История Театра юного зрителя Республики Саха (Якутия) начинается с 1990 года, когда был создан Театр эстрадных миниатюр «Наара суохтар» («Бесшабашные») при Якутской государственной филармонии.

С 1992 года по 2000 год – Государственный национальный
театр эстрадных миниатюр «Наара суохтар».

С 2000 года переименован в Государственный театр юмора и сатиры Республики Саха (Якутия).

С 2008 года переименован в ГУ «Театр юного зрителя Республики Саха (Якутия)», С 2011 года – ГБУ РС(Я) «Театр юного зрителя».

Вдохновителями и основателями театра являются директор
театра, заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Матрена Степановна Павлова и художественный руководитель, заслуженный работник культуры Российской Федерации, народный артист Республики Саха (Якутия) Алексей Прокопьевич Павлов.
http://tuz.ykt.ru/?cat=23

Нам, взрослым, нравится смотреть как играют дети, как заливисто смеясь, они легко перевоплощаются в вымышленных мам и пап, врачей и учителей, принцесс и космонавтов, инопланетян и фиксиков…
Вступая в реальную жизнь, мы теряем детскую непосредственность и игривость, ведь в мире прагматизма и логики эти качества выглядят как нелепые и «незрелые», Несмотря на это для подпитки души нам нужны положительные эмоции и чувства.
Давно известно, что первоначальное и основное воспитание ребенка происходит в семье, но помимо этого есть другая среда, более влиятельная, обьемная и сильная — общая коллективная культура.

В этом плане очень повезло маленьким якутянам: для культурно-нравственного развития детей творит Театр Юного Зрителя.
Главного режиссера Театра Юного Зрителя Александра Титигирова я знаю давно, еще с 90-х годов. Мне нравится его открытый,
легкий характер, чувство юмора и искорки азартности, которые
появляются при вникании в любой творческий процесс. У Александра своя мягкая, тактичная манера управления талантливым актерским коллективом театра.
По словам Александра Титигирова, с детства он верил в свое
предназначение. Он вырос в семье, где к культуре относились
очень трепетно — отец тойуксут, запевала осуохая, и никого не удивило, когда он получил режиссерское и актерское образования.
“Высшие силы сами вели меня к профессии”, — смеясь, говорит он.
А.Т.: Наши зрители — дети, впечатления они прежде всего
получают глазами, они видят окружающий мир таким, какой
он есть. Чистой душой они воспринимают действия и события, которые видят в своей жизни, и, повзрослев, усвоенные в детстве ценности претворяют в жизнь. Маленькие дети еще пока не разбираются в смысле многочисленных сложных слов.
Поэтому перед постановками для маленьких зрителей, я долго
выбираю произведение, прежде всего думая о том, как оно будет воспринято ребенком. Задача работников ТЮЗа стараться
смотреть на мир глазами детей и транслировать это видение
через творческую работу.
Вначале перед постановками мы с коллективом устраиваем “читку” произведения, разбираем: почему персонаж такой, что повлияло на становление характера героя. После этого мне, как режиссеру нужно “зажечь” и настроить артистов. Прежде всего артист должен вникнуть в свою роль. Если, например, Коля играет роль старика, то он должен найти образ и показать этого старика. Как режиссер, я должен полностью поверить в придуманную историю, только тогда под моим воздействием артисты находят образы, и на сцене появляется спектакль.
Работа режиссера очень сложная, требующая полной отдачи сил, всего себя. Я очень много читаю, перечитываю, думаю, разбираю; если предстоит постановка большого спектакля, то на переваривание” и обдумывание уходит около месяца.
Часто бывает так, что сидя в автобусе, я сильно погружаюсь в
свои мысли и пропускаю свою остановку (смеется). Идешь по
улице и видишь человека, занимающегося каким-нибудь делом, смотришь на его походку, манеры, мимику и до тебя доходит, что как раз эту черту надо использовать в предстоящем спектакле. Окружение дает мне подсказку, я черпаю идеи из самой жизни.

Читайте также:  В Театре Юного Зрителя в рамках проекта «Мастера сцены – своим зрителям» 7 февраля состоялся один из лучших спектаклей театра – трагикомедия «Король Беранже…»

Я ОЧЕНЬ МНОГО ЧИТАЮ, ПЕРЕЧИТЫВАЮ, ДУМАЮ, РАЗБИРАЮ; ЕСЛИ
ПРЕДСТОИТ ПОСТАНОВКА БОЛЬШОГО СПЕКТАКЛЯ, ТО НА “ПЕРЕВАРИВАНИЕ” И ОБДУМЫВАНИЕ УХОДИТ ОКОЛО МЕСЯЦА

Титигиров Александр Васильевич – режиссер, заслуженный деятель искусств РС(Я).

Родился в с. Чаппанда Ленинского района ЯАССР. Окончил Якутский республиканский колледж культуры и искусств по специальности «режиссер народных театров» (1998), Восточно — Сибирскую государственную академию культуры и искусства (Улан-Удэ) с квалификацией «актер драматического театра и кино» (2007).

Свою творческую театральную деятельность начал в 1990 году с Нюрбинского государственного передвижного драматического
театра в качестве артиста театра. С 1996 года начал режиссерскую деятельность. С 2006 года работает главным режиссером Театра
юного зрителя РС (Я).

Роли в Нюрбинском театре: Ньукуу — «Уот Джулустаан» В. Гаврильевой, косарь — «Красный шаман» П. Ойунского, Омуоча — «Манчаары» А. Кулаковского, лентяй — «Лентяй» С. Омоллоона и другие.

Лауреат номинации «Лучшая мужская роль на II зональном фестивале театров Сибири и Дальнего Востока » (г. Абакан), обла-
датель «Приза зрительских симпатий» на республиканском театральном фестивале «Сата» за исполнение главной роли Ньукуу в спектакле «Уот Джулустаан» В. Гаврильевой.

Когда по произведению Алены Афониной мы поставили спектакль для подростков “По краю”, было очень много обсуждений со зрителями — школьниками старших классов, учителями школ. Я ведь сначала хотел закончить спектакль благополучным исходом, но потом, подумав, решил оставить финал таким, какой он есть, там подросток-наркоман погибает. Думаю, что в этом есть прежде всего воспитательный элемент: когда ребенок видит печальный финал, он понимает, что принимать наркотики плохо, что решать проблемы надо другим путем. Люди нашего поколения воспринимают этот спектакль слишком “по-советски”, говорят: “Зачем показывать детям негатив?”. Я же считаю, что современные дети настолько владеют информацией, что опережают нас на 10-20 лет, и долг творческих работников ТЮЗа быть с ними рядом посредством искусства, показывая жизнь без приукрашивания: есть хорошо, а есть плохо.

Читайте также:  В год театра на сцене Якутского ТЮЗа в рамках проекта «Мастера сцены» спектакль «Ытык Ийэ» Ивана Егорова представила исполнительница главной роли заслуженная артистка РС(Я) Мария Данилова.

Радуют отзывы юных зрителей, особенно когда они пишут,
что начинают читать первоисточники, произведения классиков.
Вот это я считаю нашим общим театральным достижением, для
этого мы и работаем, творим.
Мне бы хотелось новое здание для нашего ТЮЗа. Я, как ре-
жиссер, много езжу по регионам, другим странам и вижу, какие
театры строят для детей. В Татарстане детский театр, как куколь-
ный домик, там все идеально придумано и создано для малы-
шей. Настоящий театр должен быть эстетичным, красивым, уют-
ным, чтобы детям хотелось возвращаться туда вновь и вновь.

LeeLa