Говорят, профессионал, посвятивший себя выбранной стезе, приносит в дар созданную годами уникальную личность месту, где он ежедневно служит.

МОЯ СУДЬБА - ЧИСТОЕ ВЕЗЕНИЕ
Одним из таких выдающихся людей является руководитель духового оркестра Высшей школы музыки им.В.А.Босикова,  заслуженный артист РС(Я), заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов, доцент  Александр Эдуардович Кузьмин.

 Кузьмин Александр Эдуардович — признанный деятель культуры и искусств Якутии,  заслуженный артист РС (Я), отличник культуры РС (Я),  руководитель отделения оркестровых духовых инструментов Высшей школы музыки РС (Я), руководитель духового оркестра Высшей школы музыки, артист симфонического оркестра Государственного театра  оперы и балет им. Д.К.Сивцева — Суоруна Омолоона, артист оркестра Якутской государственной филармонии Якутии им.Г.Кривошапко, лауреат фонда “Бар5арыы” при Президенте Р С(Я), член Союза театральных деятелей  Российской Федерации.

В 2018 году выпускник Высшей школы музыки, студент Московской консерватории им.П.Чайковского Сергей Танин занял третье место и получил приз зрительских симпатий на престижном конкурсе ConcoursGézaAnda в Цюрихе.

В центральном здании школы царила атмосфера одухотворенности и воодушевления. В большом зале дети завороженно слушали игру на фортепиано Сергея Танина, слушали рассказы и задавали вопросы, а по коридорам редкие взрослые ходили на цыпочках.

Тогда ректор Александр Васильевич Игнатьев представил нашей редакции журнала «АЙАР КУТ» в лице меня и Егора Иванова  руководителя духового оркестра Высшей школы музыки школы Александра Эдуардовича Кузьмина. Конечно, у Александра Эдуардовича время было расписано на месяцы вперед с  многочисленными занятиями,  репетициями, съемками и выступлениями с учащимися.

Когда общаешься с Александром Эдуардовичем, то возникает какое-то ощущение легкости бытия, передающееся собеседнику, но в то же время каждое его слово подтверждается реальными, серьезными делами и каждый монолог насыщен фактами из его весьма творческой жизни.

МОЯ СУДЬБА - ЧИСТОЕ ВЕЗЕНИЕ

— Александр Эдуардович, мы знаем, что Вы 13 лет жили, учились и работали  в  культурной столице России Ленинграде. Вы же уехали совсем ребенком из дома, расскажите, пожалуйста,  поподробнее об этом.

А.К.: — Родом я из Чурапчи. Рядом с районным центром есть село Хатылы, где  я родился пятым ребенком в семье сельских учителей. Кроме меня, в нашей семье среди детей, музыкантов нет, хотя первые музыкальные уроки мне давал отец. Он был и гармонистом, и играл на мандолине, был очень музыкальным. Самостоятельно выучил музыкальную грамоту и мог играть по нотам.

Я могу честно признаться, что моя судьба — это чистое везение. Случилась такая история. Моего отца назначили директором школы в соседнюю деревню. А я совсем  не хотел туда ехать, и потому заявил родителям, что  хочу в районный центр — учиться музыке.  Для родителей педагогов желание сына было важным, и  отец повез меня в  Чурапчу и договорился с родственниками, что я буду у них жить, так сказать, «пристроил» меня. Приезжаем в Чурапчу, а там оказалась комиссия по набору детей в  Республиканскую музыкальную школу. Я об этом тогда не знал, маленький же был совсем.  И когда меня попросили в школе сделать то и это, я все сделал — спел, постучал как надо.  Так у меня музыкальный слух проверили. А потом оказалось, что я принят в республиканскую музыкальную школу, и  тут же должен поехать в Якутск. Это было неожиданно для меня.

В Якутске только год отучился, и в 1973 году опять приезжает комиссия. Как сейчас помню, мне утром в интернате говорят: « Ты сегодня не идешь в школу, тебя будут проверять». Кто, зачем и как будет проверять —  я опять не понимал. Был долгий день, сотни детей из города Якутска пришли тогда с родителями на отбор. А вечером мне говорят, что взяли в Ленинградскую музыкальную школу, мне тогда было 12 лет. Вот таким чудесным образом я попал в  музыкальную школу при Ленинградской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Я считаю, что сама судьба вела меня к этому.

С 4-5 класса  школы я  знал кем стану.  В музыкальной школе  мне повезло с педагогами и воспитателями,  я всегда чувствовал себя на своем месте,  Конечно, я  был вдали от своих родителей,  приезжал я домой в Чурапчу раз в год, иногда раз в два года, но мне в Ленинграде было очень комфортно.

Так я отучился в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, там же  окончил школу и дальше консерваторию, там же отслужил в армии и начал работать в объединении «Ленконцерт» — играл в оркестре. Всего 13 лет я прожил в Ленинграде. Потом я переехал в родную Якутию чисто из-за патриотических побуждений.

Читайте также:  Жизнь прерванная на расцвете
МОЯ СУДЬБА - ЧИСТОЕ ВЕЗЕНИЕ

— Получается, что Ваше детство и  жизнь Ваших нынешних воспитанников перекликаются между собой…

А.К.: — Да, мне близка тема интернатской жизни, я знаю, что такое детский музыкальный  коллектив изнутри. Мне легко работать с детьми и  на работу всегда иду как на праздник. Ученики  растут у меня на глазах, уходят, и бывает так радостно, когда они потом благодарят, состоявшись  уже как профессиональные музыканты. У многих моих выпускников свои семьи уже, мы оркестранты держим связь друг с другом.

— Санкт-Петербург — Ваш родной город, можно сказать…

А.К.: — Да, сейчас он еще роднее стал, потому что дочка там живет. Часто  бываю в любимом  городе моего детства и юности. Недавно ездил с духовым оркестром  в Санкт-Петербург.  1 сентября по инициативе Валерия Гергиева на «ГазпромАрене» 8 тысяч музыкантов  и  40 тысяч вокалистов из разных  регионов России играли и пели  гимн России. По счастливой случайности и мы там оказались, как исполнители.

Отвечая на приглашение-участие,  я отправил список детей, играющих в оркестре и в повседневной суете подзабыл про это дело. И вдруг говорят: «Вот билеты, вылетайте в Санкт-Петербург». Мы стараемся принимать участие в различных музыкальных конкурсах, почаще  выезжать для профессионального роста юных музыкантов.

Высшая школа музыки Якутии РС (Я) — это музыкальная среда, где одаренные дети со всех районов республики учат классические музыкальные дисциплины. В школе созданы все условия для роста и развития талантов юных дарований. Классическая музыка входит в жизнь  учащихся в виде многочасовых занятий, изучения музыкальных предметов, специальных терминов и освоения  специфических знаний, которые передают  высококвалифицированные преподаватели.

Учащиеся в Высшей школе музыки далее осваивают и высшую учебную ступень по программам бакалавриата и специалитета.

МОЯ СУДЬБА - ЧИСТОЕ ВЕЗЕНИЕ

— Александр Эдуардович, Вы принимали самое активное участие в создании и становлении  Высшей школы музыки республики, расскажите, пожалуйста,  вкратце о тех временах…

А.К.: — В 1993 году меня пригласили в  Министерство культуры республики  и предложили возглавить духовое отделение открывающегося тогда Высшей школы музыки. Народ тогда сильно удивлялся, как можно в такое время, когда будущее казалось весьма туманным,  создавать школу музыки?! В Министерстве культуры мне дали полную свободу, сказав:  «Каким образом, как и с кем, работать — решайте сами».

Официальной датой открытия Высшей школы музыки Республики Саха считается 14 октября 1993 года. Тогда даже наши профессионалы не верили в успешность внедрения проекта в жизнь,  но мы  несмотря ни на что, еще до открытия учебного заведения,  с 1 октября начали набор детей в школу.  

Я тогда работал в государственном театре оперы и балета, да и сейчас  продолжаю работать там же, и о преподавательской деятельности не задумывался. Какой у меня тогда был опыт, кроме работы в театре? За плечами  —   учеба в Ленинграде и год педагогического стажа в музыкальной школе учителем в классе тромбона.

Сами понимаете,  в «лихие» 90-ые не хватало даже элементарных повседневных вещей для нормальной жизни.  Но с первого дня создания школы у нас с первым ректором Василием Афанасьевичем Босиковым  была полная решимость обеспечить школу  всем необходимым, ведь в начале у нас даже не было инструментов. Как-то Василий Афанасьевич срочно отправил нас в Усть-Алданский район, сказав, что в Борогонцах есть полный комплект инструментов духового оркестра, который уже не нужен был Борогонской школе. Мы привезли все это «богатство»  и начали заниматься. Вот так мы обзавелись первыми инструментами.Потом, конечно, мы  заказали инструменты, которые постепенно  к нам начали поступать из Канады.

Кроме этого,  тогда в первую очередь стоял вопрос о наборе преподавательского состава.  Я приглашал многих знакомых музыкантов  к нам в школу, но большинство из них  боялись — осторожничали,  не хотели менять привычное место работы. Я набрал тогда 3-4-х преподавателей, и мы начали работать. И уже через 2 года был первый успех! Мы поехали с нашими учениками в Новосибирский конкурс Сибири и Дальнего Востока и заняли призовые места!

На первых порах сильно занимались, работали с большим энтузиазмом, помню, даже иногда оставались ночевать в школе, чтобы как можно быстрее привести в порядок дела. Даже в ущерб семейным делам. Я сейчас очень благодарен своей супруге Марине  за понимание и поддержку в те времена.

Читайте также:  Презентация медиа проекта "АЙАР КУТ"

У нас все получилось, теперь у нас кафедра полностью оформилась,  мы можем давать полное образование с 1-го по 11-й  классы и обучать высшей ступени  студентов с 1-го по 5-й курсы консерваторской программы. Наше отделение  делится на среднее профессиональное образование, где обучается около 80 детей, и на высшее образование, где учится около 30 студентов.

Сейчас мы с гордостью говорим, что полностью  удовлетворили потребности республики в музыкальных кадрах, благодаря нашим выпускникам  Высшей школы музыки республики также отдельно создан  духовой оркестр филармонии Якутии им.Г.М. Кривошапко.

-Некоторые выпускники Вашей школы дальше обучаются в других учебных заведениях?

А.К.: — Выпускники, которые продолжили обучение в Московской, Санкт-Петербургской, Новосибирской, Екатеринбургской  консерватории, Академии музыки имени Гнесиных,   получив высшее музыкальное образование,  остались работать в местах обучения в хороших, именитых  оркестрах. Например,  мой личный выпускник  Яков Брагин работает в Большом театре России. Наши выпускники играют в филармониях Москвы, в оркестрах других городов и даже работают за рубежом, например,  в  Марокко в королевском симфоническом оркестре .

-Расскажите, пожалуйста, про Вашу нынешнюю профессиональную деятельность.

А.К.:. — Я преподаю в Высшей школе музыки класс тромбона и тубы. У нас на кафедре духовых инструментов есть учителя по всем инструментам, хотите играть на  кларнете, флейте или на гобое — все есть.  Созданы все условия для занятий одаренных детей, некоторые регионы нам в этом отношении даже завидуют.

Недавно, в сентябре 2019 года, я был со своими учениками — коллективом духового оркестра во всероссийском лагере «Океан», целый сезон наши воспитанники общались с такими же талантливыми детьми из других областей. С нами в тот же сезон отдыхали  детские духовые оркестры Сибири  и Дальнего Востока. Мы участвовали в конкурсе, дети музицировали,  посещали  мастер-классы ведущих преподавателей по духовым инструментам,  играли с разными дирижерами и совместно  с  другими коллективами,  что было весьма познавательно. Самое главное, когда  400 юных музыкантов играли сводным оркестром,  губернатор  Приморского края, который присутствовал при этом,  был просто в восторге и сказал, что такие творческие музыкальные сезоны в лагере «Океан» будут ежегодными.  Так что наши дети стали участниками и свидетелями организации нового творческого проекта.

А в прошлом году ребята нашего духового оркестра ездили  во всероссийский детский  лагерь «Артек» и тоже провели там целый творческий сезон.

Не думайте, что все это легко делается.  Все это надо заслужить. Мы, подав заявку на участие, прошли большой отбор среди российских духовых оркестров.  Для этого  мы — преподаватели и руководители отправляли  в Москву наши записи, рассказали полностью  про свою деятельность и именно поэтому нас включили в российскую  «обойму» духовых оркестров. Таким образом,  мы — дважды лауреаты всероссийских  конкурсов.

У нас состав духового оркестра постоянно меняется. Дети растут, по достижении 18 лет они  вынуждены покинуть наш коллектив, у нас же по статусу детский оркестр, а участие в конкурсах проводится строго по возрастам. Но наши оркестранты не бросают свою музыкальную деятельность, поступают  в симфонические и камерные оркестры, в филармонию и в театр в качестве профессиональных музыкантов.

Сейчас у нас в республике везде, где требуются профессиональные музыканты, очень большие конкурсы.  Надо очень хорошо играть, чтобы поступить в профессиональный коллектив. 

В средневековой Европе во время нашествия очередного массового недуга жители городов звонили в колокола – и эпидемия отступала. Много лет спустя ученые Италии нашли этому объяснения: болезнетворные микробы погибают под действием звуковых колебаний. Впоследствии было установлено, что колокольные перезвоны при их прослушивании в течение 30–40 минут снижают активность бактерий в организме человека почти вдвое. Слушайте песни кумиров – и простуда пройдет быстрее.

— Чтобы стать профессиональным музыкантом надо долго учиться, поэтому, посоветуйте, пожалуйста, родителям как заметить музыкальную одаренность ребенка вовремя?

А.К.: -Надо, прежде всего, обратить внимание как реагирует ваш ребенок  на музыку. Это самое первое, что надо делать. Если чувствует ритм, начинает танцевать, то ребенка можно смело отдавать в музыку. Дальше  специалистов надо пройти, проверить слух, и, конечно, непременно  учитывается само  желание ребенка.

МОЯ СУДЬБА - ЧИСТОЕ ВЕЗЕНИЕ

Александр Эдуардович рассказывает, что когда учился в Ленинграде, увлекался фотографированием: сам снимал, проявлял и раздавал друзьям. «У меня достаточно фотографий тех времен, но меня там везде нету. С кем я учился, теперь живут в разных странах, у нас хороший дружный был курс».  Вот такой у него увлекающийся характер везде: и в работе, и в хобби.

Заканчивая нашу беседу Александр Эдуардович рассказал: «В Южной Корее, где я был в командировке, везде звучала классическая музыка — в торговых центрах, в метро, в ресторанах, во всех общественных местах. Я тогда подумал : когда везде царит такая атмосфера классики, мне кажется,  никто не пойдет на жестокое преступление. Музыка, ведь, действует на какие-то другие нервные клетки, управляющие более тонким  уровнем души человека, где  надо вести себя возвышенно и красиво».

LeeLa

Мозг человека – это самая сложная в мире структура «умных» нейронных связей. В их сети имеют место свои ритмы вибраций. Когда они совпадают с ритмом услышанной мелодии, – в мозгу высвобождается дофамин. Он отвечает за отличное настроение – тело получает импульс «мне хорошо». Отступают тревоги, улучшается самочувствие, повышается качество всех процессов.