История Театра юного зрителя Республики Саха (Якутия) начинается с 1990 года, когда был создан Театр эстрадных миниатюр «Наара суохтар» («Бесшабашные») при Якутской государственной филармонии.
С 1992 года по 2000 год – Государственный национальный
театр эстрадных миниатюр «Наара суохтар».
С 2000 года переименован в Государственный театр юмора и сатиры Республики Саха (Якутия).
С 2008 года переименован в ГУ «Театр юного зрителя Республики Саха (Якутия)», С 2011 года – ГБУ РС(Я) «Театр юного зрителя».
Вдохновителями и основателями театра являются директор
театра, заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Матрена Степановна Павлова и художественный руководитель, заслуженный работник культуры Российской Федерации, народный артист Республики Саха (Якутия) Алексей Прокопьевич Павлов.
http://tuz.ykt.ru/?cat=23
Нам, взрослым, нравится смотреть как играют дети, как заливисто смеясь, они легко перевоплощаются в вымышленных мам и пап, врачей и учителей, принцесс и космонавтов, инопланетян и фиксиков…
Вступая в реальную жизнь, мы теряем детскую непосредственность и игривость, ведь в мире прагматизма и логики эти качества выглядят как нелепые и «незрелые», Несмотря на это для подпитки души нам нужны положительные эмоции и чувства.
Давно известно, что первоначальное и основное воспитание ребенка происходит в семье, но помимо этого есть другая среда, более влиятельная, обьемная и сильная — общая коллективная культура.
В этом плане очень повезло маленьким якутянам: для культурно-нравственного развития детей творит Театр Юного Зрителя.
Главного режиссера Театра Юного Зрителя Александра Титигирова я знаю давно, еще с 90-х годов. Мне нравится его открытый,
легкий характер, чувство юмора и искорки азартности, которые
появляются при вникании в любой творческий процесс. У Александра своя мягкая, тактичная манера управления талантливым актерским коллективом театра.
По словам Александра Титигирова, с детства он верил в свое
предназначение. Он вырос в семье, где к культуре относились
очень трепетно — отец тойуксут, запевала осуохая, и никого не удивило, когда он получил режиссерское и актерское образования.
“Высшие силы сами вели меня к профессии”, — смеясь, говорит он.
А.Т.: Наши зрители — дети, впечатления они прежде всего
получают глазами, они видят окружающий мир таким, какой
он есть. Чистой душой они воспринимают действия и события, которые видят в своей жизни, и, повзрослев, усвоенные в детстве ценности претворяют в жизнь. Маленькие дети еще пока не разбираются в смысле многочисленных сложных слов.
Поэтому перед постановками для маленьких зрителей, я долго
выбираю произведение, прежде всего думая о том, как оно будет воспринято ребенком. Задача работников ТЮЗа стараться
смотреть на мир глазами детей и транслировать это видение
через творческую работу.
Вначале перед постановками мы с коллективом устраиваем “читку” произведения, разбираем: почему персонаж такой, что повлияло на становление характера героя. После этого мне, как режиссеру нужно “зажечь” и настроить артистов. Прежде всего артист должен вникнуть в свою роль. Если, например, Коля играет роль старика, то он должен найти образ и показать этого старика. Как режиссер, я должен полностью поверить в придуманную историю, только тогда под моим воздействием артисты находят образы, и на сцене появляется спектакль.
Работа режиссера очень сложная, требующая полной отдачи сил, всего себя. Я очень много читаю, перечитываю, думаю, разбираю; если предстоит постановка большого спектакля, то на переваривание” и обдумывание уходит около месяца.
Часто бывает так, что сидя в автобусе, я сильно погружаюсь в
свои мысли и пропускаю свою остановку (смеется). Идешь по
улице и видишь человека, занимающегося каким-нибудь делом, смотришь на его походку, манеры, мимику и до тебя доходит, что как раз эту черту надо использовать в предстоящем спектакле. Окружение дает мне подсказку, я черпаю идеи из самой жизни.
Я ОЧЕНЬ МНОГО ЧИТАЮ, ПЕРЕЧИТЫВАЮ, ДУМАЮ, РАЗБИРАЮ; ЕСЛИ
ПРЕДСТОИТ ПОСТАНОВКА БОЛЬШОГО СПЕКТАКЛЯ, ТО НА “ПЕРЕВАРИВАНИЕ” И ОБДУМЫВАНИЕ УХОДИТ ОКОЛО МЕСЯЦА
Титигиров Александр Васильевич – режиссер, заслуженный деятель искусств РС(Я).
Родился в с. Чаппанда Ленинского района ЯАССР. Окончил Якутский республиканский колледж культуры и искусств по специальности «режиссер народных театров» (1998), Восточно — Сибирскую государственную академию культуры и искусства (Улан-Удэ) с квалификацией «актер драматического театра и кино» (2007).
Свою творческую театральную деятельность начал в 1990 году с Нюрбинского государственного передвижного драматического
театра в качестве артиста театра. С 1996 года начал режиссерскую деятельность. С 2006 года работает главным режиссером Театра
юного зрителя РС (Я).
Роли в Нюрбинском театре: Ньукуу — «Уот Джулустаан» В. Гаврильевой, косарь — «Красный шаман» П. Ойунского, Омуоча — «Манчаары» А. Кулаковского, лентяй — «Лентяй» С. Омоллоона и другие.
Лауреат номинации «Лучшая мужская роль на II зональном фестивале театров Сибири и Дальнего Востока » (г. Абакан), обла-
датель «Приза зрительских симпатий» на республиканском театральном фестивале «Сата» за исполнение главной роли Ньукуу в спектакле «Уот Джулустаан» В. Гаврильевой.
Когда по произведению Алены Афониной мы поставили спектакль для подростков “По краю”, было очень много обсуждений со зрителями — школьниками старших классов, учителями школ. Я ведь сначала хотел закончить спектакль благополучным исходом, но потом, подумав, решил оставить финал таким, какой он есть, там подросток-наркоман погибает. Думаю, что в этом есть прежде всего воспитательный элемент: когда ребенок видит печальный финал, он понимает, что принимать наркотики плохо, что решать проблемы надо другим путем. Люди нашего поколения воспринимают этот спектакль слишком “по-советски”, говорят: “Зачем показывать детям негатив?”. Я же считаю, что современные дети настолько владеют информацией, что опережают нас на 10-20 лет, и долг творческих работников ТЮЗа быть с ними рядом посредством искусства, показывая жизнь без приукрашивания: есть хорошо, а есть плохо.
Радуют отзывы юных зрителей, особенно когда они пишут,
что начинают читать первоисточники, произведения классиков.
Вот это я считаю нашим общим театральным достижением, для
этого мы и работаем, творим.
Мне бы хотелось новое здание для нашего ТЮЗа. Я, как ре-
жиссер, много езжу по регионам, другим странам и вижу, какие
театры строят для детей. В Татарстане детский театр, как куколь-
ный домик, там все идеально придумано и создано для малы-
шей. Настоящий театр должен быть эстетичным, красивым, уют-
ным, чтобы детям хотелось возвращаться туда вновь и вновь.
LeeLa