Передо мной в гулкой тиши кабинета сидит невысокого роста, обаятельная, интеллигентная женщина — Ангелина Григорьевна Лукина, доктор искусствоведения, профессор Арктического государственного института культуры и искусств, этнохореограф, исследователь традиционной танцевальной культуры и хореографического искусства народа саха. Она автор 5 монографий, большого количества книг, учебных пособий по якутским народным танцам, якутской хореографии. В этом году отмечает 45-летие своей творческой деятельности, что послужило поводом для нашей встречи.

Родилась и выросла Ангелина Григорьевна в Горном улусе, и уже с юных лет от всех сверстников ее отличало то, что она любила танцевать — на самодеятельных концертах, на берегу реки Матта, — на лоне родной природы. Ее одноклассница и близкая подруга, в будущем известный якутский модельер Августина Филиппова уже тогда придумывала и воплощала в жизнь идеи ярких дизайнерских костюмов. Когда им было 11-12 лет, они придумали танец «Сардаана» на мелодию якутской популярной песни, костюмы которого имели сложносочиненную форму с оригинальной конструкцией, в которой юбка раскрывалась подобно лепесткам цветка. Аналогично был решен костюм великой русской балерины Анны Павловой, в балетной миниатюре «Мак», но ведь девочки тогда об этом не знали – интернета не было, журналов о профессиональном балете тоже. Этот танец стал лауреатом республиканского конкурса смотра художественной самодеятельности школьников в городе Якутске и вызвал всеобщий восторг оригинальностью.

Еще одним ярким танцевальным номером был вальс «Снежинка», который помимо пышной юбки из тюля, имел ватную корону, украшенную стеклянной россыпью из елочных игрушек.

Вместе с будущим хореографом, заслуженным работником культуры РС(Я) Зоей Слепцовой Ангелина даже поставила целый танцевальный спектакль по мотивам якутской сказки «Старушка Бэйбэрэкээн». Костюмером-сценографом также была Августина Филиппова.

Любовь девочки к искусству и театру была неслучайной, потому что ее мать — Марфа Кирилловна Лукина, в 40-х гг. училась в вокальной студии Якутского драматического театра вместе с Зинаидой Поповой, Мариной Поповой и другими представителями талантливой национальной молодежи тех лет. Но в годы войны студию закрыли, и Марфа Кирилловна не смогла стать профессиональной актрисой. Она рано ушла из жизни, отец сам воспитал шестерых детей и всех вывел в люди. Поэтому неудивительно, что Ангелина делом своей жизни выбрала танцевальное искусство. Ее подруга Зоя Слепцова сагитировала ее попробовать свои силы в поступлении в Якутский колледж культуры и искусства. Тогда в 1967 году как раз открывалось хореографическое отделение, где преподавали первые якутские балерины – Аксенья Посельская и Ольга Егорова. Они были требовательны к своим ученикам, и Ангелина Григорьевна сейчас удивляется тому, что в период ее обучения Ольга Терентьева поставила балет «Туйаарыма Куо» на музыку самодеятельного автора Иннокентия Дураева, который они все дружно танцевали «на пальцах» — то есть на пуантах.

На выпускной экзамен в колледж пришла известная советская балерина Мария Яковлевна Жорницкая, которая в свое время была балериной якутского театра и написала первые научные работы по исследованию якутских народных танцев. Она как раз приехала из Москвы и, увидев юную Ангелину, посоветовала ей дальше ехать учиться в Москву. Послушав ее совета, девушка пришла на экзаменационную комиссию по рекомендации одаренной якутской молодежи в центральные ВУЗы культуры и искусства страны. Блиставшая тогда на сцене якутская прима-балерина Евдокия Степанова и сама Мария Жорницкая дали ей рекомендацию для поступления в ВУЗ и она поехала на вступительные экзамены в Московский институт культуры.

Способную девушку взял к себе на балетмейстерскую кафедру, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР Игорь Валентинович Смирнов Ее однокурсниками были в будущем заслуженная артистка России Ольга Моисеева — дочь знаменитого Игоря Моисеева, в будущем народный артист РСФСР, руководитель ансамбля «Ритмы планеты» Борис Санкин и другие. Этот курс опекал художественный руководитель балета Большого театра СССР, балетмейстер Ростислав Владимирович Захаров и Ангелина, затаив дыхание, посещала рабочие репетиции советских звезд балета Натальи Бессмертновой,  Владимира Васильева, Майи Плисецкой. В свободное от занятий время, она ходила в гости к М.Я. Жорницкой, которая настоятельно советовала молодому хореографу записаться в ленинскую библиотеку и читать, читать, читать книги о хореографическом искусстве, перечни которых она давала ей один за другим.

Мария Яковлевна является первым этнохореографом России, открывшим целое направление советской хореографии, исследователь танцевальной культуры народов Севера и Сибири. В те годы она работала научным сотрудником Института этнографии и антропологии СССР им.Миклухо-Маклая. Именно она со своим вторым супругом, кандидатом исторических наук Шамилем Мухамедьяровым написали развернутые комментарии к переизданию фундаментального исследования В.Серошевского «Якуты».

Ангелина Лукина успешно окончила институт, вернулась в Якутск и окунулась в активно развивающийся культурный процесс.  Начала работать  преподавателем хореографии в культурно – просветительном училище. Стала работать балетмейстером, постановщиком танцев ансамбля «Сарыал». Она стала известным педагогом – хореографом, преподавала в колледже культуры и искусства, филиале Восточно — Сибирской Академии культуры и искусства, Якутском государственном университете. Среди ее учеников – многие известные в республике хореографы, такие как: Сима Толстякова (ансамбль «Эрэл»), Анатолий Ермолаев (ансамбль «Тюсюлгэ», Сунтарский улус), Ирина Егорова (ансамбль «Сюприз»), Любовь Никитина («Гулун»), Дмитрий и Александра Харлампьевы («Тэлээрис», Кобяйский район), А.Окоемов («Мичээр», Намский улус), В.Сорокин («Туллукчаан», Мегино-Кангаласский улус), Станислав Катаков (ансамбль «Сандал»), Станислав Степанов, колледж культуры и искусств, Василий Козлов («Дружба», Таттинский улус), М.Ермолаева («Кэнчээри», Усть-Алданский улус), Александра Винокурова («Кыталык»), Татьяна Савочкина («Тетрис»), А.Ядреева (ансамбль «Кундэл»), Л.Васильева («Айылгы», Вилюйский улус), Светлана Бессонова — художественный руководитель Национального театра танца, Семен Иванов — артист Национального театра танца и многие другие.

Читайте также:  Лучшие школьники Якутии

А.Г. Лукина основала три ансамбля, широко известные в республике  и за ее пределами. В 1995-1996 гг. ансамбль «Оркон», в который вошли студенты Якутского колледжа культуры и искусства. В 1997 гг. ансамбль «Кундэл», в который вошли студенты Якутского государственного университета —  «Аар-Аартык» в Арктическом государственном институте культуры и искусства.

Она поставила знаменитый танец «Навстречу солнца», идею которого подсказал ей супруг, заслуженный деятель искусств РС(Я) Иван Бурцев. Вот что она говорит о постановке этого танца: «Танец имеет удивительную историю. Так он стал лауреатом Всесоюзного фестиваля (1976-77 гг.), успешно ставился на больших сценах в Магадане и Московском Кремлевском дворце. Этот танец так понравился Леониду Ильичу Брежневу, что он пригласил моих ребят познакомиться поближе. Это была большая честь, и мои студенты, скромные сельские ребята, сильно оробели перед руководителями советской страны и разбежались в просторах Кремлевского дворца. Горжусь тем, что этот танец был с успехом продемонстрирован на открытии Олимпиады в 1980 году в Москве и до сих пор имеется в репертуаре многих коллективов, ставится на сцене вот уже более 30-лет. В 1979-82 годы ансамбль «Сарыал» завоевал 1-ое место на Всесоюзном конкурсе танцевальных коллективов «Пою мое Отечество». Вообще, начиная с 1976 года, мои танцы увидели в более чем 30 странах мира, на мероприятиях разного уровня, вплоть до Совета Европы и ЮНЕСКО. Но ярче всего впечатления были от участия ансамбля «Сарыал» на I-м Всесоюзном фестивале в 1977 году. Кроме этого, запомнилась поездка в Италию с ансамблем «Кундэл» (ЯГУ) в 2003 году – эта поездка явилась уникальным событием для всей якутской истории и культуры. Наверное, до сих пор не было ни одного саха, принявших благословение Папы Римского. И тем ценнее счастье молодых танцоров, которым выпало общаться с «наместником бога на земле», увидеть понтифика вживую, получить его благословение. Эта встреча была инициирована самим Папой Иоанном Павлом II: он пригласил наших талантливых ребят в свою летнюю резиденцию Кастель Гандольфо, изнывающую от ужасного зноя,  чтобы они приняли участие в мессе для притягивания холодного циклона. Одетые в роскошные, национальные костюмы от модельера Августины Филипповой и молодого дизайнера Надежды Докторовой, танцоры ансамбля «Кундэл» ассистировали Папе при совершении им своего религиозного ритуала. Этот уникальный момент был запечатлен в журнале «Огонек» в цветном развороте» ( из интервью с А.Г.Лукиной).

Творческую работу по постановке танцев Ангелина Григорьевна успешно сочетала  с научной и с благодарностью вспоминала наставления М.Я.Жорницкой – ее предшественницы в деле изучения якутских танцев. А.Г.Лукина стремилась рассмотреть не только хореографическую сторону этого культурного феномена, но и  его тесную взаимосвязь с духовным началом, верованиями, обрядовостью якутского народа.

В 1993 году в ГИТИСЕ она защитила  кандидатскую диссертацию, а 24 ноября 2005 года в Москве в институте искусствознания – докторскую диссертацию, став первым в России доктором искусствоведения по этнохореографии. Знаменательно, что буквально  на следующий день после ее защиты, а именно 25 ноября 2005 года ЮНЕСКО признало якутское олонхо шедевром нематериального наследия человечества.

В 2005 году она выпустила  в Новосибирске свою монографию, в  основу которой легла  ее  докторская диссертация, в которой изложена история якутского танца с древних времен до наших дней.

«В первой главе, посвященной пластически-танцевальным образам на петроглифах, — отмечает Ангелина Григорьевна,- я провела анализ архаичных движений древних танцоров, изображенных на скалах Средней Лены и Прибайкалья, и на основе древних рисунков исследовала ритуальные танцевальные действия. Эти древние рисунки доказывают, что в древних танцах сильно мужское начало: охотники, воины были на первом месте. Якутский танец, так же, ведет свое начало с тех седых времен; его идеи, структура и содержание как будто тесно связаны с ритуалами и обрядами древних людей, изображенных на наскальных рисунках.
Во второй главе монографии показана связь танца с вершиной якутского фольклора героическим эпосом олонхо. Здесь анализируется более 200 танцевальных движений, обнаруженных мной в текстах разных олонхо. В олонхо отражаются все жанры якутского искусства, в том числе пластические идеалы якутского танца и его основные идеи.
В третьей главе монографии показано отражение трехчастной концепции мира в якутском танце. Кроме того, в свою книгу я включила исследования по танцевальному наследию С.А. Зерева-Кыыл Уола и И.Д. Избекова, внесших свой неоценимый вклад в развитие якутской хореографии.
В монографии якутские танцы рассматриваются в сопоставлении с танцами других тюрко-монгольских народов. Вся работа написана в ключе переосмысления древних традиций с точки зрения современного человека, поиска нового на основе традиций. Таким образом, получилась работа, имеющая множество граней – это и культурологический, и философский, и этнографический, и исторический аспекты» (из интервью с А.Г.Лукиной).

Читайте также:  Талааннаах учуутал, Далбар Хотун

Наряду с педагогикой, постановкой танцев и наукой у Ангелины Григорьевны Лукиной есть еще одна ипостась – она жена, мама, бабушка, достигшая больших успехов и на этом поприще. «Мой муж Иван Иванович Бурцев – известный режиссер, педагог, руководитель, отдавший почти 40 лет своей жизни служению искусству, — делится она с нами своими воспоминаниями. — Он  заслуженный деятель искусств РС(Я), лауреат II-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, почетный гражданин Нижнеколымского района. К большому нашему сожалению, его уже нет с нами. Иван Иванович внес свой весомый вклад в развитие культуры и искусства республики. Самой важной его заслугой, на мой взгляд, является устойчивое состояние якутской эстрады на пороге 21-го века. Он был художественным руководителям Театра эстрады на протяжении 18 лет, которые пришлись на период неопределенности и хаоса перестройки. Вместе со своим учеником, народным артистом РС(Я) Алексеем Павловым, успешно развивал жанры юмора и сатиры. Его режиссерский талант ярко проявился в 80-90 годы, когда Иван Иванович писал сценарии и являлся режиссером-постановщиком в тандеме с А.С. Борисовым, поставил множество различных мероприятий международного, общероссийского и регионального масштаба. Это, к примеру, такие грандиозные мероприятия, как юбилеи Великой Победы и Международные спортивные игры «Дети Азии» (1996, 2000, 2004гг.). В 1996 году Иван Иванович выступил как режиссер и автор-сценарист театрального действа на международных спортивных играх, проходивших в с. Борогон Усть-Алданского улуса. В памяти очевидцев запечатлелась живописная картина скачущих прямо на зрителя 240-ка всадников-воинов Дыгына и Легея. До сих пор многие с восторгом вспоминают это захватывающее зрелище.
Муж был для меня надежной духовной опорой, самым верным другом. Всеми своими достижениями я в первую очередь обязана своему мужу.  Я познала настоящее женское счастье, ведь в своей жизни я встретила хорошего человека, который стал для меня верным другом и любящим мужем. С Иваном Ивановичем мы прожили в ладу и согласии 30 лет. Вся наша жизнь прошла в среде талантливой молодежи. С мужем у нас никогда не возникало разногласий ни в семейной жизни, ни в творческой деятельности. Мы всегда поддерживали друг друга во всем, всегда дополняли друг друга. Никогда всерьез не думали о материальных благах для себя, может, это и было неправильно, но никто из нас не сожалел об отсутствии к себя меркантильных интересов. У нас был такой принцип – не жалея сил и в меру своих дарований работать для развития талантливой молодежи. Ведь творческая работа притягивает человека глубиной смысла, таинства созидания, которое вечно, как сама природа. Муж научил меня многому, и я ему благодарна. Он был очень трудолюбивым, и, беря пример с него, я добилась в жизни немало. Я скорблю, что он ушел от нас в самом расцвете сил, что многого еще не успел сделать из задуманного».

У Ивана Ивановича есть продолжение, оставленное им в своих детях – дочери — дизайнера с символичным именем Надежда, закончившей Текстильный Университет им. А.А. Косыгина в Москве, и сыне Прокопии,  реализующем себя в бурно развивающейся в нашей республике киноиндустрии. Они, как и родители — творческие люди, несомненно, оставят свой след в якутской культуре.

За 45 лет мне повезло работать со многими талантливыми, духовными людьми, обладающими внутренней культурой, глубокими знаниями в  области своей деятельности. Я благодарна моим учителям, наставникам моему родному дяде академику, художнику А.Н. Осипову, исследователю традиционной танцевальной культуры М.Я. Жорницкой, педагогу О.Т. Егоровой, народному артисту РСФСР В.И. Смирнову, известному фольклористу, моему педагогу по институту Г.А. Настюкову, д.и.н. А.И. Гоголеву, д.ф.н.  Н.А. Алексееву, д.иск., Э.А. Алексееву,  д.и.н. Р.И. Бравиной, тюркологу Н.К. Антонову, д.ф.н. В.В. Илларионову, искусствоведу И.И. Потапову, С.П. Ойунской, доктору соц.наук А.А. Винокуровой, первой профессиональной артистке балета Якутии Е.А. Степановой, благодарна ректору Арктического института культуры и искусств С.С Игнатьевой за её невероятные усилия сохранить и развивать единственный институт культуры и искусств не только Якутии, но и на всем Северо-Востоке Сибири.

А также передаю слова благодарности заслуженной артистке РСФСР Е.А.Степановой, директору Национального театра танца им. С.А.Зверева- Кыыл Уола А.И. Алексееву, худ.рук Театра танца, моей ученице С.П Бессоновой, бывшему министру культуры И.Д. Черову, директору КПУ Г.Г. Сафронову, завучу КПУ Г.П. Винокуровой и замечательным работникам культуры и искусства. Моя особая благодарность моему мужу, соратнику по жизни заслуженному деятелю искусств РС(Я), режиссеру, педагогу, сценаристу Ивану Ивановичу Бурцеву. Благодаря его поддержке и пониманию достигла того, что достигла. 

Татьяна Павлова-Борисова,
заслуженный деятель искусств РС(Я)