Преподаватель Колледжа культуры и искусства РС(Я) по специальности: «Фото и видеотворчество». Окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Режиссер неигрового кино. В фильмографии более 40 фильмов, в том числе «Этот день мы приближали, как могли…» (2005), «Гимн отъезжающих» (2007), «Берега надежды» (2008). Член Союза журналистов РФ, отличник культуры РС(Я).

«Сейчас я, в основном, занят преподавательской деятельностью. Планировали в зимнее время снять кино. Игровое. Также есть мысли завершить свой документальный фильм», — начинает беседу режиссер. В настоящее время наши режиссеры снимают большое количество фильмов, побеждают на фестивалях разного уровня, собирают кассы. О том, как и куда развивается якутское кино мы попросили поделиться известного режиссера, преподавателя Сергея Арсеньевича Зверева. «По игровому кино я пока промолчу, не буду раскрывать детали, — рассказывает о своей деятельности режиссер. — Единственно, что могу сказать: как-то с ребятами мы обсуждали тему якутского кино, каким оно должно быть. В итоге ребята написали очень интересный сценарий. Объемный, сильный, требующий серьезного отношения. Поэтому не хочется просто так взять и снять, решили отложить. Необходимо решить вопрос денег. Сейчас достаточно сложно найти на съемку фильмов. Вот разрабатывается концепция развития киноиндустрии. Там есть пункт про финансовую поддержку, но, опять-таки, как все будет работать и когда, да и на документальное кино и мультипликацию средства недостаточные. В прошлом министерство культуры России объявляли конкурс, тему будущего фильма, к примеру, кино для подрастающего поколения. Кто хотел работать в этой теме, участвовали в конкурсе, получали средства и снимали. В принципе хорошая система была.

В 2007 году на «Берега надежды» чуть больше 400 тысяч рублей израсходовали. В то время это были деньги. Вместе с тем, техника была простая, где-то я сам как оператор выступал, на своих машинах ездили, гонорар копейками получали. Все на голом энтузиазме. Потом продали DVD-шки и уже что-то получили, заработали. Сейчас все по-другому. Техника изменилась. Наш якутский зритель стал очень требовательный. Лет 10-12 назад нам, как начинающим, многое прощалось. Сейчас с таким отношением не прокатишь. Все настолько выросло, решиться сделать что-то дешевое – изначально обрекать себя на провал. Хотя, наш зритель поддерживает якутское кино до фанатизма. Только благодаря ему у нас весь рост и наблюдается. Кино развивается. Технически, улучшается качество картинки, растет операторское мастерство. Также вырос охват. Все очень качественно. Вспоминаю, как раньше было, когда начинали, и что сейчас. Небо и земля. Технически, сценарно. Актерская, режиссерская работа. Те фильмы, которые скоро выйдут в прокат, жду с нетерпением. «Егор Чээрин» выйдет в следующем году. Мы его начали лет пять назад снимать. Но потом начались финансовые вопросы и прочие. В итоге работа остановилась, я отошел от проекта. Когда начали возобновлять, решили переснять. Рабочие моменты смотрел, просто потрясающе. Подумал, неужели мы теперь так можем снимать. «Егора Чээрина» ждут давно и его выход на экран станет событием. Ребята действительно хотят выпустить качественный продукт и кропотливо работают. Об уровне якутского кино сейчас можно судить по разным фильмам. К примеру, «Его дочь», «Тойон Кыыл», «Надо мною солнце не садится» очень качественные и совершенно разные фильмы, или вот из документального кино — «24 снега». Егора Макарова знаю давно. Он не раз звал меня в экспедиции. Но что-то у меня не получалось. В общем, так и не поехал. А он несколько лет ездил по северам, снимал. Восхитил масштаб фильма. В плане общечеловеческого понимания. Искренне порадовался успеху Егора Макарова и его съемочной группы.

Читайте также:  «Харысхал»: Ectocontrol систиэмэнэн дьиэҕин-уоккун ыраахтан салай!

Возвращать шариковые ручки — бред

Что касается документального кино, моего…

7-8 лет назад я начал снимать. Первоначально видение было иное — если хорошо, то все белое, светлое, а, если плохо, то все черное.  На тот момент находился, скажем так, в нижней части. Семен Аманатов и мой ученик Семен Попов сняли отличный материал. Но все меняется. Сейчас меня сильно беспокоит, как мне кажется, основная проблема современной цивилизации — проблема одиночества. Благодаря техническому прогрессу наша жизнь развивается, становится лучше. Но мы перестали разговаривать. Мы не умеем общаться. У современных детей, молодежи не разработан речевой аппарат, они не могут выразить мысли, эмоции, шепчут. У них общение зачастую заменяют переписки через гаджеты, эмоции — смайлики. Мы в свое время играли, кричали, бегали, баловались. Общались. Дружили. У нынешних, в большинстве своем, этого нет. Но это жизнь, прогресс. И, с одной стороны, все нормально. Хотя гаджеты настолько влезли в нашу жизнь, что качество жизни портится. В тех же западных странах есть рестораны, где запрещено пользоваться ни телефонами, ни какими другими электронными устройствами. Это показывает то, насколько проблема общения стала глобальной, общепланетарной. Мы не заметили того, что стали рабами всего этого. На эту тему хочу высказаться в своем фильме. Не скажу, как будет это реализовано. Тема сложная. Могу ошибаться, но думаю, что очень многие проблемы в нашем обществе идут от одиночества. Нет понятия дружбы, взаимовыручки. Каждый замкнут в своем мире, хорошим человеком быть невыгодно…

Читайте также:  Алампа «Үрүҥ туллуга” ырыа абылаҥар угуйбута

Если бы 20 лет назад сказали, что будем покупать воду, не поверили бы. Я своим студентам сейчас говорю, что через 10 лет будет так, что перестанем думать. За нас будут принимать решение корпорации. Например, очки будут считывать желания, ритмы и давать задания. Механизмы будут нами управлять. Да, что далеко ходить. Уже сейчас нам нет необходимости запоминать. Кажется, Сокуров сказал, что нынешнее поколение — поколение без памяти. Есть смартфон и не надо ничего запоминать. В наше время хотя бы 10-15 номеров телефонов запоминали. Сейчас я свой и жены номер только помню. И все. Не говорю, что нынешние дети, молодежь плохие. Нет. Они другие. Это прогресс, технологии. Настолько мир ускорился, что сложно угнаться. Возможно, это пугает, но требовать вместо компьютеров вернуть шариковые ручки — бред.

Новое поколение — сильнее

То документальное кино, что делаю я, оно для меня. Убежден, что мысли, которые покажу, донесу, будут интересны людям. В коммерческом кино все рассчитано на целевую аудиторию. В авторском кино ты должен высказаться сам. Если будешь искренним, затронешь струны, темы, которые важны в нынешнем обществе, они будут интересны. Когда я делаю свое кино, не думаю о конечном итоге. Думаю о том, что я хочу сказать.

Каждый из нас живет в своем мире. Мы придумываем мир и живем. Кто-то там король, а кто-то — дно. Там было противопоставление. А зритель, каждый, видит свое, себя.

Люблю кино. Показываю студентам старые фильмы. Смотрю, им скучно. Они привыкли к современному ритму. Но уже сейчас научились смотреть. Получать удовольствие. Каждую субботу смотрим фильмы о Великой отечественной войне. У современных детей эта война, как для нас отечественная война 1812 года. То есть где-то что-то было, и мы победили. Для нас это святое. А для них – что-то очень далекое. Смогли бы мы отличить офицеров русской или французской армии по обмундированию? Не уверен. Так и для них Великая отечественная. Этот пробел восполнить бы надо. В школьной программе почти не отводится времени на это. К юбилею победы будет много мероприятий. Надо, чтобы дети понимали, через что пришлось пройти поколению дедов. Это важно. В патриотическом отношении, да, у молодежи есть пробелы. Но в техническом плане они ушли далеко вперед нас. Они сильнее. Есть еще такое, что очень хорошо могут скопировать, а придумать самому что-то — проблема. И это опять-таки влияние гаджетов. Думать, придумывать, вообразить – сложно, но это поправимо.

И кино якутское будет дальше развиваться. Как отмечали многие кинокритики,  якутское кино уникально. Думаю, он должно стать узнаваемым во всем мире, иметь свое лицо. Мы, якутские кинематографисты, очень дружны. Нет жесткой конкуренции. Когда кто-то побеждает на престижных конкурсах, каждый чувствует сопричастность и радуется. Феномен фильма «Надо мною солнце не садится» в чем, как вы думаете? В искрящейся доброте, которой пронизана вся картина. Думаю, это главная характеристика якутского кино на сегодняшний день.