкое море, твердый лед и газообразное состояние. “Сырым воздухом дышал”.

Используются эпитеты моря: глубокое, волнующее, штормовое, жидкое, немерзнущее. Так же указываются направления света: западное море, восточное море. Предполагаемые названия морей: «Араат» – Аральское, Средиземное – «Орто муора олбохтонон».

Таким образом, в сюжетах изученных мною текстов эпосов выписаны строки, выражающие и характеризующие элементы или структуры сценарного происхождения мира. Из более 60 эпосов выписанные тексты сокращены путем отбора и систематизации и обобщения. Это наиболее характерные сюжеты из собранных многих текстов и раскрытых анализированным путем или некоторых текстов с использованием сохранившихся в якутском словаре слов, но не использующихся в современном якутском разговорном и литературном языках. Очередность описания сценарно в разных олонхо разная. Поэтому поэтапность выбрана автором по принципу значительности событий и примерного понимания современной науки автором. Сравнительный анализ представления «концепции происхождения мира» из примеров текстов олонхо можно провести аналогию с современной космологией, что очень интересно в беглом поверхностном сравнении и возникает очень много интересных вопросов, таких как откуда первобытное, архетипичное сознание, мысль могли иметь представление о философских категориях времени, пространства? Настоящая работа только открывает следующий этап сравнительного анализа.