Первые выпускники Якутского культпросветучилища


В 2016 году культурная среда Якутии отмечала 50 лет со дня  рождения  профессиональной хореографии в Якутии. По инициативе первой балерины Якутии Аксении Васильевны Посельской в 1966 году в Якутском республиканском культурно-просветительском училище было открыто хореографическое отделение. Это событие дало мощный импульс развитию и распространению танцевального искусства в Якутии

В 1969 году 13 молодых ребят получили дипломы по специальности “хореограф” и отправились работать в различные районы Якутии, а некоторые продолжили учебу в вузах  Москвы и Ленинграда.

50 лет с огромной любовью к танцевальному творчеству первые выпускники ведут огромную работу по пропаганде танцевальной культуры  в республике. Имена первых «ласточек» хореографического отделения Якутского республиканского культурно-просветительском училища знают не только те, с кем лично соприкасались их судьбы и творчество, но и все жители Якутии — любители и ценители танцевальной культуры.

Августа Федоровна Клакинова — руководитель танцевального коллектива «Дружба» Таттинского улуса, Елена Степановна Прокопьева — руководитель танцевального коллектива «Алаас кыргыттара», Василиса Егоровна Романова — руководитель коллектива «Молодость Эркээни», Зинаида Николаевна Попова — основатель танцевального коллектива «Айылгы», Раиса Павловна Макарова —  12 лет проработала в Институте гуманитарных исследований, 17 лет преподавала в Культпросветучилище, работала инспектором в министерстве культуры, Василий Кириллович Павлов — основатель ансамбля «Комүс күһүн” (“Золотая осень”) «Школы третьего возраста», Николай Васильевич Егоров и Лилия Попова — артисты балета Якутского государственного музыкально-драматическом театра, Светлана Кирилловна Зайцева, Евдокия Кононовна Афанасьева, Изабелла Денисовна Егорова , Анатолий Алексеевич Филиппов, основавший и много лет руководивший ансамблем “Кустук” Мирнинского района— первые выпускники хореографического отделения ЯКПУ.

Нам удалось встретиться с  некоторыми из них, благодаря Елене Степановне Прокопьевой, организовавшей встречу однокурсников. Замечательные люди, исполненные искрящейся энергией и совершенно молодым задором, рассказали нам о корнях творческой жилки. Выросшие среди величественной природы Якутии, они все наполнены особой любовью к красоте природы и окружающего мира. Во время встречи царила особая эмоциональность, неповторимая благожелательная атмосфера, которая помогает им в творческой работе.  

Впрочем, как выяснилось, на отделение хореографии многих привел случай. Счастливый случай, определивший всю их судьбу.

Раиса Павловна Макароваотличник культуры РС (Я):

После школы я поступила в университет. Однажды, в библиотеке им. Пушкина, слышу, как сидящие позади меня девочки обсуждают танцы, сыпят хореографическими терминами. В тот день я не смогла усидеть на месте (смеется), следила за девочками (подойти и спросить духу не хватило) и пришла вслед за ними в училище. А.В. Посельская, проверив мою подготовку, решила принять меня, несмотря на то, что пришлось догонять далеко ушедших вперед сокурсников.

Зинаида Николаевна Попова:

Мне, девчонке, из далекого маленького села, Якутск казался слишком большим, многолюдным и оживленным. После школы поступила в университет.  И тут нужно сказать о воле случая. По дороге в городской парк мне попалось на глаза объявление о наборе студентов в хореографическое отделение Культпросветучилища. Мое сознание полностью перевернулось: я забрала документы из университета и решила поступить в училище.

Читайте также:  “Эркээни эдэр сааһа” үҥкүү ансаамбыла 50 сылын көрсө

 Василий Кириллович Павлов:

Честно говоря, после школы я совсем не думал о хореографии. В один прекрасный день мой приятель сообщил, что в сельском клубе меня ждет преподаватель танцев из Якутска. Ею оказалась очень строгая, на мой взгляд, Евдокия Сивцева. Она попросила показать танцевальные движения и повторять их за нею. Движения я повторил: приседания, мах, прыжки. Это я мог . В середине сентября пришла телеграмма, что я зачислен в хореографическое отделение Культпросветучилища. Не поверив своим глазам, показал телеграмму своим родителям, а нас в семье было 11 детей. И вот, после недолгих сборов, я уехал в Якутск в телогрейке и сапогах учиться на хореографа (смеетя).

Первые выпускники вспоминали свою молодость, студенческие годы, неповторимую атмосферу 60-х, с большим теплом вспоминали Аксению Васильевну Посельскую.

Елена Степановна Прокопьева :

Незабвенная Аксиния Васильевна Посельская – высокая, красивая, строгая и требовательная – мы испытывали перед ней трепет, безмерное уважение и благодарность. Она выпестовала нас, дала путевку в жизнь.

Зинаида Николаевна Попова:

В день экзамена моя робость превратилась в страх. Кругом незнакомые лица. Девочки все очень нарядные, красивые. А я одета более чем скромно. В голове промелькнуло: не поступлю. Пришла Аксинья Васильевна Посельская, строгая, с громким командным голосом. У меня паника (смеется). На экзамене меня заметил и ободрил Георгий Трофимович Марков, человек эмоциональный и артистичный. Он похвалил мое чувство ритма и поставил меня на передний план. Так с его одобрения я поступила в училище.

Василиса Егоровна Романоваруководитель коллектива «Молодость Эркээни»:

Детство мое прошло в красивейшей местности села Тойон-Арыы Хангаласского района.  К нам, на ысыах, часто приезжали артисты из Якутска. Подражая артистам, я тайком пела и танцевала. После школы поступила в Студию балета при театре к Аксинье Васильевне Посельской. Хочу сказать, что годы учебы  в училище – это самые счастливые годы. Учеба стала главным звеном и предопределила мою судьбу.

В танцах трудно чего-то добиться без железной дисциплины и полного сосредоточения на профессии. А настоящий хореограф, должен быть и креативным, и широко образованным, и открытым всему новому и необычному. И при этом не забывать о своих корнях, быть внимательным к танцевальному наследию. Был внесен огромный вклад в популяризацию народных якутских танцев, о них узнали далеко за пределами Якутии. Постановки первых учеников А.В.Посельской вошли в репертуар многих танцевальных ансамблей республики.

Раиса Павловна Макарова:

 Учеба в ЯКПУ, несомненно, стала главным этапом в моем становлении как профессионального хореографа, дала возможность для дальнейшей учебы в Москве на спецкурсе ГИТИСа.

Майя Плисецкая, преподававшая у нас на первом курсе, говорила мне: «Где ты будешь танцевать, мне все равно, в Большом Театре или в якутском театре!». Требования были жесткие, если не сказать жестокие. Окончила со специальностью «балетмейстер-педагог». Вот тогда я впервые задумалась: «есть танцы разных народов: русские, украинские, молдавские, грузинские, почему бы не поставить якутский народный танец- многолюдный, масштабный, яркий танец на стадионе или в парке». В 1971 году встретилась с Сергеем Зверевым. Собрала по крупицам этнографический материал в библиотеках и архивах, и первым результатом стала моя работа – «Хотой ункуутэ» (Танец орла). Тогда я поняла разницу между танцором на сцене и тем, кто пишет танцы, вспомнила своих преподавателей Жорницкую и Лукину.

Читайте также:  «Афанасий Осипов – гражданин мира»

 Руководствуясь сознанием, сколько труда, знаний и умения вложили в меня мои преподаватели, я решила вернуть все это своему народу, и проработала в хореографии до 52 лет. Писала статьи в «Советский балет», в газету «Социалистическая Якутия». За моим первым трудом «Хотой ункуутэ» последовали «Оhуор ункуутэ», «Сайылык ункуутэ», «Тэлээр ункуутэ», «Батас ункуутэ», завершила работу о С.Звереве – Кыыл Уола.

Танец — это движение, а движение — это жизнь. И жизнь продолжается. Бывшие первые выпускники, а теперь маститые педагоги и хореографы ведут, как и прежде, занятия в своих коллективах. Передают полученные в училище и наработанные собственным трудом знания и умения следующим поколениям. И не только.

Василий Кириллович Павлов:

Я сначала очень стеснялся того, что сокурсники мои, в основном, девчонки. Аксения Васильевна Посельская относилась ко мне очень тепло. В 1968 году призвали в армию. Там ставил хореографические номера, сам танцевал и тренировал ребят-сослуживцев. Вся моя служба в армии прошла под знаком танцев. Обстоятельства сложились так, что за 2 месяца до выпуска, я ушел из училища. В 1973 году меня пригласили в ансамбль Сергея Зверева. Танцевал классику, якутские танцы, моим «коронным номером» стал сольный танец «Долгунча». В 1976 году уехал в Абыйский район работать по основной специальности – механизатором. Все без малого 40 лет в свободное время преподавал танцы, танцевал сам, ставил номера и спектакли, мне это было в радость. Переехав в Якутск при доме «Арчы» занимался бальными танцами. С тех пор прошло 10 лет.

При школе «третьего возраста» я создал класс танцевально-двигательной терапии для пожилых людей – своих ровесников. А затем возникла идея создания танцевального ансамбля «Кемус куhун» (Золотая осень). Наши танцоры стали лауреатами, победителями, призерами российских и международных конкурсов. Сегодня я весьма рад и горд успехами своего коллектива.

Мои кумиры на все времена – Аксения Посельская и Сергей Зверев. Моя благодарность им безмерна. В 2015 году написал сценарий танца для ансамбля Зверева, посвященный ветеранам Великой Отечественной войны. Танец поставили Светлана Бессонова и Афанасий Афанасьев. Я счастлив своим достижением.

На сегодняшний день в Якутии существует более 800 танцевальных коллективов. Это и знаменитые ансамбли, и команды поменьше из школ и ССУЗов, и любительские коллективы взрослых, не желающих впустую тратить свою жизнь «лежа на диване возле телевизора».  Так, благодаря энтузиазму балерины Аксении Васильевны  Посельской и ее первым выпускникам, теперь можно сказать, что танцует вся Якутия.

 Танец  — это искусство, объединяющее людей разных культур и национальностей. Язык тела универсален и понятен без слов. Мы наслаждаемся балетом и восхищаемся классическим танцем, объединяемся в осуохае и «зажигаемся» лезгинкой. Спасибо тем, кто отдал свою любовь и труд, чтобы искусство танца жило и развивалось профессионально.

З.Томская

М.Симоненко