МЕЧТА — ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ К БУДУЩЕМУ. ИСПОЛНЕНИЕ МЕЧТЫ НЕ ПРОИСХОДИТ САМО ПО СЕБЕ, ДЛЯ ЭТОГО НАДО МНОГО РАБОТАТЬ, УЧИТЬСЯ НОВОМУ, ПОСТИГАТЬ УРОКИ ЖИЗНИ, И ПРИ ЭТОМ НИКОГДА НЕ ТЕРЯТЬ ИЗ ВИДУ КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ И ВЕРЫ В МЕЧТУ. CАМА ПРИРОДА НАДЕЛЯЕТ МАСТЕРОВ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА ОСОБЕННЫМ ДАРОМ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРЫЙ НАПРАВЛЯЕТ ИХ К ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ. ЗАСЛУЖЕННОГО РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ РС(Я) МИХАИЛА ЗАХАРОВИЧА СИВЦЕВА ЖИТЕЛИ ЯКУТИИ ЗНАЮТ, КАК БЕССМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОЛЛЕКТИВА БАЛЬНОГО ТАНЦА «МОЗАИКА», ПРОФЕССИОНАЛА, ШИРОКО ПОПУЛЯРИЗИРОВАВШЕГО СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ В ЯКУТИИ.

По долгу службы я много раз общалась с Михаилом Захаровичем Сивцевым и могу сказать, что за любимое дело он всегда берется с энтузиазмом, умеет воодушевлять, направлять, организовывать окружающих. Это я наблюдала много раз во время мероприятий, которые успешно проходили под его четким руководством. Во время нашей беседы Михаил Захарович очень тепло рассказывал о людях, с которыми вместе работал, об учителях и учениках, друзьях и земляках, кого он втянул в круг интересов по укреплению и развитию спортивного бального танца в Якутии.

Танец Жизни или как исполнялась одна мечта
Краткая характеристика народного ансамбля спортивно-бального танца «Мозаика» Художественный руководитель – СИВЦЕВ МИХАИЛ ЗАХАРОВИЧ, заслуженный работник культуры РС (Я) 1996г, «Отличник образования РС (Я)», «Отличник физической культуры РС (Я)» 2006г, награжден правительственными наградами РС (Я) и наградами Министерства культуры РС Я). За 39 лет плодотворной творческой, педагогической работы прошел все этапы творческой деятельности – от работника районного дома культуры в с. Борогонцы Усть-Алданского района (1975г.), руководителя народного ансамбля спортивного-бального танца «Мозаика» до доцента кафедры хореографии ФФЭНА АГИИК, известного хореографа РС (Я). Он один из первых хореографов республики, который стоит у истоков развития бального и спортивного танца РС (Я). Является основоположником отделения современного направления танца на базе НХК ФФЭНА Арктического государственного института культуры и искусств (2001г.), Вице-Президентом РСОО «Союз танцевального спорта РС (Я)» (2012-2014 гг.). М.З. Сивцев является организатором Республиканского фестиваля танца «Arct Dance» АГИКИ (2002, 2004г.) Начиная с 1999 г. является главным судьей республиканских и улусных турниров по спортивным танцам, автором конкурса-фестиваля исполнителей бальных танцев «Вальс Победы». За все годы работы М.З. Сивцев выпустил несколько поколений руководителей ансамблей, педагогов и творческих коллективов. Его ученики и выпускники создают новые танцевальные коллективы и клубы спортивного танца, широко известные далеко за пределами республики и страны, некоторые из них имеют даже звание «народный».

http://центркультуры.рф/?page_ id=867

И он говорит, что жизнь сама по себе непредсказуема и интересна, что явления и события, происходящие в творческой среде взаимосвязаны, переплетены в интересный узор под названием «жизнь». В детстве я мечтал стать учителем физкультуры и после школы поступил на физкультурное отделение Якутского педагогического училища. Но потом в ходе учебы выяснилось, что мое состояние здоровья не позволяет учиться дальше. Вернулся в родной Усть-Алдан и стал думать, чем буду заниматься дальше. Мне всегда нравилась красивая природа, летние сайылыки, я идеализировал работу передовиков-дояров, и может быть поэтому, мне предложили поработать дояром. Но я пошел работать учителем физкультуры в школу. Через некоторое время, в сфере образования появились новые требования — учитель должен быть с дипломом.

Танец Жизни или как исполнялась одна мечта

Тогда случайно оказалось, что есть работа в местном РДК. Так, с 1 января 1975 года я начал работать в сфере культуры, мне тогда было 19 лет. Специального образования у меня не было, в РДК с. Борогонцы был штат «инструктора», и я начал помогать общей работе клуба. В те времена постоянно организовывались «Вечера танцев» — «Ункуу биэчэрэ»: мы включали радиолу, крутили виниловые пластинки, придумывали тематику и сценарий вечеров. Мне повезло работать с Акимом Бурцевым, руководителем известного Найахинского хора, Сергеем Васильевым, Василием Степановичем Парниковым, единственным в те времена человеком, сумевшим организовать поездку ансамбля в Москву и выступление в Кремле. В те годы я познакомился с Зоей Гаврильевной Ксенофонтовой (Протодьяконовой), только что окончившей Якутское культпросветучилище и приехавшей по назначению работать в Борогонцы. Впоследствии Зоя Гаврильевна стала моей «пожизненной» наставницей в мире танцев. Она истинный сподвижник культуры, человек неординарный, умеющий видеть перспективу и тонко подсказывающий направление творчества своим подопечным. В 70-ые в СССР по всем союзным республикам в культуру начали внедрять бальные танцы.

Танец Жизни или как исполнялась одна мечта

Было много семинаров, хореографы учились у специалистов, обменивались опытом, изучали соответствующую литературу. Тогда не было Интернета, не было видеотехники, обучение танцам происходило по книгам. В это время по Союзу массово стало развиваться народное творчество, особенно хоровое искусство и танцы. Выпускники отделения хореографии Якутского культпросветучилища с невероятным воодушевлением начали работать в этой сфере. Под руководством Единого Научно-Методического Центра Министерства культуры ЯАССР проводились многочисленные семинары, фестивали, в том числе, тогда состоялся первый конкурс по бальным танцам. Организатором была методист хореографии ЕМНЦ НТ и КПР, отличник культуры СССР Дора Павловна Протопопова (Филиппова). В творческой работе ей помогали коллеги и подруги Зоя Гаврильевна и Любовь Алексеевна. В 1975 году под руководством Зои Гаврильевны мы из Борогонцев приехали в Якутск участвовать в конкурсе исполнителей бальных танцев. С Усть-Алданского района было 4 пары. Тогда я впервые увидел школьников из Мирного, которые под руководством Владимира Кушнарева исполнили танго, медленный вальс, ча-ча-ча, и с первого взгляда влюбился в бальные танцы.

Читайте также:  ТРИ ТОЛСТЯКА
Танец Жизни или как исполнялась одна мечта
флеш-моб «Кырдьыбат вальс» на песню Г. Шахурдиной

С тех пор у меня появилась мечта выучиться бальным танцам. В Борогонцах тогда открыли новый Дом культуры и появился новый работник – хореограф Елена Степановна Прокопьева, 1-ая выпускница хореографического отделения якутского культпросветучилища, она и стала моим следующим наставником. Сегодня Елена Степановна известна жителям республики как руководитель танцевально-хорового коллектива «Кэнчээри». Она — мое крупное везение! В 1978 году Елена Степановна с ее стремлением к творческому выражению оповестила нас, что в Якутске состоится Всероссийский смотр-конкурс танцевальных площадок. По уставу смотра мы должны были представить танцевальный коллектив и вокально-инструментальный ансамбль.

Танец Жизни или как исполнялась одна мечта

В те годы в Борогонцах был ВИА, музыкантов которого научили играть на инструментах приезжие парни-строители из Смоленска. Кстати, известный певец Бүөккэ Бөтүрүөп учился играть на музыкальных инструментах у наших участников ВИА. Тогда в Якутске мы впервые научились танцевать самбу, ча-ча-ча. Я всем телом и фибрами души ощутил магию движений, ауру бальных танцев, моя мечта научиться танцевать бальные танцы свершилась. Дальше жизнь закрутилась еще интереснее. В том же году в Тааттинском районе состоялся республиканский конкурс, где мы с Шурой Платоновой участвовали с танцем «Якутяночка», который поставила Елена Степановна. Тогда я познакомился с Афоней Афанасьевым, которому было 14 лет, он в составе ансамбля «Дружба» был самым юным и танцевал сольную пантомиму. Победителей — ансамбль «Дружба», нас — обладателей приза «Самая лучшая сельская пара» и Борогонский ВИА, поощрили поездкой в Магадан.

Танец Жизни или как исполнялась одна мечта

В Магадане нас с Шурой Платоновой отметили спецпризом оргкомитета «Лучшая сельская пара России». После успешного выступления по совету Валерия Абдиркина я уехал учиться в Смоленское культпросветучилище. Во время учебы (благо Смоленск близко от столицы нашей страны) я буквально не выходил из театров и концертных площадок, здесь я впервые увидел выступление блистательных мастеров бальных танцев Станислава и Людмилы Поповых. После окончания учебы в 1982 году я работал в Борогонцах, где впервые поставил латиноамериканские танцы. С 1982 года по 1986 год учился в Ленинградской Профессиональной Школе Культуры, где в основном мы постигали основы классического танца. В Ленинграде мы с однокурсниками посещали все постановки Кировского театра, своими глазами видели выступления великих мастеров балета Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой, Владимира Васильева. В Ленинграде я пропитался красотой искусства, культуры, и это было время моего духовного обогащения. Города, где я учился, Смоленск и Ленинград — города-герои. Они оставили глубокий отпечаток в моей душе, это города-победители, и я верю, что они особым образом придают мне силы.

Танец Жизни или как исполнялась одна мечта

В Смоленске есть церковь, которую не смогли разрушить ни Наполеон, ни Гитлер, ни Сталин, и этот факт символично придает мне уверенность во внутренней непобедимости перед любыми жизненными перипетиями. После окончания учебы меня направили работать в Якутск в ДК «Строитель». Время само отсеивает то, что не нужно и оставляет то, что нужно. Я с новыми приобретенными знаниями приступил к обучению бальных танцев взрослых и студентов. Мне все вокруг было интересно и ново, я передавал знания и наслаждался любимым делом. В 1988 году под эгидой Единого Научного Центра Министерства культуры начал работать руководителем бальных танцев в двух школах. Моими воспитанниками стали известные теперь Юра Алексеев, Миша Платонов, Аял Голубь, Ольга Игнатьева и многие другие ребята.

Читайте также:  “Сүр көтөҕүү”- поднятие внутреннего духа

В то время Любовь Алексеева Никитина была методистом ЕМНЦ и открыла заочный народный Университет искусств. С ее помощью в Нерюнгри мы – хореографы со всей республики, повышали профессиональный уровень под руководством Василия Александровича Мамалыги, уровень бальных танцев которого был на очень высоком уровне. Именно там я познакомился с хореографами Любовь Алексеевной Андросовой (руководитель клуба «Ретро-Данс»), Светланой Ефимовной Зинуровой (руководитель ансамбля «Булуу долгуннара»), Екатериной Павловной Винокуровой (руководитель ансамбля «Манчары» из Техтюра), с которыми успешно сотрудничаю до сих пор. После обучения в Университете искусств мы начали обучать латино-американским танцам детей. В 1989-1990 гг. я собрал детский танцевальный коллектив, и мы под эгидой ЕМНЦ организовали первый конкурс. В это время проводился конкурс «Северное сияние», где постоянными участниками были коллективы из Техтюра, Вилюйска, Хамагатты Намского района.

Я считаю, что появлению и становлению танцевального спорта в Якутии своим творчеством и деятельностью помогли именно эти люди, специалисты и вдохновители распространения бальных танцев. В 1994 году состоялся I чемпионат по спортивному бальному танцу — это было начало прорыва. Чемпионатах, открытых турнирах по бальным танцам, принимали участие коллективы из Якутска, промышленных и заречных районов. Энтузиазм организаторов, стремление танцоров к красоте и достижениям заложили основу становления Федерации танцевального спорта РС (Я) такой, какой мы видим ее сегодня. В 1991 году мы с Алексеем Улитиным – руководителем детского ансамбля «Стерх» решили объединиться в единый танцевальный коллектив «Мозаика». Я стал художественным руководителем, Алексей – главным хореографом. Во время президентства Михаила Ефимовича Николаева бальные танцы перешли в разряд спортивных танцев, и открылась «дверь» в Европу.

Впервые из Якутии мы выехали за границу — в Данию, Италию, Англию; Аня Егорова и Юра Алексеев участвовали в открытом чемпионате Австрии. В Европе узнали, что есть Республика Саха (Якутия) и дети, танцующие бальные танцы. Маша Маринова – воспитанница «Мозаики», исполняя «аргентинское танго» по 2-м направлениям стала чемпионкой России и получила путевку на родину танго в Аргентину. Тогда в 90-95 годы бальные танцы стали очень популярны в Якутии. Говорят, мечта окрыляет человека и открывает мир возможностей. Дети, которые в то время танцевали в «Мозаике», теперь сами стали распространителями бальных танцев: Юра Алексеев и Маша Маринова отучились в Санкт-Петербурге, Лиза Лазарева, Эльвира Емельянова – в Москве. Я сейчас очень горжусь своими воспитанниками, они продолжают вносить вклад в развитие танцевальной культуры в Якутии. Наш коллектив «Мозаика» тогда поддержала Мэрия г. Якутска, лично Павел Павлович Бородин, и министр спорта РС(Я) Виктор Петрович Ноговицын — благодаря им спортивные бальные танцы, как вид спорта, вошли в программу Международных спортивных игр «Дети Азии». Есть в жизни люди-«огоньки», которые зажигают и пробуждают интерес, есть люди-«реки», которые обволакивают любовью и нежностью, и те и другие играют в нашей жизни судьбоносную роль.

Танец Жизни или как исполнялась одна мечта

Хочу рассказать про одного человека, который, зажег огонь любви к танцам, это Тамара Михайловна Дорофеева (Филиппова), она танцевала в нашем клубе села Курбуhах, когда приехала со студентами на гастроли. Я тогда был маленьким школьником, но был поражен красотой ее танца, энергией. Спасибо Тамаре Михайловне за этот «огонек», который до сих пор живет в моей душе! Хочу поблагодарить моя любимую половинку Розу Егоровну за постоянную поддержку и веру. Мы, творческие люди – капризные, эмоциональные, прямолинейные, а моя Роза – защита и опора, моя философия и надежная гавань в то время, как я шел к мечте по жизни.

Leela