Сегодня мы в гостях у закулисных работников Дома дружбы народов им. А.Е.Кулаковского. Если коротко рассказать про создание Дома дружбы народов им. А.Е.Кулаковского, то оно связано с деятельностью республиканского Дома народного творчества, который возник в 1937 году на правах отдела Управления искусств Народного комиссариата просвещения, в целях поддержки районных и колхозных клубов и оказания методической помощи художественной самодеятельности. Позднее, в 1991 году, был создан Республиканский научно-методический центр народного творчества и социально-культурной деятельности им. А.Е.Кулаковского. Главная цель работы учреждения: духовное развития якутян и сохранение культурного пространства республики.

При Доме дружбы народов им. А.Е.Кулаковского функционируют народные самодеятельные коллективы: народный вокальный ансамбль «Русь», фольклорный ансамбль «Тойук», народный ансамбль эстрадного танца «Сюрприз», народный ансамбль бального танца «Мозаика» и народный ансамбль современного танца «Тетрис», образцовая вокальная студия Егоровых, детская студия народного ансамбля танца “Сандал”. В этих коллективах занимается более 400 человек разных национальностей.

Национально-культурные объединения активно ведут работу при Гостиной Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского, в т.ч.: Русская община Республики Саха (Якутия), Украинское землячество им. Тараса Шевченко «Крыныця», казахская общественная организация «Алатау», кыргызское добровольное общество г.Якутска, башкирский национально-культурный центр «Якташ» г.Якутска, община «Тыва» г.Якутска,  бурятская община г.Якутска, Союз армян г.Якутска, общество «Саха Омук», общество «Потомки государевых ямщиков», таджикское общество «Сомониен», Ассоциация корейцев г. Якутска, узбекская диаспора, Якутский казачий полк, общество «Единство русского народа», литовское общество «Гинтарас», местная национально-культурная автономия чеченцев, ингушский национально-культурный объединенный центр «Вайнах» и другие.

Сложный механизм закулисья

Каждый раз, когда мы приходим на мероприятие в Дом народного творчества, видим артистов, играющих свои роли, билетеров, помогающих найти свое место, гардеробщиков принимающих и выдающих верхнюю одежду. Кроме них в культурном учреждении работают люди, которых мы практически никогда не видим, только если не возникнут особые обстоятельства. Да, конечно, есть еще административные работники и другие технические специалисты, но сейчас мы поговорим о закулисных работниках, создающих художественное оформление мероприятий различного уровня.

Давайте посмотрим, какие существуют специальности в этом «сложном организме». Кроме обязательных костюмеров и гримеров, работает большое количество людей, отвечающих за техническое оснащение выступлений: осветители, механик сцены, реквизиторы. Представители этих профессий практически никогда не появляются на сцене, но мы каждый раз видим все то, что они делают на сцене.

Состав художественно-постановочного отдела АУ РС(Я) «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского»

Художественный руководитель — НИКОЛАЕВА Жанна Степановна, отличник культуры РС(Я).
Главный художник — ТОЙТОНОВ Эдуард Антонович
Машинист сцены — ХРИСТОФОРОВ Филипп Филиппович
Главный администратор — СИБИРЯКОВА Александра Максимовна
Главный специалист по работе со зрителями — ПЕТРОВ Альберт Валентинович
Администратор — ВИНОКУРОВ Андрей Алексеевич
Заведующий сектором звукового оборудования — РОМАНОВ Олег Прокопьевич
Художник по свету — ПОТАПОВ Александр Сергеевич
Звукорежиссер — ПЕСТЕРЕВ Семен Васильевич
Звукооператор — СТАНИСЛАВСКИЙ Александр Семенович
Художник-декоратор — СЛЕПЦОВА Октябрина Петровна
Контролер — БОРИСОВА Матрена Степановна
Видеоинженер — РОМАНОВ Олег Прокопьевич

Читайте также:  Благотворительный концерт "АЙАР КУТ"

Интересно отметить, что именно их работу мы воспринимаем как должное, то есть возникают мысли «тут всегда есть необходимый реквизит, освещение и сцена управляется одной кнопкой». На самом деле это не так, как и любая работа, она имеет свои нюансы и тонкости.

Декорация и свет не появляются сами из воздуха, их нужно собрать, как-то видоизменить под тематику выступления, вовремя подготовить и правильно расположить. Представим, что это фильм и у полицейских вместо пистолетов в руках были бы обычные деревяшки, это рушило бы всю магию и смотрелось бы нелепо.

В некоторых случаях особые декорации не используется, но это является художественным замыслом или особенностью самого выступления, эта деталь придает ей свою изюминку. В традиционных же мероприятиях такие эксперименты не нужны.

Работа главного художника

Работа главного художника Дома дружбы народов им А.Кулаковского Эдуарда Антоновича Тойтонова состоит из разных граней. Главный художник работает об руку со сценаристом и главным режиссером мероприятия. Сперва выслушивает желания и мнения коллег, затем создает эскизы и наброски, и потом уже совместно втроем выдают конечную информацию для всеобщего сведения. «Бывают разные моменты: творческие споры и несогласия, мы художники тоже говорим свое видение, и тут происходит особый творческий синтез мнений специалистов. Бывают сложности, особенно когда на сцене выступает большое количество людей. Но мы всегда находим самые удобные, технически безопасные решения» — рассказывает Эдуард Антонович.

“Один из динозавров ДК”, как в шутку именует себя главный художник Эдуард Антонович, 28-й год работает здесь на этой должности. «В год у нас проводится примерно 280 мероприятий, из них по нашему отделу 150 мероприятий, не считая коммерческих и арендных мероприятий. В прошлом году мы с коллегами посчитали, что за весь творческий сезон у нас было всего 4 выходных, без учета отпускных дней. Но для нашего коллектива, самое важное — творческий процесс, коллективный труд, которые дарят радость нам самим и нашим зрителям”.

Свет рамп

Освещение играет очень важную роль не только на сцене, но и в любом визуальном представлении. В кино, на фотографиях, видеоиграх можно искусственным путем настроить освещение или даже создать его из ничего с помощью сторонних инструментов. Игра света и тени является одним из признаков качественно построенного изображения. Казалось бы, просто поставь направленный источник света и все готово, но различные спец приёмы создают на сцене совершенно разнообразные по восприятию зрителя декорации.

Потапов Александр Сергеевич, художник по свету Республиканского Центра культуры им. А.Е.Кулаковского: «Работники нашего невидимого фронта, которые обеспечивают слаженный механизм нашего Центра, это: главный художник, сценомашинист, инженер по экрану, звукорежиссер, помощник режиссера, администраторы, контролеры.  У нас — командная работа, каждый отвечает за свое поле деятельности, но не считает это первоначальным и незыблемым, мы находимся в постоянном творческом созидании — действии, которое создает фон, антураж и усиливает восприятие того, что происходит на сцене.  В нашем деле мы особо не задаем вопросы друг другу, мы понимаем друг друга с полуслова, полувзгляда, потому что давно уже сработались вместе. По глазам художника читаем его желания, так что — наша работа, можно сказать, интуитивная».

Читайте также:  Программа восстановления организма «Якутский иммунитет» в этно комплексе «Усадьба Атласовых».

Александр Сергеевич более 14 лет работает в Центре им. А.Е.Кулаковского, и рассказывает, что в общем деле, самое главное, нужен коллективный дух и сильное желание творить и созидать, делать своими руками гармоничный конечный результат. На сцене Центра культуры ставятся различные концерты и мероприятия, задача осветителей заключается в создании особой атмосферы по ходу действий артистов. А когда перед зрителями выступает Театр Танца, нужен специальный театрализованный свет, где каждый зритель, сидя в зале, из любого места должен видеть лица выступающих на сцене артистов.

Александр Сергеевич говорит, что у всех работающих в обязательном порядке развиваются пространственное мышление и образное восприятие: «У каждого художника свое видение и с каждым разом, когда мы ставим представления, то у нас оттачиваются творческое видение, мышление и оттачивается мастерство».

Работа сценомашиниста

Работа механика сцены более техническая, и свобода, которую могут себе допустить создатели реквизита и осветители тут не работает. Но техническое оснащение сцены и ее обслуживание важно, как и то, что происходит на ней. Конечно, можно сказать, что актеры могут играть и без технических приспособлений, но, согласитесь, когда все работает так как надо, то это упрощает взаимодействие, чем если бы все просто стояли на неподвижной сцене с минимальными эффектами.

С 1997 г. в Центре им.Кулаковского работает замечательный сценомашинист Филипп Филиппович Христофоров. Как признается он при встрече с нами: «У меня слова «нет» не существует, все в нашем деле должно быть на высоте, как слово «всегда».  К нам постоянно приезжают выступать из разных районов республики. Иногда элементарно техники не хватает, приходится действовать, придумывать самим, разруливать разные ситуации. Я стараюсь всегда находить общий язык со всеми, с кем приходится работать, встречаться.  В нашей работе нет начальников и подчиненных, здесь мы на равных правах общими силами создаем концепт на сцене».

Филиппа Филипповича знают все режиссеры и хореографы, коллеги, люди творческих профессий и обращаются к нему с уважением — Убай Филипп. Человек, который каждый день ходит на работу, как на праздник, создает в коллективе радостный, всегда приподнятый настрой.

В целом, все что мы увидели, общаясь с невидимыми работниками сцены Дома дружбы народов им. А.Е.Кулаковского, является творчеством и процессом для художественного действенного самовыражения.

Творческое произведение является комплексным по своей сути, убери хоть что-то из формулы, и ты получишь что-то новое или наоборот все пойдет не так, как было запланировано. Можно провести параллели с автомобилем: без какой-то детали она, может, и будет ехать, но это будет нелегко или недолго.

Николай Толстоухов, 2020г.