Издавна Нюрбинский ысыах славится своей масштабностью, традициями и приверженностью к древним традициям. В художественной повести «На заре» уроженца села Антоновка, кандидата экономических наук Григория Михайловича Чудинова есть описание Нюрбинского ысыаха 1916 года.

Нюрбинский ысыах. От старины до наших дней.
Чудинов Григорий Михайлович

Чудинов Григорий Михайлович (1905-1985) работал в Якутске начальником электросети, наркомом коммунального хозяйства, начальником Управления промышленности строительных материалов, директором электротехникума связи, долгое время исполнял обязанности замести- теля уполномоченного Госплана СССР по Якутской АССР; с 1938 по 1947 год избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР. Автор первой научной программы «Энергетика ЯАССР». Инициатор организации отдела энергетики в Якутском филиале Академии наук, которая стала центром научных разработок энергетики всего севера Советского Союза. Работая заведующим этого отдела, инициировал создание Вилюйской ГЭС. Автор 125-ти печатных работ.

Этот эпизод повести имеет большое значение в том плане, что кроме этого и краткого описания энтомолога Отто Герца нет другого материала про дореволюционный Нюрбинский ысыах. В главе «Последний ысыах» данной повести автор пишет, что ысыах в Нюрбе проводился вблизи берега, у речки Нюрбинки, с места, где сейчас территория ветеринарии до церкви (деревянная Никольская церковь стояла на том же месте где сейчас стоит нынешняя церковь) и далее по берегу. Ысыах проводился после прихода парохода и ярмарки где собирались люди с ближайших и отдаленных наслегов. На ысыах также приезжали гости из Сунтарского, Верхневилюйского и Мархинского улусов. Дело в том, что Нюрба уже тогда была торговым центром, где размещались магазины (лавки) купцов Насыровых, Алексеева, Габышева, Верещагина, Кочнева и других. Вот что написано в этой главе:

«После прихода парохода на лугу проводился ысыах. Собирался народ и уважаемые люди в улусе. Наслежные князья распоряжались и распределяли прибывающих одетых в нарядную одежду людей. Указывали, кому и где размещаться. Огромная толпа постепенно распадалась на отдельные группы. В центрах этих скоплений зажигались костры, подвозили в больших «сир» (якутский кожаный сосуд, имеет форму небольшой бочки) кумыс, сгружали турсуки с маслом и сливками, мешки с мукой для саламата, туеса, берестяные ведра — ыагас, большие котлы, сковороды, топоры, крючья для доставания мяса из больших котлов. В деревянных бочках подвозили воду.

Ближе всех к речке Нюрбинке как правило располагались люди Сюльского наслега, у церкви — Первый и Второй Бордонский наслеги, в центре, вокруг большого свободного участка луга занимали место жители Мегежекского, Кукакинского, Аканинского, Первого и Второго Жарханского и Асыкайского наслегов. Ближе к селу Нюрба, как правило, располагались тыалыкинцы, одейцы, кангаласцы и таркайцы. Несколько в стороне у холма, что рядом с полями Антоновки, разводили костры люди Бестяхского, Нюрбинского и Егольжинского наслегов.

Тут же сразу, у костров, убивали откормленный для убоя скот и лошадей, который варили в огромных котлах мясо и любимое якутами пищу —  кровяную колбасу. Когда солнце проходило через зенит, люди готовились к торжественному моменту – началу праздника. Они собирались на лугу, появлялась местная знать. Среди них выделялись батюшка в черной рясе с золотым крестом на груди и заседатель в темно-зеленом мундире с погонами. Его форменная фуражка с сияющей на солнце кокардой и до блеска начищенные сапоги резко выделялись среди якутов-скотоводов и крестьян-хлеборобов. Заседатель был официальным и единственным представителем полицейской власти в улусе. Его боялись местные наслежные и улусные власти. Он это знал и важничал. Кивал на поклоны простых людей, хотя большинство из них только с любопытством глядели на него. С богатыми и знатными он здоровался за руку.

Проезжал к своим наслежникам на чудесном вороном коне улусный голова. Он что-то с коня оживленно рассуждал с улусным писарем.

Во всех наслежных группах, разместившихся на большом лугу, гости рассаживались, группируясь по званию, состоянию и полу. Наиболее уважаемые в наслеге люди, почетные гости, зажиточные садились на коврики, сшитые из конских и коровьих шкур с узорами шахматной доски. Остальные располагались прямо на земле, поджав под себя ноги. Перед гостями выставлялись различной величины якутские деревянные кубки – чороны. Тут же появлялись кожаные сосуды – сири с кумысом.

Праздник начинал какой-нибудь выбранный для этого наслег. Сначала старшина наслега расставлял лицом к востоку три молодых парня в богато расшитых меховых дьабака. Каждому парню в руки давали чорон с кумысом. Передний держал в руках чорон-айах, второй – чорон средней величины, третий – маленький кубок – белькей.

Приподняв вверх свои сосуды, они понемногу выливали кумыса в огонь. Это была жертва верховному божеству «Айыы тойону», затем повернувшись вправо, лили кумыс к главному духу срединного мира «Кюбяй хотун» (Аан Алахчын), затем, оборотясь лицом на запад, приносили жертву мытарствам, через которые должны проходить «кут» (души) каждого умирающего.

Совершив обряд, парни садились на свои места, и вставал благообразный старик-алгысчыт. Обычно он держал в руках большой чорон-айах полный кумысом. Выйдя на середину круга, опустившись на одно колено, он исполнял алгыс, обратившись в сторону небесных божеств — Айыы. Он просил Айыы тойона ниспослать на всех людей благодать, а именно умножить стада коров и лошадей, ведь основным богатством якутов тогда был скот. Закончив речь, он снимал шапку и троекратно громко говорил «Уруй!» (Слава!) и все присутствующие повторяли за ним этот торжественный возглас. Затем алгысчыт отпив немного кумыса из чорона, передавал его улусному голове, как наиболее почетному человеку, последний употребив немного, передавал чорон дальше. Так чорон с кумысом шел по кругу, сначала пили родовитые, богатые и почтенные, затем рядовые наслежники, простой люд. После этого обряда из посуды сири всем присутствующим и желающим наливали в чашки и чороны сколько угодно кумысу. По якутской традиции бесплатно. Начиналось массовое питье  кумыса. Отовсюду слышалось, и прокатывалось по лугу троекратное «уруй», повторяемое толпой празднующих людей. Пили кумыс все. Старики, мужчины, женщины, дети, стар и млад. Кумыс был всегда крепкий, шипел и бросался в нос, на поверхности его плавали зерна сливочного масла. После кумысопития из объемных котлов начинали доставать железными крючьями большие куски полусварившегося мяса (такой способ варки в старину у якутов считался деликатесным, назывался он «халахытан буһарыы») и  раздавать гостям. Также угощали кровяной колбасой – «хааном», топленым маслом, суоратом и другими яствами. Народ веселился и ел. Веселому настроению содействовал и выпитый кумыс, от которого у многих кружилась голова. Якуты, невзирая на возраст и пол как по команде вытаскивали из ножен ножи, которые всегда и все носили на поясе слева и начинали резать, уплетать мясо в обе щеки, громко смеясь и разговаривая с набитым ртом».    После этого были конные скачки, борьба – хапсагай, некоторые играли в карты.

Нюрбинский ысыах. От старины до наших дней.
Отто Герц

Отто Герц, о котором я упоминул, был энтомологом, изучал бабочек.

Читайте также:  У НАШИХ БОРЦОВ ЕСТЬ СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ…

Герц Альфред Отто Федорович (1852-1905) — российский энтомолог, лепидоптеролог, зоолог, этнограф и путешественник, действительный член РЭО. С 1883 по 1897 г. он участвовал в экспедициях по долинам рек в бассейнах Витима и Вилюя, в среднем течении Лены, собирал бабочек на Камчатке в окрестностях Петропавловска-Камчатского. Зимнее путешествие из Якутска в Петропавловск и пребывание на Камчатке О. Герц подробно описал в статье «Reise von Jakutsk nach Kamtschatka im Jahre 1897», опубликованной в мемуарах Романова (O.Herz, 1897).

Он в конце 19 века, летом, посетил Нюрбу где для него организовали показной ысыах, так как в июле время сенокоса а не праздника. На ысыахе его в урасе угощали кумысом, дали приветственный зал в воздух из ружей, потом состоялся осуокай где приняло участие тысяча с лишним человек. Запевала пел больше часа. На вопрос энтомолога о чем он поет ответили что запевала воспевает цветок который увидел по дороге на ысыах.

Вот так проходил ысыах в дореволюционное время в Нюрбе. Нужно отметить что ысыахи проводили обычно баи и князья (баай – богач). Всех как написано в повести угощали бесплатно, ровно также садились в круг и пили из большого чорона (чорон – якутский деревянный кубок для кумыса) кумыс с маслом, уплетали свежее мясо с рожнов, болели за борцов хапсагай (хапсагай – якутская национальная борьба), смотрели конные скачки, танцевали осуохай.

Ысыах в Нюрбе проводили всегда, кроме тяжелых для страны годов. Это были годы двух революций Февральской и Октябрьской, гражданской войны, потом в годы второй мировой войны. 1945 году во всех наслегах проводили ысыахи Победы. В районном центре в Нюрбе ысыах Победы длился три дня. В том ысыахе вслух всенародно прочитали письмо поздравление от нюрбинцев Сталину. Письмо прочитал секретарь райсовета Николаев Николай Львович. Ысыах начался с осуокайа запевалы Сергея Зверева – Кыыл Уола. Этот ысыах был проведен 20-22 июня в парке культуры на месте где сейчас  находится площадь Победы.   

         Ысыахи до Горбачевской перестройки проводились без алгыса, с интернациональным и идеологическим содержанием. Были там масштабные мероприятия открытия ысыаха, помню как октябренком принимал участие. Отец смастерил деревянные колоски которые я протягивал в массе детей наверх к небу на тюсюлгэ, получалось что выросло пшеничное поле. Режиссером ысыаха в то время был главный режиссер Нюрбинского драматического театра, заслуженный артист ЯАССР Спартак Иванович Слепцов. Руководил организацией ысыахов тех лет Ксенофонт Дмитриевич Уткин.

Нюрбинский ысыах. От старины до наших дней.
Уткин К.Д.

Ксенофо́нт Дми́триевич У́ткин (1935-2016) советский и российский историк и философ. Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор, крупный деятель культуры. Инициатор открытия в Якутии трех музеев: Нюрбинский музей Дружбы народов (1974), Музей Хомуса (1991), Музей меценатства (2000). Автор около двадцати монографий, учебные пособий и брошюр, а также более тридцати научных статей; более шестисот газетных публикаций.

С началом перестройки в Советском Союзе идет массовое возрождение национальной культуры. В те годы на пост начальника Отдела культуры Ленинского района была назначена выпускница Новосибирского педагогического института, преподаватель истории Марта Романовна Гоголева. Под ее руководством была разработана программа возрождения национальной культуры в Нюрбинском улусе с участием деятелей культуры Татьяны Прокопьевны Олесовой, Тимофеева Степана Степановича. Автором философского содержания программы является Ксенофонт Дмитриевич Уткин.  

Нюрбинский ысыах. От старины до наших дней.
Гоголева М.Р.

Марта Романовна Гоголевазаслуженный работник культуры РС (Я), отличник культуры и образования РС (Я), Почетный гражданин Нюрбинского улуса. Начальник Отдела культуры, затем Управления культуры Ленинского района потом Нюрбинского улуса с 1985 по 1995 гг.

         Ысыахи стали проводиться с исполнением обряда алгыс. То есть возродилось основное содержание национального праздника. Первым алгысчытом ысыахов в Ленинском районе, а затем в Нюрбинском улусе считается деятель культуры, известный запевала национального танца осуохай, фольклорист Семен Степанович Егоров – Оһоокой Сэмэн.  Он и другие представители старшего поколения деятелей культуры такие как Семен Петрович Гаврильев, Николай Николаевич Мартынов носители фольклора Чоомуут, Ньукутта и другие стали консультантами проведения ысыахов в Нюрбе. Таким образом на уровне исполнительных органов власти установилась прямая преемственность в проведении ысыахов. В этом есть заслуга философа и историка Ксенофонта Дмитриевича Уткина, который и ввел такое понятие.  Первым ысыахом на ноте возрождения национального возрождения эпохи перестройки считается Ысыах фольклора 1987 года к которому Отдел культуры готовился основательно. Так, была проведена конференция подготовки ысыаха с участием национальных деятелей по возрождению национального вероучения Айыы Тэриса, Дабыла, деятеля науки по фольклору Василия Васильевича Илларионова и других. Сценарий ысыаха принимался коллективно, причем использовались материалы фонда Литературного музея, основателем которого является краевед Николай Тарасович Степанов.  В сценарии использовались предания собранные Николай Тарасовичем. В конце 80-ых, вначале 90-х в Нюрбе проводились поэтапно ысыахи божествам Айыы. Концепция ысыахов заключалась по очередное посвящение алгыса всем Айыы, начиная с первого небесного яруса во главе с Хотой Айыы. В те времена в Нюрбинском ысыахе было введено постановка сюжетов из олоҥхо и якутских сказок. Так, впервые в ысыахе 1991 году состоялся показ отрывка из олоҥхо «Ньургун Боотур Стремительный» и сказка «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами». То есть фактически нюрбинцы являются пионерами показа постановки сюжетов из олоҥхо на ысыахе в республике. В данное время ысыахи Олонхо проводятся каждый год поочередно по улусам. Результатом этой постановки стало создание первого в республике народного театра Олонхо в Нюрбе.

1992 году в Вилюйской группе улусов состоялись ысыахи Юнеско. Нюрбинский ысыах в том году впервые в республике по сценарию Ксенофонта Дмитриевича Уткина и под руководством Марты Романовны Гоголевой показал и ввел в традицию обряд якутского кумысопития большого формата. Обряд был проведен в ипподроме при стечении большого количества населения. Алгысчытом был Егоров Семен Степанович, я там был, сидел в качестве зрителя. Исполнение обряда для пионера не видевшего ничего подобного раньше в жизни было таким завораживающим что я запомнил это на всю жизнь.

К данному ысыаху Юнеско Нюрба готовилась два года. Мастерами умельцами Нюрбинского быткомбината а позднее мастерской Управления культуры были изготовлены чороны и кытыйа, в наслегах мастерицы шили олбохи, в жертву по обряду была приведена лошадь белой масти.   

Читайте также:  VII спортивные игры народов Республики Саха (Якутия)

         С середины девяностых после замены Марты Романовны Гоголевой на посту начальника Управления культуры Татьяны Прокопьевны Олесовой ысыахи в Нюрбе продолжали придерживаться старых традиций введенные предыдущими руководителями.

Нюрбинский ысыах. От старины до наших дней.
Олесова Т.П.

Олесова Татьяна Прокопьевна – заслуженный работник культуры РС (Я), с 1995 по 2009 гг. начальник Управления культуры и народного творчества Нюрбинского улуса. В данное время является председателем совета Ытык Сүбэ Нюрбинского улуса.  

 Проведение ысыахов оставались на высоком уровне, сценаристами были деятели культуры Зоя Попова, Люция Иванова, Зинаида Петрова, Галина Томская – Айыына Чэгиэн. В те годы был введен первый в республике конкурс в ысыахе – Үрүҥ уолан. Сейчас этот конкурс тоже проводят в других ысыахах республики. В ысыахе Туймаады этот конкурс носит название «Тыгын оонньуулара». Ысыахам каждый год стали давать определенные названия совпадающие с концепцией развития года – Үрүҥ Аар ыһыаҕа, Кэскил ыһыаҕа и т.д. Вместе с тем на ысыахах стали в целях увековечивания памяти признанных общественных деятелей стали озвучивать их имена. Например, ысыах этого года посвящен также памяти общественных деятелей Александра Гавриловича Габышева и Феодосия Семеновича Донского. В эти годы благодаря руководству улуса тех лет у Нюрбинского улуса появилось новое место для празднования ысыаха. Это комплекс «Кыталыктаах» расположенный на территории Октябрьского наслега. В 60-е годы там нюрбинцы проводили ысыах несколько лет подряд, свидетели этих празднеств – сэргэ, стоят слева от дороги при приближении в комплекс. Это красивая местность, открытая ровная, окаймленная березами. Там же проводятся конные скачки, все постройки расположены компактно, недалеко друг от друга.

Первым ысыахом проведенным в этой местности был республиканский ысыах молодежи. Вторым по масштабности из проведенных там ысыахов был Ысыах Олоҥхо. Проведен он был 2012 году под общим руководством нового руководителя Управления, а потом Департамента культуры улуса, деятеля культуры, режиссера по образованию Елены Руслановны Степановой.

Нюрбинский ысыах. От старины до наших дней.
Степанова Е.Р.

Степанова Елена Руслановна – деятель культуры, режиссер, отличник культуры РС (Я), начальник Управления культуры и духовного развития с 2009 по 2017 гг. В данное время занимается режиссерской деятельностью, работает руководителем театральной студии Школы искусств Нюрбинского района.

Режиссерами открытия и закрытия Ысыаха Олонхо были деятели культуры Титигиров Александр Васильевич и Степанова Елена Руслановна. 

Нюрбинский ысыах. От старины до наших дней.
Титигиров А.В.

Титигиров Александр Васильевич – режиссер, заслуженный деятель искусств РС (Я). Творческую деятельность начал с 1990 года с Нюрбинского государственного драматического театра в качестве артиста. С 1996 года начал режиссерскую деятельность. С 2006 года работает главным режиссером Театра юного зрителя РС (Я).

Ысыах Олоҥхо 2012 года запомнился своей красочностью и организованностью на высшем уровне. Здесь надо учесть большую поддержку из деятелей культуры старшего поколения нюрбинцев которые внесли свой посильный вклад в организацию такого масштабного мероприятия. Комплекс «Кыталыктаах» был украшен деревянным монументом Аал Луук Мас и аркой «Ньырбакаан» автором которых является мастер Аммос Давыдов, кроме этого на тюсюлгэ были поставлены сэргэ изготовленные мастерами мастерской Управления культуры, павильон для выставок, деревянные ураса. Гвоздем программы ысыаха стало установление рекорда на самое длительное песнопение запевалы национального танца осуокай, где приняли участие более тысячи человек в национальных одеждах. Запевалой был Прокопий Степанов из села Мальжегар.

В данное время под руководством нового состава Департамента культуры во главе с Тихоновой Розалией Михайловной
проведение ысыахов остается на прежнем высоком уровне. Здесь важно понимать, что у нюрбинцев есть устоявшиеся, переданные старшим поколением древние традиции ысыаха, которые в Нюрбинском улусе берегут и работают над их сохранением.

Нюрбинский ысыах. От старины до наших дней.
Тихонова Р.М.

Тихонова Розалия Михайловна — начала свою трудовую деятельность художественным руководителем сельского дома культуры в селе Джикимда, с 1987 году назначена инструктором по детской работе в доме культуры «Кыталык», 1995 г. – заведующая отделом народного творчества и фольклора РДК. В 1995 г. окончила Восточно-сибирский государственный институт культуры в городе Улан-Удэ. С 2017 года руководитель Департамента культуры Нюрбинского района.

Виктор Борисов. 19.06.2019 г.