Театр раскрывает сущность души зрителя

В рамках  Х Республиканского театрального фестиваля «Желанный берег — 2019» со своей уникальной программой представлений  столицу Якутии посетил Театр актера и куклы РС (Я) из г.Нерюнгри. 

Премьерный спектакль «Гулливер» по одноименному сатирико-фантастическому роману Джонатана Свифта, оставил яркие впечатления для маленьких зрителей. По отзывам родителей, посмотревших этот яркий спектакль “когда простой речью трудно привлечь внимание детей, спектакль заставил окунуться в театральный мир непоседливых самых малышей”. В спектакле использованы все виды мастерства театрального искусства: игра актеров, когда они танцуют и поют, игра кукол, в том числе и ростовых кукол, элементы теневого театра. Некоторые маленькие зрители заявили, что представление было красочным как кино.  Режиссер спектакля — молодой, талантливый Александр Иванов несомненно угадал точки соприкосновения к сердцам  юных зрителей. 

Спектакль «Любишь, не любишь» по пьесе Флорида Булякова — трогательная история любви и преданности двух стариков, проживших свой век бок о бок и только к концу жизни осознавших, как же на самом деле они дороги друг другу. Пьеса идеально соответствует своему жанру  трагикомедии. Начинается спектакль как легкая бытовая комедия. Старику Григорию приснился сон, в котором к нему пришла сама смерть «с косой до бедра» и предложила своего рода сделку: она отпустит старика, но лишь на три часа.  Если за это время он успеет сделать одно святое, богоугодное дело, то жить ему еще десять лет, если же нет, то заберет его насовсем…

Спектакль заставляет зрителя задуматься.  Мы часто мчимся по жизни без оглядки, не находя минутки, чтобы всмотреться в любимое лицо, и сказать им самые главные слова. В постановке задействованы всего 2 актера, которые мастерски перевоплощаются и в стариков, и в молодых героев пьесы, и заставляют зрителей сопереживать героям. Как отметил в интервью для журнала “АЙАР КУТ” режиссер спектакля Петр Скрябин:“Театр всегда пробуждает и подпитывает душу зрителей, раскрывает сущность души, наполняет их духовностью”. Эта трогательная история, рассказанная Флоридом Буляковым и воплощенная на сцене Петром Скрябиным, безусловно нашла путь к сердцу через ту струнку, которая всегда и незаметно натянута.

 Нелли Илларионова

Любовь пожертвовав мечтам

Все мы знаем историю про Гулливера, который волею судьбы оказался сначала в стране лилипутов, а потом великанов. Сопоставление нескольких миров – человеческого, лилипутского и великанского еще в детстве зародило у меня чувство относительности, может, даже какой-то условности нашего бытия. Гулливер прочно вошел в нашу жизнь и остроумно сатирические высказывания его автора Джонатана Свифта оказываются актуальными во все времена существования человеческого рода, потому что описывая жителей Лилипутии и Бробдингнега он, по сути, высмеял человеческие слабости и пороки.

Представляем Театр актера и куклы РС (Я), г.Нерюнгри

В этот театральном сезоне Нерюнгринский театр актера и куклы представил свою историю о Гулливере, который имел всё и много потерял. Эта история одновременно грустная и поучительная, заставляет нас задуматься о простых человеческих ценностях, о которых мы забываем в поисках славы, успеха, погони за сиюминутной удачей и желанием открывать новые миры. Оказывается, что лучший мир – это твой собственный. Он где-то рядом с тобой и нужно уметь найти вовремя ключи, чтобы успеть открыть потайную дверцу, чтобы не заржавел ключ к любимому сердцу. Но обо всем по порядку.

Читайте также:  Аан дойду үрдүнэн музыка күнүнэн!

Спектакль сам по себе очень красочный и яркий. Режиссер Александр Иванов стремился соединить в одном спектакле различные жанры — игру актеров, театр теней, куклы различных видов – ростовые, перчаточные, ширмовые, тростевые. Использование многообразного спектра выразительных средств не создает ощущения путаницы и мешанины. Каждый из них вводится по мере необходимости в зависимости от развития сюжета.

Открывается спектакль сценой в трактире, где потрепанный жизнью Гулливер в который раз рассказывает посетителям заведения много раз слышанную ими историю о своих путешествиях. Но мало кто верит в его рассказы. Может, это удивительный сон или фантазии из придуманного им самим мира, обретшего черты реальности?

Авторы спектакля  колоритно показывают забавный мир маленьких человечков. Они используют эффект увеличительного стекла, когда роль Пастушка и Барашка исполняют реальные актеры. Пастушок  исполняет свою трогательную песню о любви к своей девушке «Милая принцесса во дворце живет», которая перекликается с историей любви самого Гулливера, женившегося перед отъездом на милой Мэри, обещав ей скоро вернуться из дальних странствий.

В следующей сцене мы видим лилипутов, в том числе Пастушка и Барашка, но уже в виде кукол, по сравнению с которыми реальный актер, исполняющий Гулливера, действительно кажется великаном. Блестящее как большой желтый леденец солнце, облака, похожие на разбросанные куски сахарной ваты, диск луны, словно головка вкусного маслянистого сыра. Приключения Гулливера в Лилипутии вызывает у детской аудитории  большое оживление и радостный смех. Задорно снующий взад-вперед Барашек, маленькие игрушечные солдатики, храбро атакующие Человека-гору, закидывающие его под визжащие вопли вояки-генерала стрелами. Сцены морских баталий с блефускуанцами решены в жанре театра теней. Утрированно и карикатурно выглядит коварный король лилипутов, считающий, что он может вершить судьбу Гулливера, даже не понимая, что тот при желании может раздавить его движением одного своего пальца.  

Читайте также:  Төлкө

Разницу пропорций и масштабов подчеркнул большой глаз Гулливера, заглядывающий в дворец Короля. Думаю, что многие в зале поежились, почувствовав себя гораздо меньше своих обычных размеров.

Путешествие в страну великанов решено аналогичными средствами. Сцена на море, когда находят Гулливера, приносят в дом его нового хозяина. Великаны изображены в виде ростовых кукол, в больших масках, а все элементы контактов с ними Гулливера — посредством театра теней. И уже понимаешь, как хрупок человеческий мир, зависящий от настроения и прихоти хозяина-великана.

 Эффектна сцена поединка Гулливера с гигантской крысой. Зритель не видит ее полностью, достаточно двух больших горящих глаз, длинного розового крысиного хвоста, чтобы понять ужас опасности, надвигающийся на Гулливера.

Большую роль в спектакле играет музыкальное начало (звукорежиссер – Андрей Никулин): аутентичные танцы, сольные песенные номера, органично исполняемые актерами, лирические отступления, раскрывающие мир душевных переживаний героев.

От начала спектакля к его концу протягивается невидимая арка – перед нами снова сцена в трактире, где Гулливер в очередной раз заплетающимся от эля языком заканчивает рассказ о своих приключениях. Мы узнаем, что Мэри его не дождалась. Она каждый день выходила на берег моря и тщетно вглядывалась в уходящую даль, куда уплыл ее любимый, и, не выдержав тоски и одиночества, простыв на холодном ветру, она ушла туда, куда, к сожалению, не может попасть Гулливер, который открыл такие разные миры, но при этом потерял свой единственный, так долго ждавший его с распахнутыми дверями. Уже ничего не исправить, уже ничего не вернуть, и люди вокруг не верят, что рассказанное было реальностью, а не плодом воображения. А реальная и такая близкая любовь стала такой недосягаемой и далекой.

Представляем Театр актера и куклы РС (Я), г.Нерюнгри

Мой старший сын, когда закрылись кулисы театра, сказал: «Но ведь этого не было в первоисточнике». Да, действительно, судовой врач Гулливер имел семью и детей, и потом благополучно к ним вернулся, но постановщики хотели рассказать нам свою историю о Гулливере, где куклы как люди, а люди как куклы, но в любом случае, будь ты лилипутом или великаном, ты всегда должен оставаться человеком с любящим сердцем и не предавать близких тебе людей. Об этом устами Гулливера рассказали нам артисты и постановщики нерюнгринского спектакля.

Татьяна Павлова-Борисова, кандидат искусствоведения