История ысыаха
Ысыах – древний якутский праздник, переданный предков, крупнейший национальный праздник в Сибири по размаху и популярности. Ысыах уходит корнями в глубокую древность, например как писал историк династии Хань Сыма Цянь,
в нынешних степях Монголии, главный праздник народа хунну, проводился в 5 луну по китайскому календарю, то есть летом, где собирались родоначальники, знать, они приносили жертвоприношения духам предков, небу, земле.
Впервые якутский ысыах был описан голландцем Эвертом Избрантом Идесом который 1692 году был отправлен царями Иваном Алексеевичем и Петром Алексеевичем в Китай для уточнения положения дел с ратификацией Нерчинского договора.
В путевом дневнике он записал следующее: «У них в году всего лишь один праздник, они празднуют его весной, с большой торжественностью.
Церемония состоит в том, что они разжигают большой костер и поддерживают его во все время, пока длится праздник; они воздерживаются в это время от питья, но употребляют свой кумыс или арак на изготовление возлияний, которые они, один за другим приходят выливать с восточной стороны».
Ысыах у якутов по преданиям провел впервые один из первопредков якутов Эллэй.
Об этом например говорится в одном предании, который был записан 1925 году у жителя Мархинского улуса Самсонова Спиридона Никитича и издан в сборнике «Эллэйада» Гаврила Ксенофонтова: «Он около берестяной урасы поставил рядом два столба и соединил их перекладиной (аар баҕах). Потом привязав к столбам по одной березке (чэчир), верхушки их соединил в дугу. Эллэй, взявшись за руки с мужчинами, образовал хороводный круг, жена с женщинами и девушками – другой круг. Затем он сам начал запевать, а все прочие повторять за ним его слова…» (Эллэйада. 163 с.).
Элементы якутского ысыаха имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. Например, у татар и башкир есть праздник каргатуй, в котором до принятия ислама проводился обряд приношения предкам.
Перед проведением обряда окружающие деревья украшали цветными лентами, у дерева выставляли посуду с квашеным молоком (ойоткан). После окончания трапезы проводился ритуал угощения птиц (карга ашату): на пнях, камнях, деревьях раскладывалась каша из ячменя или пшеницы. Произносились благопожелания, обращенные к природе, птицам и предкам с просьбами об изобилии и благополучии, урожае и плодородии. Обряд был связан с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. В республике Алтай раз в два года проводится национальный праздник «Эл Ойын» где также проводится обряд, поклонения божествам-кудай во главе с Юч Курбустаном который располагается на девятом духовном небе.
Дьярлыкчи, служитель культа Ак Тянь, взбирается на гору и проводит обряд благопожелания, разводит огонь, угощает верхние божества молочным напитком чегень.
Также у хакасов есть праздник тун пайрам (тун – молочный напиток). Праздновался в степных районах Хакасии в конце мая, начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник.
Перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялись первые молочное продукты. В определенный день хакасы собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки и коновязь для ритуального коня (по-хакасски — изых) и разводили большой костер. Почтенный старец вместе с собравшимися обходил их по кругу солнца (солнце-кунгер) девять раз, кропил айран (айран – молочный напиток) на костер, березки и коня. Благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов.
Церемония кумысопития
Кумыс, один из важных атрибутов ысыаха. Этим молочным напитком угощают божества-айыы. Готовится кумыс из кобыльего молока которых доют коневоды. Кумысом алгысчыт во время обряда кропит костер, также кумысом наполняют большой чорон айах и пускают из рук в руки по кругу солнца, пока все не выпьют. Первым пьет обычно глава устроитель ысыаха, это называется «кымыс үрдүн охторуу», потом кубок передается соседу, тот другому и т.д. Нечто похожее есть у бурят, они, сидя в кругу, пьют тарасун, крепкий молочный алкогольный напиток, изготовленный методом дистилляции сыворотки.
Участник второй Камчатской экспедиции Якоб Иоганн Линденау описал обряд алгыса и распития кумыса во время ысыаха следующим образом: «Устраивают этот праздник не раньше чем приготовят достаточное количество кумыса. На праздник приглашается один шаман – Танара Исок, но прежде чем они придут, якуты приготовляют летнее жилище для праздника, обкладывают его внутри ветками лиственницы. Когда же шаманы придут, то возле них ставят двух мальчиков, которые держат кубки – Исок ымыйа, а двое других мальчиков разливают кумыс. Затем шаман берет ложку – Исок хамья, держа ее обеими руками и стоя перед очагом, черпает из одного Исок ымыйа кумыс и брызгает им вверх, говоря при этом «Бог смотри»…Когда это произнесено, дает шаман опять каждому сделать глоток и передает наконец кубок тойону. Этот дает его наполнить и держит кубок перед собой на коленях. Затем зовет или говорит «подходите» своим подчиненным. После этого подходят все один за другим, обнажают свои головы и падают перед ним на колени. Тойон каждому дает выпить из кубка и после этого говорит: «Айын танаран абыратын, киси кара бол – по-русски «Господь бог да милует тебя, будь человек на веки». Так говорит он каждому. Когда все через это пройдут, то могут веселиться кто как хочет – на свое усмотрение, пока имеется кумыс».
1992 году, благодаря этнографической реконструкции ученого и общественного деятеля Ксенофонта Дмитриевича Уткина, обряд кумысопития была воссоздан и осуществлен во время ысыаха в поселке Нюрба.
В прошлом году в Нюрбинском ысыахе обряд кумысопития, называемый еще и церемонией кумысопития, проводил алгысчыт ысыаха Туймаады Иван Герасимович Васильев – Алгыс Уйбаан, который родом из Нюрбинского улуса.
Во время церемонии кумысопития алгысчыт, обратился одному из самых почитаемых божеств саха – Күрүө Дьөһөгөй Айыы – создателю лошадей. Благословению подлежал так же кумыс, который находился в кожаных сосудах «сири иһит» и поддерживается веревками привязанными к перекладине столбов «аар баҕах».
После благословления кумыса алгысчыт подошел к жеребцу, привязанному к сэргэ и произнося молитву три раза брызгал над ним кумыс.
Содержание алгыса следующее: пусть божество Күрүө Дьөһөгөй Тойон и в этом году посмотрит на нас добрым взором, пусть лошади множатся, богатство наше множится.
После этого алгысчыт и его спутник – дьөһүөлдьүт подошел к собравщимся и алгысчыт преподнес кубок, наполненный кумысом главе улуса, который тут же немного отпил из него.
Атрибутика ысыаха
Аар баҕах – два сэргэ соединенные перекладиной на котором вешают кожаный сосуд сири иһит для кумыса. На венчике сосуда пришивают два кольца, через которые на перекладину протягиваются веревки сплетенные из конского волоса (ситии) и привязываются. Это делается для устойчивости сири иһит который наполняется кумысом во время ысыаха. Аар баҕах иногда называют просто кымыс сэргэтэ. Также этим именем называют главное сэргэ тюсюлгэ.
Чэчир – молодые свежесрубленные березки которыми обрамляют аар-баҕах, а также отмечают территорию проведения обряда алгыс на ысыахе — тюсюлгэ. На чэчир развешивается салама – веревка, сплетенная из конских волос, украшенная разноцветными лоскутками и берестяными символами изобилия и благополучия. Салама и чэчир по поверью саха служат защитой территории алгыс от негативной энергии.
Сэргэ – коновязь используемая также для обрядовых целей, имеет три вида: дворовые, сэргэ для ысыаха и ритуальные. До начала XX века каждая семья ставила сэргэ возле своего дома, соблюдая специальный обряд с обращением божествам. Все саха тогда с большим почтением относились к сэргэ, их нельзя пилить, валить, это большой грех. Существует понятие что если человек поставит сэргэ, то ему три больших совершенных ранее греха прощаются. Упавшее сэргэ относят далеко в лес и прислоняют к дереву. У бурят, хакасов и алтайцев также есть обрядовые сэргэ – называются они по разному – чакы, сарчын, буряты называют как мы, но форма другая.
Кумыс делают из кобыльего молока, в отличие от быппаха который делают из коровьего молока. Кумыс в старину делали в особом кожаном мешке называемом симир. В симир наливали кобылье молоко, просовывали в горловину мутовку – хамнатар, укрепляли деревянной горловиной – көҥкөлөй. В симире молоко перемешивалось с основой напитка и потихоньху бродило. А чтобы оно бродило успешней и интенсивней, ее время от времени взбалтывали хамнатаром. Аналогичные симири с хамнатаром также есть у монголов, казахов но называются они по другому. На ысыахе кумыс наливался в сири исит, это большой бочкообразный сосуд сшитый из обработанной до почернения бычьей кожи. На венчиках сири исит с двух сторон напротив пришиваются медные кольца, через которые продеваются веревки сплетенные из конского волоса и привязываются на перекладине баҕах. Из сири исит кумыс разливается большим деревянным ковшом на длиной ручке – удьаа в разные чороны – большие айах, маленькие бэлкэй и т.д. Есть предположение что чорон произошел от скифского котла.
Осуокай
Осуокай (оһуокай) – круговой якутский танец обычно исполняется на ысыахе. Вначале танец начинает запевала, к нему постепенно присоединяются люди которые повторяют его движения и слова.
Танец начинается медленно, потом постепенно убыстряется и вновь замедливается потом завершается. Длится танец как захочет запевала, например старики в Нюрбе рассказывали что осуокай длился часами. Опытные запевалы не заучивают текст, это чистая импровизация. 2012 году в Нюрбе на ысыахе Олонхо запевала пел больше часа, а в Туймааде в том же году 15 тысяч человек танцевали вокруг Алтан сэргэ в 36 кругах, диаметр самого большого из них достигал 97 метров. Движения в танце простые, ставишь левую ногу налево, а правую передвигаешь вслед за левой, причем она должна быть чуть позади первой, а руки соединенные в локтях делают взмахи. Круг движется по кругу солнца. Участники танцы должны делать одновременные движения, иначе круг может прерваться, а люди выбиться из ритма. В большом круге запевала обычно поет с микрофоном, но раньше, когда не было таких технологий, помощь запевале оказывали кынаты – помощники. Они становились в некоторых промежутках друг от друга по кругу и подхватывали пение запевалы чтобы было слышно всем. Нечто похожее на осуокай есть у бурят, называется он ехор.
У эвенков Якутии также есть круговой танец, там движения ног и нижней части корпуса напоминают движения оленей, переступающих ногами.
Темп ехора и кругового танца эвенков также как у танца осуокай постепенно убыстряется. По преданию первопредок народа саха Эллэй, взявшись за руки с мужчинами, образовал хороводный круг, жена с женщинами и девушками – другой круг. Затем он сам начал запевать, а все прочие повторять за ним его слова.
Национальные виды спорта на ысыахе
Ысыах праздник где состязаются силачи с прославленными именами, стреляют в цель из лука, поднимают камни и несут на дистанции, здесь устраиваются скачки, и все это происходит очень азартно и зрелищно. На каждом ысыахе Туймаады проводятся Игры Дыгына, где из разных улусов приходят состязаться боотуры за звание победителя, чтобы их имена с уважением передавали из уст в уста.
Хапсагай
Национальная борьба где проигравшим становится тот кто первый коснется земли любой частью тела кроме ступней. Считается что название борьбы производное от двух слов – хап (хватай) и сагай (бросай, кидай). В этой борьбе большую роль играет не только физическая сила, но и быстрота, сноровка, а главное умение анализировать ход своих действий, предугадывать уловки соперника. Похожая борьба есть у тюркских народов – куреш, что созвучно с якутским күрэс – состязание. Там также проигрывает тот кто первым касается земли, отличие хапсагая и куреш в том что в последней используют поясную борьбу.
Национальные прыжки
Кылыы – прыжки на одной ноге, ыстаҥа (буур) – попеременные прыжки с ноги на ногу с приземлением на обе ноги, куобах – безостановочные прыжки одновременно, отталкиваясь двумя ногами с места.
Перетягивание палки
Это соревнование также имеет наименование мас-рестлинг. Перетягивание палки – мас тардыһыы (мас – палка, тардыһыы – тянуть) осуществляется сидя, упираясь ногами к ногам соперника или к доске за которым упираются также ноги соперника. Вытянувший палку побеждает. Это состязание требует не только силу но и владением техники, разных уловок перетягивания.
Тутум эргиир
Крутятся вокруг своей оси на короткой палке длиной 25 см. с закругленным концом которая упирается в неглубокую выемку (тутум – якутская мера длины равное высоте кулака, эргиир – крутиться). Участник соревнования с наибольшим количеством сделанных переворотов побеждает. Но если он совершит отрыв палки от выемки или коснется телом пола или земли, то выбывает из соревнования. Соревнование требующее терпения и гибкости тела.
Конные скачки
Конные скачки в ысыахах проводятся издавна. Они всегда проходят зрелищно и азартно. Зрители делают ставки и сопереживают участникам скачек. Сегодня в республике функционируют более 20-ти ипподромов, а конные скачки республиканского уровня проводятся под эгидой Федерации конного спорта Якутии, созданной 1997 году.
Үс Хатыҥ
Некоторые исследователи утверждают что именно в этой местности один из первопредков народа саха Эллэй устроил первый ысыах. Үс Хатыҥ переводится с якутского как «три березы». Ысыах в Үс Хатыҥе начали праздновать с 1998 года. Перед этим ысыах с 1990 года проводился в ипподроме. Но там нет природы и желаемого простора, поэтому специалистом по фольклору республиканского Дома народного творчества В.Ф. Яковлевым была начата разработка программы ысыаха, его консультировал историк А.И. Гоголев. Вскоре был создан совет в которую вошли лучшие знатоки национальной культуры саха А.И. Гоголев, В.В. Илларионов, К.Д, Уткин, У.А. Винокурова, Р.И. Бравина, А.С. Федоров, Г.Г. Федорова. Разработнная программа была одобрена начальником Управления культуры А.Н. Корякиной и Администрацией города. Было издано распоряжение главы города И.Ф. Михальчука. С тех пор ысыах проводится в Үс Хатыҥе, комплекс обрастает красивыми архитектурными постройками в национальном якутском стиле, а главный праздник республики все ширится и хорошеет.
Обряд Алгыс первого ысыаха провел известный олонхосут, алгысчыт из Верхневилюйского улуса Кирилл Никонович Никифоров. Такое понятие как церемония внесения символа ысыаха – Ытык дуога чтобы глава города получил и известил о начале праздника было введено на ысыахе Туймаады. В данное время этот элемент в открытии ысыаха используется в улусах республики.
Архитектурные строения Үс Хатыҥ
Тойон Аан
Это аркообразные ворота при входе в комплекс. У входа дымят дымокуры, очищая входящих — арчы. Рядом с дымокуром обычно стоят женщины и обмахивают махалками – дэйбирами из конского волоса, произнося благопожелания.
Аал Луук мас
Немного поодаль от ворот расположен символ мирового дерева Аал Луук мас или по другому Аар Кудук чэрчи мас. В традиционном мировозрении якутов данное дерево соединяет и держит все три мира, кроны ее в верхнем мире, корни в нижнем, сама растет в срединном мире, где живут люди. От дерева идет Аартык – путь обрамленный с двух сторон коновязами. Обычно здесь в дни ысыаха привязывают лощадей. Аартык ведет к Алтан сэргэ.
Алтан сэргэ
В конце Аартык проходящей между 99 коновязями стоит на пригорке Алтан сэргэ – Медная коновязь. Алтан сэргэ упоминается в олонхо где богатырь срединного мира после долгой поездки привязывает к нему коня. Подойдя к сэргэ гости ысыаха некоторое время стоят, прислонившись, впитывая ее энергию, так как по мировозрению божества Айыы распространяют жизненную энергию – сүр в срединном мире через сэргэ.
Тюсюлгэ Айыы
Сакральное место где проводится самое главное действие ысыаха – обряд Алгыс. На восточной стороне тюсюлгэ установлены восемь сэргэ и Аар баҕах с многочисленными ветками. Во время обряда к этим восьми сэргэ привязывают кобылиц — биэ, рядом с ними у более низких сэргэ – сэлэ жеребят, а у Аар баҕах жеребцов. Чуть правее Аар баҕах стоит Дуоҕа сэргэ, на верхушке которого ставят символ ысыаха – Ытык Дуоҕа. На левой стороне тюсюлгэ стоят три восьмиугольных шестка, на котором разжигают огонь. Восемь углов означают восемь сторон Матушки-Земли (восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад, север, северо-восток), а шесток – место духа огня Хатан Тэмиэрийэ.
Алгыс
Обряд Алгыс — главное действие и смысл национального праздника ысыах. Дата проведения ысыаха — 21 июня выбрана не просто так. Это день самого длинного солнцестояния, когда божества Айыы становятся наиболее ближе к людям. Есть мнение что вероучение Айыы берет корни из Тэнгрианства которое зародилось в глубокой древности в центральной Азии. Известно из китайских источников что глава державы хунну шаньюй каждый день совершал обряды солнцу и луне. То что якуты издревле почитали солнце, сравнивали его с божеством также широко известно, это подтверждается наглядно в одном из символов республики где в посередине знамени нарисовано светило. Алгыс – это благопожелание направленное к божествам Айыы, делается для того чтобы людям в срединном мире жилось хорошо и вольготно.
Обряд Алгыс проводит алгысчыт, обращаясь к восточному духовному небу, так как там божества Айыы. Он преподносит им угощения – молочный напиток кумыс которым брызжет ритуальной деревянной ложкой с небольшими выемками — эбир хамыйахом вверх, конский волос в масле, и в этом ему помогает дух огня Хатан Тэмиэрийэ. Алгысчыт обращается к божествам Айыы, называя их по очереди, угощая, благодарит их за покровительство и помощь людям в срединном мире. Сзади его стоят битиситы, безгрешные юноши и девушки. Они помогают исполнению Алгыса, чтобы слова благопожелания дошли до божеств Айыы и исполнились. Алгыс на ысыахе обряд ответственный, многозначимый, поэтому его исполняют только алгысчыты с большими знаниями в вероучении Айыы, уважаемые и признанные населением республики. На проводимом обряде алгысчыту нельзя ошибаться, забывать произносить ключевые слова и действия, так как это может привести к необратимым негативным последствиям, поэтому они готовятся к обряду задолго до проведения ысыаха. Во время алгыса прочие участники обряда должны ответственно относиться к действию, повторять вслух или про себя ключевые слова которые надо повторить вслед за алгысчытом и определенные движения.
Перед совершением обряда тюсюлгэ принято очищать от негативной энергии – арчы. Обряд Алгыс проводят только алгысчыты, но не так называемые черные шаманы, так как они связываются не только с Верхним, но и с Нижним миром. Кроме этого, во время проведения ысыаха не должно быть собак. Есть такое поверье, что к хвосту собаки могут прицепиться темные духи, а это отпугивает божеств Айыы. Поэтому с давних времен собак во время ысыаха привязывали в хотонах и надевали намордник – их лай тоже мог отпугнуть божеств Верхнего мира.
Алтан Тюсюнэй.
4 июня 2020 г.