Шел 22-й лунный день  — период мудрости и знания, духовного поиска, передачи сакрального учения, благоприятный для любых действий, если они выполняются искренне и направлены на созидание. И в такой день, несущий глубокий смысл бытия, в 1877 г. родился якутский писатель, поэт А.Е.Кулаковский-Өксөкүлээх Өлөксөй.

16 марта Театр Олонхо, народный театр танца «Эрэл» при Театре показали премьеру — спектакль «Өрүс бэлэхтэрэ» — “Дары реки” по мотивам поэмы основоположника якутской письменной литературы А.Е.Кулаковского-Өксөкүлээх Өлөксөй.  Известное пророческое произведение, в ходе истории якутского народа и вызывающее неоднозначные трактовки во все времена своего существования, на этот раз с помощью творческого синтеза классических театральных методов, хореографического искусства, народного песнопения народа Саха и живой игры на национальных инструментах создало в “Гостиной” Дома дружбы народов великолепные образы трех сердцевин матушки реки Өлүөнэ  в исполнении Лены Марковой, Ирины Михайловой, Марии Тумусовой и госпожи Муустаах Муора Хотун в великолепном исполнении заслуженной артистки РС (Я) Ирины Никифоровой .  Персонажи спектакля как-будто вобрали в себя все словесные описания, созданные древним и вечным Олонхо, и параллельно были как ожившие “иччи”, материализовавшиеся из тонких сфер в нашем Срединном мире.

Танцоры театра танца “Эрэл” в постановке хореографа отличник культуры РС (Я) Екатерины Павловой часто перевоплощались с переодеваниями в разные костюмы, олицетворяли “айыҥат хаан аймаҕа”, неугомонные стихии, превращаясь, то в воду, то в пламень, то в холодное дыхание госпожи Муустаах Муора Хотун.

Читайте также:  Андриан Павлов "Ийэбэр" маҥнайгы айар киэһэтэ.

Начало спектакля по задумке режиссера создает уютный, родной, знакомый мир, где царствует земная жизнь, где мир дружелюбен и красив,  а природа изобильна и гармонична. Зрители, сидевшие на стульях полукругом в “Гостиной” сполна погрузились в знакомую родную атмосферу, где юноши резвятся и девушки озорничают на родной природе, где “иччи” помогают им наслаждаться жизнью, где кружится вечное кольцо осуохая…

И тем резче и грубее становится появление образа западного технологичного, прогрессивного развития, который интересно воссоздал (неузнанный многими зрителями) известный в народе певец Саарын. Живое музыкальное оформление эффектно усиливало восприятие зрителей.

В течение всего перевоплощения актеров в персонажей спектакля, казалось, что само состояние исполнителей ролей без барьеров передавалось залу. Слова, написанные великим классиком якутской литературы трогали глубокие струнки душ зрителей. Некоторые зрительницы, потом мне признались, что “в начале мы были как-будто в родной неге, а потом когда матушка Лена плакала, в боку закололо, дышать трудно стало, поплохело мне…”. Значит, слова и игра актеров, дошли до самой сердцевины ранимой души зрителя.

И как-будто по спецзаказу в эти дни новостные масс-медиа по разным информационным каналам рассказывали о коронавирусе — новом «детище» современного мира. Наверное, многие зрители, сидевшие в этот вечер в “Гостиной” провели некоторую параллель с этим явлением. Спектакль Театра Олнохо как-будто уловив настроение, веющее в мире, прочувствовав мировые события, вовремя создал эту необычную премьеру.

Читайте также:  Театр объединяет...

Спектакль в постановке режиссера, заслуженного деятеля искусств РС (Я) Руслана Тараховского напоминает нам о том, что в этом мире все вещи имеют две стороны: если  возникает что-то новое, то где-то исчезает что-то другое. Как закон сохранения материи и движения, как вечна и неуничтожаема материя, так вечно и неуничтожаемо движение. Здесь если вглядеться и глубоко призадуматься, то можно усмотреть философию и физику,  науку и веру…

Хочется отметить великолепную работу художников Екатерины Шапошниковой и Уруйдааны Харитоновой, создавших  костюмы, уникального ансамбля “Төрүт дорҕоон” — Вероники Лыткиной, Иваниды Алексеевой, Прокопия Сыроватского, Семена Талыбыева. Световое и звуковое оформления подчеркивали и усиливали некоторое мистическое направление спектакля (оператор по свету — Сахаян Петров, оператор по звуку Владислав Абрамов).

Пророческие слова якутского поэта А.Е.Кулаковского-Өксөкүлээх Өлөксөй воистину заставляют нас — его потомков удивляться прозорливости, философичности, кроме удивительно поэтичного звучания стихосложения. Спектакль Театра Олонхо «Өрүс бэлэхтэрэ» — “Дары реки” показал зрителю богатый внутренний потенциал творческого коллектива.

В конце спектакля со словами благодарности к творческой труппе Театра Олонхо выступила внучка поэта Раиса Реасовна Кулаковская, осветила работу творческой группы исполнительный директор Театра Олонхо Мария Васильевна Турантаева, о творчестве поэта и своими впечатлениями выступила Светлана Дмитриевна Дарбасова, работавшая в институте А.Е.Кулаковского, о соединении личного внутреннего творчества своих бывших воспитанников — нынешних актеров Театра Олонхо и бережном отношении человека к природе, к миру в целом  проникновенно выступила руководитель фольклорного ансамбля «Эйээрик» Анастасия Афанасьевна Кардашевская.

Надеемся в следующий раз встретиться со спектаклем уже на большой сцене, где будет полный зал зрителей.

Луна всего лишь отражает лучи Солнца, она может нам рассказать свои тайны. А Солнце, олицетворящее дневную мирскую активность, и духом не ведает, что рассказывает и о чем плачет Луна…

LeeLa