Народный танцевальный коллектив «Эрэл» один из многих в республике коллективов, который работает по сохранению и развитию якутского народного танца. Коллективу 36 лет, из них 15 лет существует как театр танца.

За время существования коллектива были выпущены спектакли: по мотивам олоҥхо Н.Абрамова «Удаганки Уолумар и Айгыр», который стал в свое время одним из лучших постановок в республиканском фестивале «Танцует Якутия» и вызвал живой отклик зрителей в Италии, в Турции и Южной Корее. Хореографическое представление «Дьалбарыйбыт Дьай» по мотивам драмы «Хара саһыл» С.Зверева –Кыыл Уола был отмечен серебряным юбилейным медалем; «Уйэ тэтимэ» по мотивам произведений А.Кулаковского, «Күн Уола – Көмүс киһи» — либретто Кюбэйэ, «Тохсус ый толбоннурар түүнүгэр» либретто К.Уткина, по мотивам якутских сказок, — являются сложными драматическими произведениями. Коллектив с 1995 г. является экспериментальной творческой лабораторией, где разрабатывается методика по якутскому танцу. Авторская методика, которая основывается на трехсистемном понятии: тыын-дор5оон-тэтим (сознание-духдействие) положил начало в обоснование концепции «Ритуальный танец –философия осмысления», научный руководитель профессор, доктор филсофских наук К.Д.Уткин. Ведется совместная работа с центром культурологического образования ГУ АРКТИКА, ИГИ ПМНС СО РАН. Ведется разработка кинетики обрядовых действий, постижение глубокого осмысления семантики ритуальных танцев. Первые шаги экспериментальных работ были отображены в постановке по мотивам олонхо «Кыһыл Сарбынньах Суһуохтаах Кыламан Кымньыы уда5ан» оригинальный сюжет Айыллааны, сценарий Н.Баишева, постановка Алтан Кыыс, « Сур Соно5ос аттаах Сургуллай боотур» по материалам танца И.Избекова, «Уда5ан», сценарий и постановка М.Боппоеновой, балетмейстер-постановщик Долана Федотова. Коллектив находится в творческом поиске постижения эстетики образной пластики якутского танца, как творческая лаборатория театра Олонхо. Материал из сайта : http://olonkhotheatre.ru



«АЙАР КУТ» в гостях у балетмейстера, руководителя народного танцевального коллектива «Эрэл» Екатерины Павловой. Безупречная балетная осанка Екатерины Павловой, лаконичные ответы, основанные на глубоких познаниях в сфере хореографии, выдают в ней натуру с сильной внутренней дисциплиной.

Саха үҥкүүтэ. Якутский танец

Екатерина, как Вы сначала попали в такой известный творческий ансамбль?

В 1999 году, когда я была студенткой, в “Эрэл” меня привел мой брат Василий Скрыбыкин, в это время он уже танцевал в ансамбле. С тех самых пор началась моя работа в этом прекрасном коллективе. Мы участвовали на концертах, мероприятиях, ездили на гастроли, хорошие были времена! Мы с братом родом из села Магарас Горного района. В школе у нас был ансамбль «Күлүмчээнэ», руководителем которого была Олимпиада Васильевна Текеянова. В Магарасе все дети обязательно посещали спортивные секции, пели и танцевали. Девочки ходили в кружок хореографии, записывались в спортивные секции, кружки по пению. И случилось так, что я выбрала хореографию. Мы как-то умудрялись заниматься одновременно хореографией и спортивными кружками.

Читайте также:  Якутские музыкальные инструменты: Традиции и современность

Значит, Вы выросли в мире танца и песни. В чем секрет вашего карьерного взлета?

Сима Петровна Толстякова – мой наставник. Она мне как мать: обучила, дала наставления, и не только в работе, но и в личной жизни. Можно сказать, что азы работы в руководстве коллективом открыла именно она.

Любой творческий коллектив имеет свои наработки, стиль работы, можете приоткрыть эту сторону для наших читателей?

Каждый народ, включая нас — саха, должен знать свои традиции, обычаи и не терять связи с предками. В наш ансамбль с новым набором приходят студенты и некоторые не знают обычаи. А танец обучает, дает знания, касающиеся именно традиций и обычаев. Например, возьмем танец с ситии быа, сразу возникает вопрос: «Для чего это нужно?», а это — танец со смыслом оберега: защиты от негатива, злых духов и от болезней. При обучении танцу рассказываем танцорам о чем этот танец и значение движений. Зрители, которые знают и чтят традиции нашего народа, понимают язык наших танцев, воспринимают всю глубину их содержания.

Расскажите о своих крупных работах, постановках

В Верхоянском улусе при подготовке ысыаха Олонхо, я была назначена главным хореографом. Мне запомнились земля, природа, атмосфера и люди, которые испокон веков живут в суровом крае Верхоянья. Там всё имеет особые отличия, не сравнимые ни с чем. В 2017 году работала главным хореографом на Играх Манчаары в Верхневилюйском улусе, в прошлом году в Алдане при открытии «Ысыаха Олонхо» была главным хореографом по якутскому блоку. В следующем году в Намском улусе тоже буду участвовать в подготовке к ысыаху. С каждым годом работа становится все интересней.

Когда вижу выступление коллектива «Эрэл» замечаю детальное исполнение сценических костюмов…

Кроме хореографии, для передачи глубокого смысла танцев на первом месте стоят сценические костюмы. Например, в последнем спектакле «Соргулаах суохапчы суолунан» костюмами занимались Дария Петрова — художник Сахатеатра и Зинаида Софронова — танцовщица нашего коллектива, по профессии дизайнер.

Читайте также:  Время танцевать!

В ансамбле есть проблемы, которые хотелось бы решить?

Основной состав нашего ансамбля — это студенты, но когда заканчивают учебу, они покидают наш ансамбль. Были бы ставки, то взяли бы специализированных хореографов и занимались с детьми, чтобы готовить постоянный состав танцоров.

Как сын относится к Вашей работе, загруженности?

Сыночку 4 годика, он ходит в детский садик «Парус», с малых лет ходит со мной работу, когда не с кем оставлять его дома. А когда уезжаю далеко на гастроли, в командировки, то Дьулустаана отправляю в Магарас. Там у меня живут тетя Мария, брат Виталий и племянница Анджелина.

LeeLa