Говорят, профессионал, посвятивший себя выбранной стезе, приносит в дар созданную годами уникальную личность месту, где он ежедневно служит.
Одним из таких выдающихся людей является заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов Высшей школы музыки им.В.А.Босикова, художественный руководитель Духового оркестра Высшей школы музыки,  заслуженный артист РС(Я  Александр Эдуардович Кузьмин.

Кузьмин Александр Эдуардович — признанный деятель культуры и искусств Якутии,  заслуженный артист РС (Я), отличник культуры РС(Я),  руководитель отделения оркестровых духовых инструментов Высшей школы музыки РС(Я), художественный руководитель духового оркестра ВШМ, артист симфонического оркестра Государственного театра  оперы и балет им. Д.К.Сивцева — Суоруна Омолоона, лауреат фонда “Бар5арыы” при Президенте Р С(Я), член Союза театральных деятелей  Российской Федерации.

В центральном здании Высшей школы музыки царила атмосфера воодушевления и одухотворенности. В большом концертном зале учащиеся завороженно слушали игру на фортепиано бывшего воспитанника школы Сергея Танина, слушали его рассказы, задавали вопросы, а по коридорам редкие взрослые ходили на цыпочках.
Здесь проходила встреча учащихся с пианистом Сергеем Таниным, про которого  швейцарское телевидение снимало документальный фильм.

Ректор Высшей школы музыки Александр Васильевич Игнатьев представил нашей редакции журнала «АЙАР КУТ», в лице Егора Иванова и меня, художественного руководителя Духового оркестра Высшей школы музыки Александра Эдуардовича Кузьмина. Как и у всех деятелей культуры, у Александра Эдуардовича время расписано на месяцы вперед с многочисленными занятиями,  репетициями, съемками и выступлениями с учащимися.

Кажущееся при общении с Александр Эдуардович ощущение легкости передающееся собеседнику обманчиво, когда начинаешь вникатьв его рассказ, то понимаешь, что каждое его слово подтверждается реальными делами становления ВШМ, весь его рассказ насыщен интересными фактами творческой жизни.

— Александр Эдуардович, мы знаем, что Вы 13 лет жили, учились и работали  в  культурной столице России Ленинграде. Вы же уехали совсем ребенком из Якутии, расскажите, пожалуйста,  поподробнее об этом.

А.К.: — Родом я из Чурапчи. Рядом с районным центром есть село Хатылы, где я родился в семье сельских учителей пятым ребенком. Кроме меня, в нашей семье музыкантов нет, хотя первые музыкальные уроки мне давал отец. Он был и гармонистом, и играл на мандолине, был очень музыкальным. Самостоятельно выучил музыкальную грамоту и мог играть по нотам.

Могу честно признаться, что моя судьба — это чистое везение. В детстве моего отца назначили директором школы в соседнюю деревню. А я не хотел туда ехать, и потому заявил родителям, что  хочу в районный центр учиться музыке.  Для родителей-педагогов желание сына было важным, и отец повез меня в Чурапчу и договорился с родственниками, что я буду у них жить — «пристроил» меня. Приезжаем в Чурапчу, а там оказалась комиссия по набору детей в Республиканскую музыкальную школу. Я об этом тогда не знал, маленький же был совсем, не понимал еще такие дела. Когда меня в школе попросили сделать то и это, я все сделал: спел, постучал. Так у меня музыкальный слух проверили. А потом оказалось, что я принят в республиканскую музыкальную школу, и мне надо ехать в Якутск учиться в музыкальной школе. Это было неожиданно.

В Якутске только год отучился, и в 1973 году опять приезжает комиссия. Как сейчас помню — мне утром в интернате говорят: «Ты сегодня не идешь в школу, тебя будут проверять». Кто, зачем и как будет проверять — я опять не понимал. Был долгий день, в коридоре толпились дети и родители, чтобы пройти отбор. А вечером мне говорят, что взяли в Ленинградскую музыкальную школу. Мне тогда было 12 лет. Вот таким чудесным образом я попал в  музыкальную школу при Ленинградской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Я считаю, что сама судьба привела меня в мир музыки.

С 4-5 класса  школы я  знал кем стану. В музыкальной школе  в Ленинграде мне очень повезло с педагогами и воспитателями, я всегда чувствовал себя на своем месте.  Конечно, я был вдали от своих родителей, приезжал я домой в Чурапчу раз в год, иногда раз в два года, но я не скучал по родине, мне в Ленинграде было очень комфортно.

Так я отучился в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, там же окончил школу и дальше консерваторию. Там же отслужил в армии и начал работать в объединении «Ленконцерт» — играл в оркестре. Вот так я учился музыке и прожил в Ленинграде 13 лет. Потом я переехал в родную Якутию чисто из-за патриотических побуждений.

В 2018 году выпускник Высшей школы музыки, студент Московской консерватории им.П.Чайковского Сергей Танин занял третье место и получил приз зрительских симпатий на престижном конкурсе ConcoursGézaAnda в Цюрихе.

— Получается, что Ваше детство и жизнь Ваших нынешних воспитанников перекликаются между собой…

А.К.: — Да, мне близка тема интернатской жизни, я знаю, что такое детский музыкальный  коллектив изнутри. Ведь я же сам прошел такую школу. Мне легко работать с детьми и  на работу каждый день иду, как на праздник. Ученики растут у меня на глазах, уходят, и потом бывает так радостно, когда они благодарят, состоявшись уже как профессиональные музыканты. У многих моих выпускников уже свои семьи, мы оркестранты всегда держим связь друг с другом.

Читайте также:  Музыка алыбар ылларан

— Санкт-Петербург — Ваш родной город, можно сказать…

А.К.: — Да, сейчас он еще роднее стал, потому что дочка там живет. Часто бываю в любимом городе моего детства и юности. Недавно ездил с духовым оркестром в Санкт-Петербург. 1 сентября по инициативе Валерия Гергиева на «ГазпромАрене» 8 тысяч музыкантов и 40 тысяч вокалистов из разных регионов России играли и пели гимн России. По счастливой случайности и мы там оказались, как исполнители.

Отвечая на приглашение-участие, я отправил список детей, играющих в оркестре и в повседневной суете даже подзабыл про это дело. И вдруг говорят: «Вот билеты, вылетайте в Санкт-Петербург». Мы стараемся принимать участие в различных музыкальных конкурсах, почаще выезжать в другие регионы, это нужно для профессионального роста юных музыкантов.

— Александр Эдуардович, Вы принимали самое активное участие в создании и становлении  Высшей школы музыки республики, расскажите, пожалуйста,  о тех временах…

А.К.: — В 1993 году меня пригласили в Министерство культуры республики и предложили возглавить духовое отделение открывающейся тогда Высшей школы музыки. Народ тогда сильно удивлялся, как можно в такое время, когда будущее казалось весьма туманным, создавать школу музыки?! В Министерстве культуры мне дали полную свободу, сказав: «Каким образом, как и с кем, работать — решайте сами».

Официальной датой открытия Высшей школы музыки Республики Саха считается 14 октября 1993 года. Тогда даже наши профессионалы не верили в успешность внедрения проекта в жизнь, но мы несмотря, ни на что, еще до открытия учебного заведения, с 1 октября начали набирать детей в школу. 

Я тогда работал в государственном театре оперы и балета, да и сейчас продолжаю работать там же, и о преподавательской деятельности не задумывался. Какой у меня тогда был опыт, кроме работы в театре? За плечами  —  учеба в Ленинграде и год педагогического стажа в музыкальной школе учителем в классе тромбона.

Сами понимаете, в «лихие» 90-ые не хватало даже элементарных повседневных вещей для нормальной жизни. Но с первого дня создания школы у нас с первым ректором Василием Афанасьевичем Босиковым была полная решимость обеспечить школу всем необходимым, ведь в начале у нас даже не было инструментов. Как-то Василий Афанасьевич срочно отправил нас в Усть-Алданский район, сказав, что в Борогонцах есть полный комплект инструментов духового оркестра, который уже не нужен был Борогонской школе. Мы привезли все это «богатство» и начали заниматься. Вот так мы обзавелись первыми инструментами. Потом, конечно, мы заказали инструменты, которые постепенно к нам начали поступать из Канады.

Кроме этого, тогда в первую очередь стоял вопрос о наборе преподавательского состава.  Я приглашал многих знакомых музыкантов к нам в школу, но большинство из них  боялись — осторожничали, не хотели менять привычное место работы. Я набрал тогда 3-4-х преподавателей, и мы начали работать. И уже через 2 года был первый успех! Мы поехали с нашими учениками на Новосибирский конкурс Сибири и Дальнего Востока и заняли призовые места!

На первых порах сильно занимались, работали с большим энтузиазмом, помню, даже иногда оставались ночевать в школе, чтобы как можно быстрее привести в порядок дела. Даже в ущерб семейным делам. Я сейчас очень благодарен своей супруге Марине за понимание и поддержку в те времена.

У нас все получилось, теперь у нас кафедра полностью оформилась, мы можем давать полное образование с 1-го по 11-й  классы и обучать высшей ступени студентов с 1-го по 5-й курсы консерваторской программы. Наше отделение делится на среднее профессиональное образование, где обучается около 80 детей, и на высшее образование, где учится около 30 студентов.

Читайте также:  Саха үс кутун ырыанан ситимнээччи

Сейчас мы с гордостью говорим, что полностью удовлетворили потребности республики в музыкальных кадрах, благодаря нашим выпускникам Высшей школы музыки республики, также отдельно создан духовой оркестр филармонии Якутии им.Г.М. Кривошапко.

Высшая школа музыки РС (Я) — это музыкальная среда, где одаренные дети со всех районов республики учатся классическим музыкальным дисциплинам. В школе созданы все условия для академических занятий.
Учащиеся обучаются игре на музыкальном инструменте, а также пению, основным музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио и элементарной теории музыки), изучают историю музыки.
В учебных планах и общеобразовательные, и музыкальные предметы, готовят  учеников для дальнейшего поступления в консерватори.
В Высшей школе музыки  студенты осваивают и высшую учебную ступень по программам бакалавриата и специалитета.

— Некоторые выпускники Вашей школы дальше обучаются в других учебных заведениях?

А.К.: — Выпускники, которые продолжили обучение в Московской, Санкт-Петербургской, Новосибирской, Екатеринбургской  консерватории, Академии музыки имени Гнесиных,   получив высшее музыкальное образование, остались работать в местах обучения в хороших, именитых оркестрах. Например, мой личный выпускник Яков Брагин работает в Большом театре России. Наши выпускники играют в филармониях Москвы, в оркестрах других городов и даже работают за рубежом, например, в Марокко в королевском симфоническом оркестре.

— Расскажите, пожалуйста, про Вашу нынешнюю профессиональную деятельность.

А.К.:. — Я преподаю в Высшей школе музыки класс тромбона и тубы. У нас на кафедре духовых инструментов есть учителя по всем инструментам, хотите играть на  кларнете, флейте или на гобое — все есть. Созданы все условия для занятий одаренных детей, некоторые регионы нам в этом отношении даже завидуют.

Недавно, в сентябре 2019 года, я был со своими учениками — коллективом духового оркестра во всероссийском лагере «Океан», целый сезон наши воспитанники общались с такими же талантливыми детьми из других областей. С нами в тот же сезон отдыхали  детские духовые оркестры Сибири  и Дальнего Востока. Мы участвовали в конкурсе, дети музицировали, посещали  мастер-классы ведущих преподавателей по духовым инструментам, играли с разными дирижерами и совместно с другими коллективами, что было весьма познавательно. Самое главное, когда 400 юных музыкантов играли сводным оркестром, губернатор Приморского края, который присутствовал при этом, был просто в восторге и сказал, что такие творческие музыкальные сезоны в лагере «Океан» будут ежегодными. Так что наши дети стали участниками и свидетелями организации нового творческого проекта.

А в прошлом году ребята нашего Духового оркестра ездили во всероссийский детский  лагерь «Артек» и тоже провели там целый творческий сезон.

Не думайте, что все это легко делается. Все это надо заслужить. Мы, подав заявку на участие, прошли большой отбор среди российских духовых оркестров. Для этого мы — преподаватели и руководители отправляли в Москву наши записи, рассказали полностью  про свою деятельность и именно поэтому нас включили в российскую «обойму» духовых оркестров. Таким образом, мы — дважды лауреаты всероссийских  конкурсов.

У нас состав Духового оркестра постоянно меняется. Дети растут, по достижении 18 лет они  вынуждены покинуть наш коллектив, у нас же статус детского оркестра, а участие в конкурсах проводится строго по возрастным ограничениям. Но наши оркестранты не бросают свою музыкальную деятельность, поступают в симфонические и камерные оркестры, в филармонию и в театр в качестве профессиональных музыкантов.

Сейчас у нас в республике везде, где требуются профессиональные музыканты, очень большие конкурсы.  Надо очень хорошо играть, чтобы поступить в профессиональный коллектив. 

«Нам необходимо обновление материально-технической базы. Мы мечтаем о новом безопасном кампусе, где дети Севера будут чувствовать себя как дома!»
и.о. ректора ВШМ РС(Я) А.В.Игнатьев

— Чтобы стать профессиональным музыкантом надо долго учиться, поэтому, посоветуйте, пожалуйста, родителям как заметить музыкальную одаренность ребенка вовремя?

А.К.: — Надо, прежде всего, обратить внимание как реагирует ваш ребенок на музыку. Это самое первое, что надо делать. Если чувствует ритм, начинает танцевать, то ребенка можно смело отдавать в музыку. Дальше специалистов надо пройти, проверить слух, и, конечно, непременно учитывается само желание ребенка.

Александр Эдуардович рассказывает, что когда учился в Ленинграде, увлекался фотографированием: сам снимал, проявлял и раздавал друзьям. «У меня достаточно фотографий тех времен, но меня там везде нет. С кем я учился, теперь живут в разных странах, у нас хороший дружный был курс». Вот такой у него увлекающийся характер везде: и в работе, и в хобби.

Заканчивая нашу беседу, Александр Эдуардович рассказал: «В Южной Корее, где я был в командировке, везде звучала классическая музыка — в торговых центрах, в метро, в ресторанах, во всех общественных местах. Я тогда подумал: когда везде царит такая атмосфера классики, мне кажется, никто не пойдет на жестокое преступление. Музыка, ведь, действует на какие-то другие нервные клетки, управляющие более тонким уровнем души человека, где надо вести себя возвышенно и красиво».