У творцов-художников есть одна общая черта — их творения  всегда будоражат умы и волнуют души. Творчество художников-мыслителей заставляет нас думать  и осознавать время — отдельные фрагменты  прошлого, настоящего и будущего. Искать в произведениях  частички истины, которые структурируют нашу внешнюю жизнь и становятся очередным «кирпичиком» опоры внутреннего мира.

В современное время психологи говорят, что любой из нас является творцом своей жизни, в этом есть толика правды. Но в социуме, где мы все обитаем, где есть распределение ролей,  именно  служителям искусства по долгу профессии предназначено быть рулевыми общественного сознания.

7 февраля на сцене  Дома Дружбы народов им.А.Е.Кулаковского Театр Олонхо РС (Я) к 120-летию творческой деятельности А.Е.Кулаковского — Өксөкүлээх Өлөксөй представил зрителям премьеру «Сон шамана».  Режиссер-постановщик  спектакля:   заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РФ, Лауреат госпремии им.А.Е.Кулаковского Андрей Саввич Борисов

Перед премьерой молодого Театра Олонхо  его основатель режиссер  Андрей Саввич Борисов во время вступительного слова подчеркнул,  что  спектакль  посвящен  также 110-летию создания поэмы  «Сон шамана». Известно, что в Чурапчинском,  Верхневилюйском, Оймяконском улусах  А.Е.Кулаковский — Өксөкүлээх Өлөксөй поставил по 3 сэргэ, и именно в этих знаковых улусах Театр Олонхо в юбилейном 2020 году проведет мероприятия в несколько этапов, посвященные творчеству великого писателя, поэта, одного из основоположников  литературы якутского народа.

Далее гостей с  долгожданным радостным событием  приветствовала  внучка А.Е.Кулаковского — Өксөкүлээх Өлөксөй, заслуженный  работник культуры РФ и РС(Я), почетный  директор Ленского государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Дружба»  Раиса Реасовна Кулаковская: «Эта премьера сегодня состоится благодаря творческому труду многих классиков, деятелей науки и культуры, ученых, историков, писателей, которым выражаю огромную признательность и благодарность от имени рода… «Сон шамана» — это не просто произведение, это и глубокие мысли, мировоззрение нашего дедушки… В поэме «Сон шамана» он  удивительным образом воспел желания и мечты  якутского  народа…   Дедушка прожил всего 49 лет и за нас, детей, молодежь,  будущее нашей республики он отдал все таланты, здоровье,  всю свою жизнь…».

Выступившая с приветственной речью  директор Дома дружбы народов Яна Викторовна Игнатьева напомнила зрителям, что Дом дружбы народов  29 лет достойно и со всей ответственностью  несет  имя великого классика и основателя якутской литературы А.Е.Кулаковского — Өксөкүлээх Өлөксөй и переезд Театра Олонхо РС(Я) в здание  Дома дружбы народов означает для обоих коллективов новое  совместное развитие.

Читайте также:  “Таптал талыыта” ырыалаах олоҥхо спектакль (Муки любви)

Режиссер: Гаврил Менкяров,
Художники: Михаил Егоров, Сардана Федотова
Авторы инсценировки: Майя Власьева, Дмитрий Хоютанов
Педагоги по пению тойук: Степанида Борисова, Дмитрий Иванов
Аккомпанемент: Руслан Габышев, Вероника Лыткина, Прокопий Сыроватский
Помощник режиссера: Венера Колесова
Звукорежиссер: Леонид Иванов
Зав. художественно-постановочной частью: Олег Романов
Зав.технически-постановочной частью: Иннокентий Васильев
Звукооператоры: Андрей Софронов, Виктор Алексеев
Художник по свету: Александр Потапов
Светооператор: Сахаян Петров
Видеоконтент: Дмитрий Никаноров, Вячеслав Ефимов
Костюмер: Мария Татаринова
Бутафор-художник: Петр Бояркин
Сценомашинисты: Артем Осипов, Айаал Аргунов, Вадим Власов, Виталий Власов, Филипп Христофоров

«Сон шамана» не похож на другие спектакли, к которым привык обычный зритель классического театра, творческая подача произведения идет с помощью Тойука.  Артисты Театра Олонхо, самым необычным для представителей иных  культур,  пением в древне-якутском стиле исполнили  поэму  Өксөкүлээх Өлөксөй. Живые голоса артистов во время спектакля пробуждают гены, прячущиеся в глубинах подсознания у зрителя.  В зале  как-бы реально существовала теплая жизнеутверждающая субстанция  предков. И только время от времени гудок парохода, плывущего по реке жизни по ходу действия спектакля, возвращал сознание зрителей в настоящее время.

Восприятие  усиливают декорации — экран и световое оформление,  сделанные с помощью новых технологий. Ощущение нереальности внешних событий и внутренние видения Шамана, почти заслоняющие голую «прозу жизни», удачно изготовили и показали зрителям  специалисты сцены.

В игре актеров характерные образы интеллигенции,  «кырдьа5ас эмээхсин», «куорат кыргыттара», «холуочук», «ураанхай саха» и  других народов — англичан, немцев, китайцев, японцев, американцев есть что-то общее, которое сердечно, без лишних вопросов,  воспринял  якутский зритель. На сцене царит  микс чувств и эмоций, психологии и философии.  На водоворот жизни со стороны смотрят  и Шаман, и Путник.  И только отстраненно печальная Кутур5ан Куо из другой реальности глядя на переменчивость мира и  страдания человеческого рода, поет в темной глубине… Любому человеку, считающему себя, что находится в поисках ответов на внутренние вопросы, обязательно надо посмотреть этот своеобразный мюзикл.

После спектакля мне удалось встретиться с режиссером-постановщиком с Андреем Саввичем Борисовым и задать вопрос:

 «Андрей Саввич, как режиссер-постановщик  Вы внесли в спектакль свое видение жизни?

А.С.Б.: Конечно, это так. В сфере культуры и искусства в 2010-ые годы возникло философское понятие метамодернизм. До этого мы жили во времена постмодернизма,  модернизма, романтики. Суть метамодернизма можно объяснить так:  когда  несколько произведений соединяются в одно целое, получается некий новый смысл. Сейчас наступило время осмысления истории через культурные  события и явления,  и я хотел показать это в спектакле  «Сон шамана».

Хочу рассказать истоки идеи спектакля.  Был в прокате  фильм Ф.Феллини «И корабль плывет» в жанре арт-хаус ,  в молодости я посмотрел этот фильм и  он произвел  на меня сильное впечатление.  Есть  произведение А.Е.Кулаковского «Борохуот  аал», есть богатая биография писателя и поэта    с многочисленными перемещениями, поездками . Все эти передвижения, депортации, миграции символически означают движение по реке жизни,  и в нашем спектакле корабль становится как метафора истории, страны, планеты.

В начале спектакля интеллигенция, народ, человечество появляется в виде самодеятельных артистов, как-будто они едут выступать. Дальше идет превращение в шоу, где идет несколько жанровых переключений. Это явление постмодернизма. Спектакль начинается от самодеятельности, которая вырастает  до театра, дальше растет  до площадного театра, и наконец, до трагического греческого театра.

Плот — метафора. Пассажиры выглядят как переселенцы, которые  плывут по реке жизни, по планете. Среди них возникают вопросы «Что будет с нами?»-  малый народ ищет пути спасения. Но пути спасения хотят  и большие народы, все хотят спастись.  Этим я  хотел показать, что сейчас в мире идет тема спасения Земли, человеческой цивилизации. По словам А.Е. Кулаковского, когда происходят события мирового глобального уровня, то как же нам быть, как жить нашему народу. 

Но тут есть и другой масштаб, другой смысл, который  я еще хотел показать. Есть разные народы-  сахалар, китайцы, англичане, немцы, японцы, американцы… Это уже международный уровень, где идет поиск путей спасения планеты. Мы в последующем  сюда еще вклиним исламский арабский мир, затронем тему терроризма.

Насчет пения. Взяли тэтим из поэмы и ввели в состояние Тойука, Олонхо. Здесь нам во время репетиций  очень помогла Степанида Ильинична Борисова. Мы еще будем дорабатывать работу с музыкантами.

«Сон шамана» — это национальный мюзикл, можно сказать, новая опера. Европейская опера — это симфонический оркестр, это  арии, певцы.  У нас —  Тойук, и нам надо придерживаться музыки Тойук. Пока в этой области мы нашли общую канву, дальше,  когда артисты начнут распеваться, то могут выйти  на  другие уровни исполнения».

Думается, что после премьеры в голове у многих появились разные  мысли. И это к хорошему, к нашему развитию.  Просветитель нашего народа А.Е.Кулаковский — Өксөкүлээх Өлөксөй связывал будущее родины с культурным ростом, с нравственным совершенствованием народа и видимо, настал этот период.

Читайте также:  «АЙАР КУТ» түһүлгэтэ – Майаҕа

10 марта труппа Театра Олонхо во главе с основателем театра Андреем Саввичем Борисовым улетает в Индию на театральный фестиваль «Махабхарата».  

Желаем творческому коллективу удачной творческой поездки в выступлениях перед представителями разных народов мира!

LeeLa