Личность СЕРГЕЯ АФАНАСЬЕВИЧА ЗВЕРЕВА – КЫЫЛ УОЛА очень ярко раскрывают высказывания творческих деятелей, которые являлись его современниками. «Неоценим вклад выдающегося сказителя, непревзойденного певца, мастера художественного слова, создателя якутской народной хореографии С.А.Зверева-Кыыл Уола в становлении профессионального искусства Якутии.

Его знания народного искусства, живой родник многогранного самобытного таланта широко использовали композиторы, балетмейстеры, режиссеры. И находили в нем источники творческого вдохновения…» Д.К.Сивцев-Суорун Омоллоон, народный писатель РС(Я). «Сергей Афанасьевич Зверев-Кыыл Уола – легендарный Человек! Человек, щедро одаренный Природой и богом! Скромный внешне якут из далекого Сунтарского улуса Республики Саха, он был носителем невыразимо богатых, самобытных, духовных традиций народа. Поэт, сказитель, знаток и автор многих тысяч строк олонхо, создатель оригинальных напевов и песен, артистически исполняя их, он был изумительным хореографом.

Поставленные Зверевым якутские танцы, поражают логикой развития формы и фантастическим разнообразием танцевального рисунка. Это – классика народного танца, они живут и передаются новым поколениям!» Г.М.Кривошапко,первый профессиональный якутский дирижер, народная артистка ЯАССР. Указом Президента РС(Я) от 17 декабря 2005 года, в связи с 25-летием создания первого профессионального коллектива якутского танца, Национальному театру танца РС(Я) было присвоено имя заслуженного работника культуры РСФСР, заслуженного деятеля искусств ЯАССР, члена Союза писателей СССР Сергея Афанасьевича Зверева-Кыыл Уола. Присвоение театру имени уникального человека, одаренного от природы, заставило театр глубже проникнуться в народный фольклор, а вместе с этим, всё шире открывая для себя масштабность личности Кыыл Уола, учиться на его примере развивать музыкально-хореографическое искусство сохраняя фольклорные традиции.
Сергей Афанасьевич, хоть и не имел профессионального образования, но как человек талантливый, интуитивно чувствовал, что фольклор используемый для сценических постановок должен развиваться по законам сцены, стремился к усовершенствованию музыкального сопровождения и исполнительского мастерства. В 1957 году ансамбль Зверева стал тем коллективом, который первым познакомил мир с якутским танцем и поэтому не зря сегодня мы называем его основоположником якутского сценического танца. В своем ансамбле им был создан даже оркестр народных инструментов. В то время с ним тесно сотрудничал В.А.Зырянов, в будущем член Союза композиторов России, который сохранил и обогатил обширный музыкальный материал, перенятый у Зверева. В 1999 г. в театре был поставлен одноактный спектакль «Оһуор Туос» («Берестяночка») на музыку В.А.Зырянова, в хореографии Г.С.Баишева.

Спектакль поставлен на основе старинной легенды и ритуального танца «Узоры». Это был первый спектакль, поставленный по материалам С.А. Зверева. Здесь сохранен дух старины, достоверно передается сюжет легенды выразительными средствами традиционного танца. Самого Зверева можно назвать и композитором. Как вспоминают ветераны, для своих постановок он сам напевал мелодии, которые сочинял во время охотничьих промыслов в тайге, где в каждом таежном звуке слышал мелодию, создал для себя определенную ведомую только ему нотную запись. Сергей Зверев с юношеских лет прославился как запевала осуохая и певец-импровизатор, был большим знатоком якутского фольклора во всем многообразии его жанров. В работах исследователей творчества Зверева указывается, что им создано более 30-ти танцев. К сожалению, они не были зафиксированы. Только благодаря бывшим участникам ансамбля удалось восстановить несколько танцев. Существенная работа в этом направлении проведена хореографом-исследователем С.П.Толстяковой. Вершиной хореографического творчества Зверева является танец «Оһуор» («Узоры»).
В 1989 г. с этнографической точностью, сохраняя неповторимый «зверевский почерк» и созданные им уникальные танцевальные элементы, балетмейстером А.Г.Лукиной был восстановлен один из вариантов танца «Узоры». А в 2000 г. к 100-летию со дня рождения С.А.Зверева, участницей первого состава ансамбля Зверева, жительницей с.Тюбэй Дьархан, Сунтарского улуса Марией Филипповной Кириллиной в театре был восстановлен оригинал варианта танца «Узоры», исполненный ансамблем Зверева в 1957 г. во время Дней культуры и искусств Якутской АССР в г. Москве. В этот же год оркестром театра был выпущен первый СД-диск «Сергей Зверев – Кыыл Уола «Аар тайҕа ырыаһыта» («Певец величавой тайги»). Музыка к танцам». В диск вошли 14 произведений Зверева в исполнении оркестра национальных инструментов, а также был издан сборник партитур для народных оркестров «Оһуор дорҕооно» («Звуки узора») из серии «Играет национальный оркестр НТТ РС (Я)» с нотными материалами к 11 танцам С.А.Зверева. Это стало большим подспорьем в работе хореографов.
Премьера спектакля–размышления «Оргуһуохтаах кыыс» («Девушка с коромыслом») по мотивам одноименной сказки-тойук С.А.Зверева (композитор Н.А.Михеев, режиссер С.С.Потапов, хореографы А.Мандан-Хорлу (Тыва), С.П.Бессонова, Л.С.Антипина, М.А.Афанасьева состоялась в 2010 г. Спектакль явился современным прочтением известной якутской сказки. Он затрагивает глобальные проблемы современного человека, лишенного индивидуальности, испытавшего негативное влияние процессов глобализации, связанной с обезличиванием, утратой национальной идентичности.

По сюжету представитель Верхнего мира Мохсогол приходит за земным человеком и оправляется на Луну, где Юноша встречает Девушку невиданной чистоты и красоты, когда-то покинувшей Землю из-за царящей на ней агрессии и злобы. Девушку тронули чувства Юноши, но вернуться в мир людей она отказалась. Она передала свое благословение людям Земли через Юношу. Её алгыс – благословение на очищение души, самосовершенствование — символизирует в спектакле очищающий благодатный дар природы, чтобы люди не игнорировали Юношу, призывающего к добру, красоте. На почему же все таки Зверев не вернул Девушку на Землю? Хотя говорится, что на Земле настали лучшие времена — бедный человек не эксплуатируется богачами, человек свободен и т.д. Вопрос этот поставленный режиссером призывает зрителей к серьезному размышлению. Прикосновение к эпическому жанру сегодня очень актуально, так как способствует духовному обогащению народа, восстановлению его причастности к своей этнической принадлежности, концентрирует в себе жизненно важные для народа ключевые идеи и символы. Несмотря на то, что якуты придают слову и поэтической импровизации особо важное значение, испокон веков традиции мифологического мировосприятия были близки танцевальной образности. Танец, жесты и мимика обладают широким диапазоном выразительных средств, широкими параметрами возможностей в трактовке и интерпретации эпического сюжета. Неслучайно танец
признан во всем мире как один из самых значимых текстов человеческой культуры. В июне 2015 г. к 115-летию со дня рождения С.А.Зверева-Кыыл Уола театр осуществил выпуск спектакля-олонхо «Куллустай Бэргэн»(композитор И.С. Воробьев, хореограф Ю.М. Федоров, художник О.И.Молчанов). Спектакль поставлен по мотивам единственного олонхо С.А. Зверева, зафиксированного во время постановки в 1946 г. спектакля-олонхо «Кулан кугас аттаах Куллустай Бэргэн» Спектакль «Куллустай Бэргэн» состоит из 5 картин.

Если спектакли «Оhуор Туос» это спектакль короткометражный, а «Оргуhуохтаах кыыс» спектакль в современной интерпретации, то «Куллустай Бэргэн» поставлен в традиционном ключе с точки зрения сюжетной линии и трактовки образов. Спектакль цельный, крупномасштабный, в нем задействованы все силы театра, а также были приглашены и ветераны ансамбля Зверева. Спектакль был показан во время юбилейного ысыаха в с.Сунтар, а также в декабре того же года в Москве на сцене Российского академического молодежного теа
тра (РАМТ) и в Санкт-Петербурге на сцене исторического Эрмитажного театра в рамках Санкт-Петербургского культурного форума. Во всех этих показах в спектакле также принимали участие ветераны ансамбля Зверева. Включение в финальной картине оригинальной записи пения С.А.Зверева создало особо теплую атмосферу спектакля и подчеркнуло преемственность культурных традиций народа. Проводимые театром творческие экспедиции, встречи с ветеранами ансамбля Зверева — это
изучение и проникновение в суть авторского метода Зверева, использовавшийся им в постановочной работе. Одновременно это и процесс поиска нотных материалов, и хореографических «партитур», и копирование узоров костюмов, созданных Зверевым.
За более чем 12-летнюю шефскую работу с Сунтарским улусом театр собрал богатый материал, пригодившийся как для практической деятельности, так и для формирования своей музейной экспозиции. На сегодняшний день в репертуаре театра имеются три спектакля по Звереву, восстановленные танцы «Узоры», «Ситим» и «Алгыс», танцы по мотивам танцев Зверева «Хотой», «Танец удаганки», «Халлаан кыыһа». В начале октября этого года состоялась еще одна творческая экспедиция театра в Сунтарский улус, положившая начало подготовки к 120-летию со дня рождения С.А.Зверева-Кыыл Уола и выпуску спектакля по мотивам поэмы «СуоЬалдьыйа Толбоннох». Можно сказать, что наследие С.А. Зверева – является неугасимой путеводной зведой для Театра танца. Оно определяет ритм жизни коллектива и, во многом, формат и стиль его постановок и концертных программ. Время идет и из года в год ветеранов становится все меньше, поэтому состоявшийся в 2017 году юбилей — 60 лет ансамбля Зверева, был для нас еще одним поводом встретиться с нашими ветеранами, представить их зрителям, познакомить с молодыми артистами театра как передача традиций, познавание молодежью истоков на примере живого общения с очевидцами, запечатлеть воспоминания ветеранов.
Из воспоминаний ветеранов художественной самодеятельности, артистов ансамбля С.А.Зверева, стоявших у истоков становления якутского сценического танца, на протяжение всей жизни сохранивших преклонение и любовь к своему учителю. Именно они явились первыми исполнителями и потому своего рода соавторами знаменитых танцев «Узоры», «Алгыс», «Ситим», «Сэлбирэскэ», «Хотой үҥкүүтэ», «Батас», «Саһыл үнкүүтэ» . Акимова Мария Андреевна: «В 1957 году нас собрали в один ансамбль для участия на I республиканском фестивале студентов и молодежи. Отбор делал сам Сергей Афанасьевич. Для танца «Оһуор үңкүүтэ» выбрал 17 человек. Из них 7 еще танцевали китайский танец. Также были исполнители тойука. В программе были эвенский, якутский, русский танцы. Мы готовились к фестивалю ежедневно с 8 утра до 19 часов чуть больше месяца. Отдыхали только в воскресенье. Сергей Афанасьевич был очень требователен, не любил опоздания. Движения искал во время репетиции, записывал. Мы все слушали каждое его замечание, повторяли и разучивали движения тщательно. И, наверное, ему было не так сложно с нами. Танец получился на 36 минут. Украшения, дэйбиири, атрибуты нам изготовили местные мастера. Какой должен быть орнамент тоже указывал сам Сергей Зверев. Презентация танца состоялась в Сунтаре. В тот день состоялось два концерта. После корректировочной работы не только в движениях, но и в музыке, мы поехали в Якутск. Мы — дети села, доярки, рабочая молодежь впервые приехали в Якутск, где на высоком уровне прошел I республиканский фестиваль студентов и молодежи. Наш ансамбль занял первое место и мы стали готовить наш танец «Оһуор үңкүүтэ» для выступления уже в Москве на VI Всемирном фестивале студентов и молодежи..»

Трофимова Евдокия Ивановна: «В 1957 году мне вчерашней выпускнице школы посчастливилось попасть в первый состав ансамбля Кыыл Уола. Этот период моей жизни я считаю самой значимой и незабываемой. В Москве танец «Оһуор үҥкүүтэ» танцевали 17 участников, в их числе была я. В Москве мы выступили на 8 площадках: в парке имени Горького, войсковой части, клубе Советской армии и т.д. Все 20 дней мы выступали ежедневно. С нами были известные артисты республики Анастасия Лыткина, Гаврил Колесов, Ольга Иванова, из Амги исполнители «чабырҕах». Наши танцы, песни зрители принимали очень тепло, восторженно. На фестивале приняли участие представители 44 государств. На Открытии фестиваля в Лужниках мы ехали на 100 автобусах. На улицах нас приветствовали жители и гости Москвы, бросали нам цветы. Открытие я вспоминаю как сказку, было очень красиво и волнительно. Также мы побывали и на экскурсиях в Мавзолее, музее Ленина и т.д. Я всю свою жизнь преклоняюсь перед талантом нашего Великого учителя, руководителя Сергея Афанасьевича Зверева-Кыыл Уола. Его песни и танцы сейчас услышаны, знакомы во всем мире. Наши дети, внуки часто ездят за границу и показывают наш «Оһуор үҥкүүтэ». Я мечтаю сейчас услышать такого талантливого исполнителя осуохай как Сергей Афанасьевич. Осуохай — наш главный танец».

Фомина Татьяна Васильевна : “Когда я первый раз пришла на просмотр Кыыл Уола, он попросил меня показать дьиэрэҥкэй. Ему не понравилось, сказал, что я исполняю по-русски. Я задумалась, как же мне привить в себе якутскую пластику. Я наблюдала за охотниками, как они двигаются в торбазах, вспоминала как в детстве мы бегали босиком по траве, подражала зверям, птицам. И стала заниматься. Весной перед поездкой в Москву должны были представить танцы, которые возили на фестиваль. Кыыл Уола позвал меня, сказал исполнить танец Удаганки (солировать). Во время выступления я сильно волновалась, но слушала музыку и двигалась под нее. Во время перерыва Кыыл Уола позвал к себе и похвалил. Кыыл Уола тщательно подбирал движения танцам. Во время танца “Дружба” мы по 10, а иногда по 20 минут ожидали, когда же он покажет следующее движение. Очень хороший получился танец “Дружба”. Во время просмотра в Якутске решили, что в Москву повезем этот танец. Восточно-Сибирская кинохроника из Иркутска снимала нас с этим танцем всю ночь на сцене Русского театра. И в новостях этот танец быстренько промелькнул. В Москве тоже организовали просмотр, мы исполнили “Батас үҥкүүтэ”, “Оһуор үҥкүүтэ”, “Танец Дружбы”. Выбрали “Танец Узоры”. Кыыл Уола расстроился, он хотел, чтоб коллектив исполнил “Танец Дружбы”.

С.П.БЕССОНОВА заслуженный работник культуры РС(Я), член Союза СТД РФ, художественный руководитель Национального театра танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола