На лоне прекрасной чюйинской долины, в декабрьскую зимнюю пору 1951 года в семье Васильевых родилась маленькая девочка Нина Васильева. Радость и надежда семьи. Родители в то время жили в деревне Чүүйэ, расположенной на окраине просторно расстилающегося аласа ЧүүйэЭбэ. В семье Васильевых, особенно по линии матери, все любили петь. У матери, Варвары Ивановны Скрыбыкиной, был хороший певческий голос. Она любила петь, удивляя всех своим чарующим голосом. Этот дар и свою любовь к песням, как сокровенное наследие, она передала дочери Нине. В школьные годы у Нины отчетливо проявились признаки хорошего организатора, способной вокалистки с отменным музыкальным слухом. Еще в школе, по просьбе пионервожатой Раисы Семеновны Ивановой, Нина начала разучивать песни пионерским отрядам, как самый заправский хормейстер.

Как-то в один из весенних дней по телевидению передали программу о Якутском культурно-просветительном училище. Об его отделениях, преподавательском составе и студенческих буднях. Восьмиклассница Нина, как завороженная, смотрела передачу. Она впервые услышала о дирижерско-хоровом отделении. И для себя окончательно и бесповоротно решила поступить учиться именно туда. Стать хормейстером стало ее заветной мечтой.

В 1968 году Нина поступает в культурно-просветительное училище на дирижерско-хоровое отделение. Ей было 17 лет. Мечта сбылась. Она – студентка. Теперь ей придется освоить иную, неведомую для нее азбуку жизни, которая проложит ей заветную дорогу, ведущую к клубному хоровому ландшафту. Учебные занятия по дирижированию, вокалу, фортепиано, баяну целиком поглотили ее студенческое время. Педагоги Н.Зайцева, И.Литвинцев, Ю.Антипин, А.Соловьева и другие не давали спуска, требуя от каждого максимального усердия и занятости.

По окончанию училища, в сентябре 1971 года, Нину Васильеву, дипломированного хормейстера, отдел культуры родного района направляет работать художественным руководителем в сельский Дом культуры крохотной деревни Сыымах.

Руководствуясь мечтой создать свой хоровой коллектив, Нина Васильева в возрасте 23 лет поступает в Хабаровский институт культуры на дирижерско-хоровое отделение по специальности «клубный работник высшей квалификации, руководитель самодеятельного хорового коллектива».

Нине предстояла трудная задача освоить музыкальные партитуры и научиться овладеть не менее сложными секретами дирижирования хоровыми произведениями величайших классиков, композиторов русского и советского периодов: П.Чайковского, А.Бородина, Д.Бортнягинского, А.Новикова, С.Танеева, В.Соловьева-Седого, С.Туликова и других. Сверхтрудной задачей для студентки была работа над хоровыми произведениями зарубежных классиков, композиторов духовной музыки Бетховена, Жоскен Депре, О.Веки, Гуно, Ф.Грубера.

С душевностью и любовью она изучала хоровые произведения якутских светил: композиторов и мелодистов Г.Григоряна, З.Винокурова, З.Степанова, В.Зырянова, Г.Комракова, В.Ноева, Д.Данилова, В.Андросова, А.Алексеева и других. Нагрузка, которую она в те годы взваливала на себя, временами была непомерно насыщенной и трудоемкой. Но Нина выдержала. Результат оправдал себя, она успешно защитила дипломную работу.

30 июня 1978 года… Один из незабываемых дней в жизни Нины Васильевой, который навсегда запечатлится в ее памяти. Диплом руководителя самодеятельного хорового коллектива высшей квалификации. Мечта, которая пронесена с далекого детства, с далеких чюйинских березовых рощ, сбылась. Она – хормейстер!

По возвращении в родную Якутию, министерство культуры Якутской АССР направляет Нину Васильеву в Мегино-Кангаласский район хормейстером Майинского самодеятельного хорового коллектива.                       

НАРОДНЫЙ ХОР МАЙИНСКОГО РАЙОННОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ  МЕГИНО-КАНГАЛАССКОГО УЛУСА

Сентябрь 1978 года. Деревня Майа, административный центр Мегино-Кангаласского района. Первым человеком, который благословил Нину Васильеву на долгий творческий путь, стал Дмитрий Дмитриевич Тихонов, заведующий отделом культуры.

Дипломированный специалист, хормейстер высшей квалификации Нина Васильева, со свойственной ей скромностью, переступает порог районного Дома культуры. Директор, да и весь коллектив, встретили ее радушно. Они знали Нину еще с сымахских клубных времен, ее творческие способности, твердый характер и усердие в работе. И естественно, возлагали на нее немалую надежду.

Хор – это сложнейший организм, сложный не столько многогранностью характеров, которыми порою обуревали то скрытые, то бурные эмоции, но и трудностями организации всего творческого цикла, вплоть до подчинения каждого участника единому хормейстерскому замыслу.

С чего начать? Вечный философский вопрос для начинающих свое дело в самом трудном жанровом поле художественного самодеятельного творчества. Нина не хотела идти по проторенной дороге своих предшественников. Она должна и обязана настойчиво добиваться цели! Труд, упорство, системность и воля – вот главные постулаты творческого процесса, которые приведут ее к желанному рубежу.

Читайте также:  Музыка алыбар ылларан

В зрительном зале собрались участники хора и с нескрываемым интересом поглядывали на молоденькую Нину Васильеву. С первых дней им понравились ее серьезность и несгибаемая твердость характера, за которыми умело были скрыты неуемный творческий темперамент и энергетика, целеустремленность, знание дела и удивительная преданность призванию. Вот они сидят все перед нею, такие веселые и молодые, первые спутники и свидетели ее хормейстерских начал: Захар и Светлана Адамовы, Раиса Сергучева, Виктор Жирков, Виктор Шарин, Тамара Спиридонова, Юрий Кычкин, Олег Захаров, Светлана Турчина, Саргылана Колосова и другие. У всех разные профессии, но их объединяла тяга к миру песни и музыки.

Благодаря им, первым своим майинским спутникам, их бескорыстному участию в завоевании труднодоступной жанровой вершины, все-таки удалось приоткрыть изящные врата долины самодеятельного хорового творчества. Именно благодаря им, удалось вовремя осознать и поверить в собственные творческие возможности.

Для первых репетиций новый руководитель выбрал песни композитора Германа Комракова «Үчүгэйиэн сааскы киэһэ» («Хороши весенние вечера») и композитора Владимира Соловьева-Седого «Соловьи». Сложные произведения. Исполнение подобного рода хоровых произведений, возможно, по плечу более творчески маститым коллективам. Они требовали от хора немалого искусного мастерства. Тем не менее, они выбрали их для своего первого презентационного выхода к зрителям родного района.

Вот и наступил премьерный день хорового коллектива. Он был приурочен к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Главный праздник страны Советов. Зрительный зал, как это бывает в дни праздников, традиционно полон.

Хор и хормейстер в едином творческом порыве, дарят публике чувство близкого соприкосновения с лучистой атмосферой краткой тишины отдыха солдат меж кровавыми сражениями, сопровождаемого неповторимыми соловьиными пениями. И, наверное, каждому в зале захотелось вместе с хором тихо пропеть: «…пусть немного поспят…». И вот – последний плавный взмах рук хормейстера. Вместе с ним тихо умолкают певчие голоса хористов. Однако в зале как будто продолжают звучать пронизывающие душу мотивы солдатской серенады. Зал молчал. Только потом, как бы внезапно просыпаясь, вышел из чарующего плена мелодии военных лет в исполнении своих, майинских хористов и благодарно, долго и тепло одаривал горячими аплодисментами.

Годы шли с неудержимой быстротой, оставляя в творчестве хорового коллектива заметные отметины профессионального становления и возмужания. Однако пути движения к мастерству были неровными. Они преодолевали их недюжинным каждодневным трудом и упорством, проявляя твердость духа и системность в работе.

Руководителя и коллектив хора никакие сомнения, да и никакие другие преграды, не могли остановить на полпути. Они понимали, что хор без творческого мастерства ни на какие региональные и российские высоты не пробьется, не говоря о всесоюзном. Поэтому, полностью осознавая все трудности, которые предстояло пройти, хор приступает к репетициям задуманного репертуарного проекта. А их было немало: «Аве верум» Гуно, «Один такой взгляд» Бетховена, «Тихая ночь» Ф.Грубера, «Молитва господня» П.Чайковского, «Литургия Святого Иоганна Златоуста», «Серенада» С.Танеева, «Слава, слава Богу» Бортнянского и многое другое.

Нелегкий совместный труд хорового коллектива постепенно начал пожинать позитивные плоды, доказывая всем потенциал творческих возможностей коллектива для штурма вершин произведений классики. А это означало возрастающую зрелость коллектива. Их голоса стали гордо и уверенно звучать на различных республиканских, зональных и районных фестивальных и конкурсных площадках, завоевывая высокие звания лауреатов и дипломантов. Майинский хор во главе с хормейстером Ниной Васильевой становится известным всему региону.

В 1981 году приказом Министра культуры ЯАССР самодеятельному хоровому коллективу было присвоено долгожданное звание «народный». Хоровой коллектив за эти долгие годы, испытывая и преодолевая на своем пути множество творческих мук и треволнений, успешно выступал на различных сценических площадках страны, демонстрируя богатый репертуар и высокую технику вокального, хорового и хормейстерского мастерства:

1982 г. – участие в мероприятиях Дней литературы и искусства ЯАССР в г.Москве и в Ульяновской области;

1985 г. – Почетная Грамота Хорового общества СССР за успешное участие во Всесоюзном фестивале художественной самодеятельности, посвященном 40-летию Великой Победы;

Читайте также:  МОЯ СУДЬБА - ЧИСТОЕ ВЕЗЕНИЕ

1985 г. – Диплом Большого театра СССР за успешную пропаганду классической музыки во Всероссийском смотре художественной самодеятельности в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне;

1987 г. – дипломант Всероссийского смотра народного творчества в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции;

1993 г. – обладатель почетного приза «За лучшее исполнение а-капелла» среди хоровых коллективов заречной зоны Республики Саха (Якутия);

1996 г. – обладатель «Гран-При» бриллиантового чорона в республиканском конкурсе хорового пения «Дьиэрэйдин бар дьонумкуолаһа», посвященного памяти хормейстера С.Г.Васильева, заслуженного работника культуры ЯАССР, кавалера ордена Трудового Красного Знамени;

1998 г. – дипломант республиканского смотра хоровых коллективов «Ыллыыр Саха сирэ» («Поет Якутия»);

1999-2003 гг. – обладатель «Гран-При», лауреат, дипломант республиканских конкурсов хорового пения «Ыллыыр Туймаада» («Поющая Туймаада»);

2004 г. – победитель республиканского фестиваля «Алмааһынанкүлүмнээ, Кыайыы!» («Сверкай алмазами, Победа!»);

2004 г. – лауреат III Всероссийского фестиваля народного творчества в г. Хабаровске «Салют, Победа!», посвященного 60-летию Великой Победы;

2004 г. – награждение Н.Н.Васильевой в номинации «Лучший руководитель хорового коллектива» в зональном смотре хоровых коллективов в честь 25-летия народного хора;

2005 г. – участие во Всероссийском фестивале в г.Москве, посвященном 60-летию Великой Победы «Салют, Победа!»;

2005 г. – диплом лауреата в номинации «За лучшее исполнение хоровой классики» в зональном смотре патриотических песен «Песни земли Олонхо», посвященном 60-летию Великой Победы;

2008 г. – Грант Президента РС(Я) по итогам республиканского конкурса хорового пения «Ырыаыллыгынан…», посвященного 30-летию Майинского народного коллектива;

2008 г. – Гран-При в республиканском конкурсе хорового пения и республиканская номинация «Лучший хормейстер»;

2009 г. – победитель республиканского фестиваля «Салют, Победа!»;

2010 г. – лауреат республиканского фестиваля исполнителей военных песен «Сэриикэминырыалара» («Песни, рожденные войной»), посвященного 65-летию Великой Победы;    

2011 г. – обладатель Гран-При республиканского конкурса «Поющая Туймаада», посвященного памяти композитора Н.Берестова, заслуженного деятеля искусств ЯАССР;

2011 г. – победитель республиканского фестиваля хорового пения, посвященного 80-летию хормейстера С.Г.Васильева, заслуженного работника культуры ЯАССР, кавалера ордена Трудового Красного Знамени;

2014 г. – лауреат I степени IV международного фестиваля-конкурса хорового искусства «Северное бельканто» в Санкт-Петербурге, в группе «фольклор»;

2014 г. – лауреат I степени IV Международного фестиваля-конкурса хорового искусства «Северное бельканто» в Санкт-Петербурге, в группе «смешанные хоры»;

2014 г. – участие в г. Владивостоке в зональном театрализованном представлении «Посвящение матери» в рамках Всероссийского фестиваля художественной самодеятельности в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;

2015 г. – лауреат IIIстепени республиканского конкурса хоровых колективов “Көмүс дорҕоон кынаттанан…”, посвященной 90-летию заслуженной артистки РСФСР и ЯАССР, народной артистки Республики Саха (Якутия), отличника Всероссийского хорового общества Ф.А.Баишевой;

2016 г. – Гран-При республиканскогоконкурса-фестиваля хоровых коллективов “Поет село родное”;

2017 г.– Гран-При I Летнего международного фольклорного фестиваля “Зов Земли Олонхо”;

2017 г.– победители открытого кубка хорового чемпионата России, диплом “За сохранение национальной традиции”, диплом “За лучший костюм” в г.Казань;

2018 г. – Гран-При республиканского конкурса-фестиваля хоровых коллективов “Поет село родное”, с.Хомустах Намского улуса;

2018 г.диплом I степени XIV Всероссийского фестиваля-конкурса «Поет село родное» в г.Смоленске.

28 октября 2018 г. на сцене Смоленского государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова состоялся заключительный гала-концерт с участием лауреатов и дипломантов фестиваля «Поет село родное». Гала-концерт начался с церемонии награждения лауреатов и дипломантов. Награды со словами благодарности вручали: начальник Департамента Смоленской области по культуре и туризму Сергей Александрович Черняков, заведующий отделом народно-певческого искусства Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д.  Поленова Петр Алексеевич Сорокин, специалист по народно-певческому жанру Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д.  Поленова Л. Г. Рогачева, заслуженная артистка Российской Федерации, профессор Т. И. Саванова, директор Смоленского областного центра народного творчества Е. А. Кочанова.Майинский народный хор Республики Саха (Якутия) под руководством Нины Васильевой удостоился Диплома I степени.

Сколько воды унесло время с того далекого 1978 года, и сколько трудных, но радостных мгновений пройдены и пережиты на нише самодеятельного хорового творчества? 41 год на одном месте, с одним майинским хоровым коллективом. Редкий случай в мире культуры села, тем более в столь сложном жанре, как хоровое искусство…

А, казалось, будто было вчера. За все эти десятилетия в коллективе сменилось 4-5 поколений состава, как бывает во всех производственных и социальных секторах. Их сменяют молодые поколения, не менее талантливые, усердные и влюбленные в мир вокальных и хоровых муз. И вместе с ними хормейстер и коллектив хора, наделенные уже немалым опытом жизни и профессиональным мастерством, все так же терпеливо и настойчиво продолжают работать, постигая и открывая все новые и новые тайны хорового пения.

Творчество – это вечное движение вперед в поисках творческих истин и тайн мастерства. Репертуар майинского народного хора отличается жанровым богатством и сложностью музыкальных партитур. Звон хоровых песен майинского народного коллектива под руководством своего хормейстера несется по различным сценическим площадкам!

Из книги С.В.Хон. Судьбы, окрыленные культурой села. 2018.