ФЕСТИВАЛЬ МУЖСКИХ ТАНЦЕВ “СҮР КӨТӨҔҮҮ” – ПОДНЯТИЕ ДУХА СТАЛ В ЯКУТИИ ТРАДИЦИОННЫМ. ИДЕЙНЫМ ВДОХНОВИТЕЛЕМ И РЕЖИССЕРОМ- ПОСТАНОВЩИКОМ ФЕСТИВАЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
НАРОДНОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «КЫТАЛЫК»

ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ ВИНОКУРОВ – КЫТАЛЫК БАҺЫЛАЙ

АНСАМБЛЬ «КЫТАЛЫК» БАЗИРУЕТСЯ В С. МАЙЯ МЕГИНО-КАНГАЛАССКОГО РАЙОНА, ОТКУДА РОДОМ И САМ КЫТАЛЫК-БАҺЫЛАЙ. НЕ СМОТРЯ НА УДАЛЕННОСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ, АНСАМБЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ И ЛЮБИМЫХ НАРОДОМ КОЛЛЕКТИВОМ. БОЛЕЕ ТОГО, «КЫТАЛЫК» ДОБИЛСЯ НЕМАЛЫХ УСПЕХОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОДИНЫ И ПОЛУЧИЛ ПРИЗНАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССА. НЕ ТАК ДАВНО У АНСАМБЛЯ ПОЯВИЛСЯ ФИЛИАЛ «КЫТАЛЫК СВФУ», ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПРИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. СЕГОДНЯ В АНСАМБЛЕ ЗАНИМАЮТСЯ БОЛЕЕ 300 ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 70 ЛЕТ.
https://sakhalife.ru/festival-sur-koto5uu-kak-muzhchinyi-yakutii-podniayut-silu-duha/

Наша творческая группа встретилась с мастером народных танцев в Нижнем Бестяхе, где творческая группа под его умелым руководством организовывала очередной турнир по бальным танцам. За чашкой чая Василий Павлович неспешно поделился с нами историей, как зарождалась идея «Сүр көтөҕүү» и размышлениями о национальном танце.

КАК ВСЕ БЫЛО

Один старый мудрый человек мне сказывал, что в древней Якутии с малых лет детей учили искусству воевать. Я слышал, что в старину во времена кровавых войн были специальные школы воинов . А еще я слышал, что в каком-то роду был обычай младшего сына не отправлять на войну. Он освобождался от воинской обязанности, чтобы стать продолжателем рода. Известно, что до революции в царские времена, когда рождался мальчик, ему выделялась земля для будущего ведения хозяйства, из-за этого девочки в роду имели меньшую «ценность».
Мы знаем, что мальчиков в семьях саха воспитывали как будущего умелого, проворного, мастеровитого хозяина- кормильца, продолжателя рода, фамильной ветки. Так шло время за временем, каждая эпоха истории внедряла в быт и образ жизни наших предков какие-то правила и требования, которые оставляли отпечатки в общей культуре народа.
Я по образованию хореограф, учился в Кемерово, освоил русскую классическую школу хореографии, затем приехал в родную Якутию работать. Более 40 лет занимаюсь любимым делом и столько же лет изучаю нашу национальную культуру и историю. Живя в современный период внедрения новейших технологий, я думаю также как и мои древние предки: в суровых реалиях Севера ответственность за созидание основного уклада жизни лежит на мужчине. Мужчина-добытчик должен уметь хорошо «охотиться», кормить семью, для этого он должен развивать мощь, силу и внутреннюю энергию. Раньше якутские мужчины умели все, если того требовала жизнь, могли даже оружием воспользоваться. Во время Великой Отечественной Войны наши бойцы саха показали себя хорошими воинами, как и подобает настоящим мужчинам. Я думаю, что многие наши деды и прадеды не умея говорить по-русски, не могли
рассказывать широко про свои боевые подвиги, возможно, потому и многие оставались без наград.
Я читал и перечитывал много раз произведение Николая Макаровича Петрова «Ол үйэ дуорааннара». Он жил и работал в Мегино-Кангалсском улусе, его творчество рождалось здесь на нашей земле. Содержание его книги перекликалось с моими мыслями и всегда поддерживало мой интерес к поиску силы духа. Мужчины-спортсмены перед поединком, например, единоборств, делают какие-то внутренние «хомунуу»: входят в состояние. И Николай Макарович говорит, что «Сүр көтөҕүү» – то же самое. Например, человек, в трудный момент контролирует внутреннее состояние, использует скрытые возможности. Возьмем к примеру борцов, все они как на подбор красивы, физически крепки, натренированы, сейчас у них есть все условия и возможности для обретения отличной физической подготовки, все доходят до одинакового уровня подготовки и на соревнованиях выигрывает тот, у кого сильнее внутренний дух.
Вот так соединив знания Николая Макровича и свои исследования, у меня родилась идея «Сүр көтөҕүү», призванная взращивать внутреннее состояние духа. Сейчас многие говорят, что мужчины стали слабее женщин», «сидят дома без зарплаты», но тот мужчина, который ни при каких обстоятельствах не потеряет внутренний дух, он всегда будет сильным мужественным защитником семьи, рода, народа. Я вообще считаю, что трудности как таковые преодолимы, если включить голову, придумать что-то или принять совет. Многие ждут, что кто-то поможет, что их чем-то обделили, что-то им недодали. Но я думаю, мужчина должен брать ответственность за детей, за семью. Если ты бросишь своего ребенка на произвол судьбы, неизвестно каким он вырастет. Когда ты, как мужчина помогаешь ближайшему окружению, то помогаешь своему народу в целом. У народностей, которые уважают и ценят себя, в основном активно и энергично танцуют мужчины. Кавказцы, например, или кубинцы как танцуют! В их движениях видны достоинство, мощь, доблесть! И у нас в Якутии, я считаю, тоже должны быть такие мужские национальные танцы. Так изучив родную культуру и историю, соединив познания других исследователей со своими, я придумал проект «Сүр көтөҕүү» – поднятие внутреннего духа.

Читайте также:  “Кыталыктыын дайыы” – 2019

МЫСЛИ О БАЛЕТЕ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

Наши руководители культуры в советское время развивали только классический балет, а потом как-будто опомнившись, в 70-годы создали в Якутии Национальный Театр Танца. В других дружественных республиках такие театры начали открываться еще в 30-ые годы, а у нас получилось с таким опозданием.
Классические каноны в России очень развиты: в балете танцуют красивые балерины, одинаково прекрасно сложенные – это определенные правила классической хореографии.
А национальные танцы отражают образ жизни и быт народа, к примеру, если взять охоту на зайцев, идешь по пояс по снегу, чтобы ставить петлю, и у тебя движения совсем другие, непохожие на классический балет. Бывает, сидишь смотришь концерт художественной самодеятельности. А там обязательно бывает какой-нибудь единичный ребенок, самозабвенно отдающийся танцу. И все смотрят на этого юного танцора! Потому что внутри у него есть генная память, а в той глубине «сидит» настоящий саха, и все смотрят на него и чувствуют, что от него исходит забытое состояние: давнишние ощущения, чувства. Зритель иногда сам не подозревая, приходит на концерт искать вот это состояние. И, наполненный впечатлениями уходит с концерта довольный, и говорит «вот это был концерт, этот номер очень сахалыы», по тому как он нашел контакт со своим внутренним миром. Вот что дают национальные танцы народа.

Сейчас век глобализации, власти всемирной информационной паутины можно по видеоурокам научиться неожиданным элементам, где много ритма, шума, каких-то сильных движений, и танец переход в категорию спорта.
Есть такой ансамбль северных народностей «Мэнго». Я считаю, что участники коллектива «Мэнго» в свое время сделали своеобразную культурную революцию в СССР. Визуально танцоры совсем разные – рядом друг с другом танцуют маленький ростом человек и высоченный парень, артисты внешне очень непохожи друг на друга, но они не стесняются этого. Выходят они на сцену и в горячем танце раскрывают дух своего древнего народа, который в них сидит. Они – дети природы,
закрывают глаза, входят как-бы в энергетически и чувственно заряженный в транс и это передают зрителям, всему залу. Танцоры «Мэнго» передают образы мимикой и телом; как зазвучит бубен, закрывают глаза и совсем меняются. Вот так
они преображаются, входят внутрь северной национальной культуры.
Есть солнечные народности, живущие например, в горах Кавказа, под просторным широким небом, где горные вершины устремляются ввысь, солнце слепит глаза, а внизу прут быстрые горные реки, притягивающие опасной красотой. Танцы у этих народов – живые, энергичные, наполненные энтузиазмом, силой, огнем. Откуда у них это? Они живут в таких условиях, где солнце и зимой, и летом, где сама природа заставляет их быть такими яркими, сильными, огненными, принимающими вызовы и опасности жизни.
А мы – саха только летом видим активное солнце, зимой солнце от нас прячется. И некоторые живущие в теплых краях люди думают, что мы «замороженные» саха. Но мы – сильный семижильный народ, приспособленный к жизни в холодных
суровых условиях Крайнего Севера. Природа наделила нас детей природы таким же сильным внутренним содержанием. Мы с ансамблем «Кыталык» много ездили по разным фестивалям, и в советское время организаторы в одно время пытались требовать от нас «общие» северные танцы с пластикой животных, с криками птиц, как у коренных северных народов.
Но мы – предки тюрков, я считаю нас таковыми, хотя до сих пор в научной среде ведутся споры и диспуты кто мы и откуда мы – потомки тюрков или северных народностей. Я знаю, что у сахалар образ жизни особенный и потому якутские народные танцы совершенно отличаются от танцев северных народов.
Нельзя сказать, что у сахалар есть традиционный танец, чистый, непоколебимый, неизменный. Я как профессионал говорю, что народный танец состоит из 2 составляющих: хореографии и содержания народной культуры.

Читайте также:  Творческий концерт “Кыталыктыы кырыйа көтүөҕүм” хореографа, балетмейстера Алены Давыдовой к 40-летнему юбилею ансамбля танца «Кыталык» с.Майя

КЫТАЛЫК-ВАСИЛИЙ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

Сейчас все вокруг быстро меняется. Цивилизация доходит и до нас. А раньше мы летом жили в сайылыках. Традиционный якутский сайылык – это широкие пастбища, алаас с круглым озером, красивой чистой природой, вечерней прозрачной тишиной и запахом түптэ, мычанием коров. Лето нашего детства было такое. Тогда мы и играли по-другому, не было никаких игрушек, культурных овощей, облегчителей жизни, каждое утро ели керчех, якутские лепешки, наши матери и бабушки кормили нас традиционной якутской едой. По тем светлым детским впечатлениям я поставил танец «Сайылык оҕолоро». Сейчас растет поколение детей, которое не знает что такое сайылык, есть дети, которые проводят летние каникулы у бабушек и дедушек в деревне, вот они примерно знают что это такое.
Когда мы учим этот танец, я обязательно обьясняю детям, рассказываю устно. Дети, которые знают деревенскую жизнь очень быстро понимают и также быстро учат танец. А бывают некоторые, которые спрашивают «Василий Павлович, вы рассказываете про дачу?». Немного смешно и немного грустно от этого. «Сайылык» и «дача» имеют разные понятия, это два совершенно разных мира. А в памяти ребенка осталась одна дача, где он видимо и провел лето, и ассоциации летние связаны с дачным участком, с огурцами и помидорами. Так мы отчетливо видим, что цивилизация отталкивает людей от истории, от корней, создает уже пласт другой культуры. Поэтому часть истории и национальной культуры мы – работники культуры и искусства должны передавать через свой профессиональный труд.
У меня был очень хороший консультант с драмтеатра Иоаким Избеков-Уустаах. В свое время он закончил ГИТИС и был профессионалом высшего класса. Когда Уустаах вышел на пенсию, он переехал к нам в Мегино-Кангаласский улус, построил сайылык и жил там. Живя в единении с природой, он сам смастерил шаманский костюм, овладел кузнечным делом, был художником, ставил сэргэ по старым эскизам, которые находил во время глубоких исследований. Я часто общался с ним, потому как он мне говорил, что видит настоящую жизнь и пытался передать мне это видение. Мне кажется, что он передавал эти знания для того, чтобы я дальше распространил. Когда ты обладаешь глубокими познаниями, всегда должна быть преемственность и открытость.

ПРО НАРОДНОГО ГЕРОЯ ВАСИЛИЯ МАНЧААРЫ, ЕГО РОДНОЙ АЛААС
В фотографиях вы видите настоящий балаган, где жил Василий Манчаары. Мы выезжаем для «Сүр көтөҕүү» в родной алаас народного героя, где стоит его родной балаган, где растет крепкая столетняя сосна, помнящая Манчаары. Есть легенда, что Манчаары много раз сбегал из тюрем и возвращался домой в этот алаас,
и здесь его поджидали и ловили. Вот так сильно он тянулся к родной природе. Его дух связан с этим местом. Поэтому то, что «Сүр көтөҕүү» проходит в его родном алаасе очень символично.

Мне нравится образ Василия Манчаары, созданный народом. Людям, жившим в гнете, был нужен борец за справедливость. Многие в те темные времена не умели даже защищать себя, свои права, а Манчаары дал им надежду и идею, что мож-
но бороться. В архиве, нигде в документах не написано, что он быстро бегал, побеждал на соревнованиях, но по преданиям народа Василий Манчаары был сильным, ловким, крепким мужчиной и даже поэтом описывают. Народ сам придумывал прекрасные песни и причислял их к творениям Василия Манчаары. Вот так народу нужен идеал для поддержания общей души и продолжения жизни.

Записала LeeLa