Сергей Васильевич Расторгуев
Родился 31 января 1953 г. в г. Вилюйске.
В 1972г. после обучения во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства под руководством народного артиста России Л.С.Маслюкова, Сергей становится первым в республике профессиональным мимом и танц-жонглёром.
В 1980-х входит в десятку лучших жонглёров страны. В начале 1990-х совместно с супругой Марфой Колесовой-Расторгуевой становятся идеологами синтез-театра «Ойуун».
На основе этой творческой площадки в 1994 году по Указу Президента РС(Я) создаётся «Государственный цирк Республики Саха (Якутия)».
В 2000 году окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС) по специальности «режиссура».
Является первым цирковым режиссером республики.

http://diamond-circus.ru/founders

МОЕ ПРАВИЛО: ВЗЯЛСЯ ЗА ДЕЛО – ДОВЕДИ ДО КОНЦА!

Все начинается с детства

Мои детские годы прошли в родном селе Амга Амгинского района, хотя родился я в Вилюйске. Отец Василий Васильевич   работал замполитом в роторной партии, и вместе с ним наша семья, можно сказать, кочевала из района в район. В военное время отец был направлен на работу первым секретарем райкома комсомола в Верхоянск. Он рвался на передовую, но его партийное назначение не позволяло ему уйти на фронт. Будучи человеком с активной жизненной позицией, спортсменом, он неоднократно занимал призовые места на республиканских играх, межрайонной спартакиаде по легкой атлетике, по национальным прыжкам, не раз становился чемпионом республики. В 1945 году был организатором легендарного первого лыжного перехода Верхоянск-Якутск-Верхоянск, посвященного Великой Победе в ВОВ. После войны его избрали первым секретарем Амгинского райкома комсомола, заведующим отделом пропаганды и агитации Амгинского райкома партии. Позже в Якутске работал начальником ПМК в сельском строительстве, удостоился званий Почётного строителя  Якутии, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, персонального пенсионера, ветерана тыла, почетного гражданина  Амгинского улуса. Кстати, в этом году ему бы исполнилось 100 лет.

Мама —  Анастасия Федотовна, в военное время была одной из первых трактористок, работала на целине в Амге.  Будучи бригадиром комсомольско-молодежного трудового отряда, избиралась депутатом райсовета, работала заведующей отделом культуры исполкома Амгинского райсовета, ее даже хотели направить на учебу  в Высшую партийную школу. Но она выбрала иной путь – стать женой и матерью. После переезда семьи в Якутск, мама долгое время работала в Союзпечати,  была награждена почетным знаком РС(Я) «Гражданская доблесть». Она всегда участвовала в художественной самодеятельности,  обладая хорошим музыкальным слухом, замечательно  играла на гармошке, балалайке  и именно она увлекла меня в мир музыки.

Родители  были интеллигентными, скромными, честными, трудолюбивыми людьми, вырастили и воспитали семерых детей. Теплым словом вспоминаю нашу бабушку Дарью Дмитриевну, которая целыми днями заботилась о нас, готовила обеды, ужины на такую большую семью. Мы всегда помогали родителям по хозяйству: кололи дрова, чистили снег, топили печь, таскали лед и воду, работали на сенокосе. С детства отец брал нас с собой на охоту, рыбалку, сбор ягод, грибов, и,  как спортсмен, пробудил в нас интерес к спорту, к занятиям физкультурой.  

В Амге мы жили на улице Широких-Полянского. Чем только  не занимались  мы с братьями в детстве: играли в лапту, волейбол, теннис, занимались акробатикой, поднимали самодельные штанги, тянулись на перекладине и прыгали с шестом, и это все в обычном амгинском дворе, где собиралась почти вся соседская детвора. Дома у нас на  была большая библиотека на всю стену, родители сами много читали и старались приобретать по возможности интересную художественную литературу, поэтому мы с детства  любили чтение и  не мыслили жизни без книг.

     В 3 классе я поступил в Амгинскую музыкальную школу на класс баяна. Моим учителем  был Анатолий Александрович Черемных, его именем сейчас названа Детская школа искусств в Амге. Музыкальную школу закончил с отличием. Постоянно выступал на вечерах и концертах, играл на баяне и гармошке. Потом меня даже хотели отправить в Ленинград в музыкальную школу при консерватории, но родители не рискнули отпускать меня  в чужой город в столь раннем возрасте, не захотели разлучать с семьей и домом, и я остался.

      В детстве я был очень подвижным и озорным, а еще очень любил мечтать и фантазировать. Бывало, собирались мальчишки,  среди них мой друг Вася Константинов и девчонки. Я  усаживал их в круг и развлекал невероятными историями, а они слушали так, как будто я читаю интереснейшую сказку. Однажды я переоделся в старушку, зашел к своей бабушке в хотон,  когда она доила корову, и разговаривал с ней голосом соседки. Бабушка, сидя спиной ко мне,  ничего не подозревая, поддерживала разговор с «соседкой». А потом,  раскусив меня, бабушка, любя поругивая, гонялась за мной по двору.

После мы  вместе долго смеялись над удачным розыгрышем. Вот такими были мои первые творческие шаги к профессии артиста. 

Мне нравились тогда клоуны Леонид Енгибаров и Юрий Никулин, и я сам мечтал стать артистом. Любил гримасничать,  разнообразно работал с мимикой лица, повторял знаменитые выражения своих кумиров, копировал  их походку, за что мне дали прозвище «Никульё».  Все, к чему я тянулся в детстве, все было не случайным: и спортивные игры во дворе,  и веселые розыгрыши, и жадное чтение книг  в библиотеке. Как-будто я выискивал  тропинки своей судьбы…

Как-то в журнале «Юный техник» нашел описание техники жонглирования и показа фокусов. Мы с друзьями прочитали и освоили эту технику и, играючи, соревновались между собой, тогда-то  я и научился жонглировать 5-тью самодельными шарами из пластилина.

   В 1968 году наша семья переехала в Якутск, и я по своему большому желанию начал ходить в «Дом Пионеров», который располагался в нынешнем здании ТЮЗа.  Цирковым кружком  руководил Владимир Петрович Сарычев. Директором Дома пионеров в то время была замечательная легендарная Фаина Андреевна Авдеева. Занимаясь в этом кружке, я научился жонглировать булавами, мячами, кольцами, усовершенствовал  пластику тела, стал активно выступать в художественной самодеятельности. В Якутске я учился в 8 классе восьмилетней школы № 25, тогда мы жили в многоквартирном деревянном доме по Лермонтова, 202. Затем я учился и окончил среднюю школу № 8 г.Якутска. Моими одноклассниками были дети именитых людей нашей республики: дочь летчика Валерия Ильича Кузьмина — Зоя, дочь профессора Георгия Петровича Башарина — Валя, сестра известной певицы Натальи Трапезниковой — Оля. Мы были очень дружны с одноклассниками, хорошие были ребята. В то время я уже выступал со своими номерами на разных концертах, и  мне приходилось каким-то образом регулировать свое время:  иногда я просто сбегал с уроков в цирковой кружок для изучения и подготовки нового трюка.  

Читайте также:  Варя Аманатова: «ЫРЫАҺЫТ БУОЛАРБАР УУС- АЛДАН КӨРӨӨЧЧҮЛЭРЭ АЛГЫСТААБЫТТАРА”

Увлекала меня и музыка. В 10 классе с ребятами организовали школьный вокально-инструментальный ансамбль, я играл на гитаре, и всем коллективом мы играли на вечерах и фестивалях художественной самодеятельности

Волею судьбы

По окончании школы я хотел поступить в цирковое училище, написал заявление, но опоздал, набор уже закончился. К тому времени меня нашел Юрий Егорович Платонов, ныне  заслуженный артист России, народный артист РС(Я). Вместе с Василием Афанасьевичем Босиковым, который в то время был директором объединения «Якуттеатр» (концертно-эстрадное бюро), они набирали группу юношей и девушек для обучения во «Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства» в Москве. Это был 1970 год. В набранной группе было 15 ребят, в том числе: Марфа Колесова, Федор Колосов, Агафий Федоров, Владимир Заболоцкий, Аграфена Кузьмина, Евдокия Ларионова, Елизавета Романова, Николай Турантаев, Татьяна Канаева, Наталья Шестакова, Арианна Аргунова, Татьяна Попова, Герман Сотников, Ксения Абрамова, Сергей Давидчук. Перед отъездом в Москву нас отправили на гастроли по заречным районам с программой «Мы — будущие артисты», чтобы мы сами подзаработали  себе на дорогу.

    Отучившись в Москве 2 года, я получил статус жонглера, мима, это было в 1972 году. После учебы мы все приехали эстрадными артистами. До сих пор люди нас знают под названием «Якутская эстрада -72». Всей группой мы тогда с концертами ездили в Молдавию, Башкирию. Марфу Колесову после выпуска выбрали для поездки в Париж. Во время учебы мы с Марфой дружили, а в 1974 году мы поженились.

Становление характера

    С детства я был подвижным, общительным, и только повзрослев, стал скромнее, сдержаннее, даже стеснительнее, видимо возраст такой был. Но потом со временем, выступления перед публикой меня расковали, с каждым разом я более уверенно и с удовольствием выходил на сцену. Конечно, воспитание в семье тоже сыграло огромную роль в моем становлении, как личности.

     В школе я всегда был независимым, боролся за справедливость, заступался за беззащитных и слабых. Помню, когда учился в Амге, в наш класс пришел новенький, Валера Алексеев, одноклассники не приняли в коллектив, начали его по-своему «проверять», а я заступился за него. Тогда групповых драк среди мальчишек не было, если и кто конфликтовал, то как «настоящие мужчины» дрались один на один,  не вовлекая посторонних, можно даже сказать, было что-то вроде «дуэли».

      В школьных мероприятиях всегда играл на баяне, на гитаре, изучал разные модные течения музыки, танцевал шейк, твист —  меня интересовало  буквально  все новое и необычное. Интерес к музыке никогда не угасал. Тогда был очень популярен «Кругозор» — журнал с такими гибкими прозрачными пластинками между страницами.  Покупал по возможности и виниловые пластинки, записывал от руки песенники любимых песен. Считаю, что эта музыкальная всеядность —  заслуги моих педагогов музыкальной школы и учителей школы в Амге, особенно Зинаиды Тимофеевны Черняк, ей сейчас 95 лет.

    Сегодня я могу признаться честно, что в 9-10-х классах  я частенько пропускал  уроки, причем сознательно в пользу своего увлечения — творчества, которому полностью посвящал все свое время. Потому и частенько в классном журнале появлялись кривые «троечки».  Но все же школу я закончил хорошо. Это было моим независимым выбором в пользу творческой деятельности, и я даже рад этому.  Ведь на чаше весов было мое будущее.

Упорство, трудолюбие, стремление к лучшему, выносливость, дисциплина, поддержка близких мне людей и мастерство педагогов — все это сформировало меня, как человека, добивающегося поставленных задач и жизненных целей.

  Я считаю, когда в человеке есть какой-то дар, то его нужно суметь вовремя  раскрыть и преподнести окружающим эту ценность таким образом, чтобы  его заметили  и оценили.

Увлечение и вдохновение — основа творчества.

    В Амге в детстве я много чем увлекался: ходил в кружки шашек, шахмат, особенно увлекался чтением, даже доходило до произведений Эмиля Золя и это в 7 классе, хочу отметить его произведения для взрослых читателей. В школьные годы читал на русском языке и, только повзрослев, осилил произведения якутских классиков. Я думаю, что книга развивает человека: не только дает грамотность, но и учит основам жизни и находить общий язык с людьми.

Учеба в музыкальной школе тоже не осталась бесследной. Я сочиняю песни и сам же их исполняю, а перед выступлением изрядно волнуюсь, думая о том, как воспримут мое творчество зрители.

   Песни я начал сочинять с 90-х годов, вернее  записывать их. В юности я  сочинял песни, просто  напевая  их мелодию и никаким образом  не фиксировал это. И конечно, те песни я подзабыл.   Теперь же повсеместно —  дома ли, на работе, я всегда ношу с собой блокнот, куда записываю мысли, идеи, планы работы.  Вдохновение приходит во время поездок, гастролей, стихи сочиняются как на русском, так и на якутском языках.. .В юности не задумываешься, что свои творения нужно сохранять в письменном виде. Сейчас жалею о том, что в свое время не вел дневник о незабываемых временах — творческих, ярких, веселых и исторических событиях нашей жизни.

Читайте также:  “Сүр көтөҕүү”- поднятие внутреннего духа

Из истории якутской эстрады

    Раньше мы, эстрадники, располагались в старом здании «Якуттеатра», в прошлом – здание кафе «Чароит». Нас постоянно отправляли на гастроли. Василий Афанасьевич Босиков, тогда директор объединения «Якуттеатр», позже  рассказывал, что мы своими гастролями часто выручали объединение. Учреждение наше  называлось филармонией. Работали мы по хозрасчету: чем больше гастролей и концертов, тем больше была заработная плата, по меркам того времени зарабатывали мы  много — в месяц по 500-600 рублей получали. В те годы мы были молоды, веселы, счастливы, и поэтому  на жалование особое внимание не обращали.

     Сейчас бытует мнение, что якутская эстрада началась с группы «Чороон», которые учились эстрадному искусству с 1973 года, а про нас — «Якутскую эстраду—72», к сожалению, подзабыли.  У истоков якутской эстрады стояли мы. Это уже после нас появились Филармония, объединение «Сахаконцерт», и эстрада начала развиваться и стала такой, какой мы сейчас видим. До нашего выпуска в 60-е годы в Москве эстрадному пению учились наши замечательные Наталья Трапезникова и Юрий Платонов.

Становление мастера

      Помню, когда я учился в школе, в Якутию с гастролями приезжала тувинская цирковая  труппа, а с ней силач Анатолий Беспятых, который поднимал  зубами несколько гирь на трубе  весом в 32 пуда. Тувинцы жонглировали большими вазами, в то время это было ново, интересно, необычно. Все это побудило во мне сделать что-то особенное, незабываемое. В 70-м году до отъезда в Москву, балетмейстер Алексей Попов, увидев и оценив мои выступления, не медля, придумал для меня музыкальный номер «Танцующий жонглер»: научил меня пластике, дополнительным движениям, весь номер был положен на музыку. В Москве все это развили, закрепили, добавили пантомиму, пластику, поставили хореографию. Все новое я воспринимал легко, и самое главное, у меня было огромное желание. После дневных занятий для укрепления навыков вечерами перед сном повторял новые трюки. Зная об этом,  преподаватели называли  меня «трудоголиком».

С эстрадными номерами я принимал участие во Всесоюзных, Всероссийских конкурсах эстрады в 1974, 1977, 1979, 1983 гг. Это было время взлета новой волны развития советской эстрады. В 1975 г. не все знают о том, что Марфа Колесова принимала участие наряду с Аллой Борисовной Пугачевой во «Всесоюзном конкурсе артистов эстрады», дошла до третьего тура, но по вполне объяснимым причинам «народникам» места не достались. С 1979-80-х гг. занялся оттачиванием жонглирования «чабычахами», так появился совсем другой номер с национальным колоритом, в постановке которого мне помогала в Москве известный жонглер, заслуженная артистка Армянской ССР Нази Ширай.

Первая поездка за границу была в 1981 году в Канаду, куда от республики поехала целая делегация на международную выставку «ЭКСПО». После этого с Марфой мы  побывали на гастролях в более чем 40 странах мира.

      Я был  одержим. У меня всегда было внутреннее убеждение в том, что я должен сделать такие трюки, которые никто еще не делал и не сделает. Поэтому я считаю, что движимый этой целью, я  добился многого только упорным трудом и огромным желанием.

Мечты и планы связаны с цирком

    У меня есть мечта открыть школу циркового искусства, и как я вижу, это должно быть учебное заведение для подготовки артистов и работников цирка. Эта мечта может быть реализована при завершении второй очереди цирка. У нас тогда появятся дополнительные помещения для приезжих трупп артистов известных цирков страны и мира, которые смогут показывать крупные цирковые программы, появятся репетиционные залы для тренировок, помещения для крупных животных. То есть будет полноценный цирковой комплекс.

    Зданию цирка нынче исполнилось уже 15 лет, в эксплуатацию оно было введено в 2004 году во времена Президента республики В.А.Штырова, а вторая очередь превратилась в долгострой.

МОЕ ПРАВИЛО: ВЗЯЛСЯ ЗА ДЕЛО – ДОВЕДИ ДО КОНЦА!

     В России наш цирк — единственный национальный цирк, поэтому мы должны развиваться, должны обеспечивать ценными специалистами циркового искусства нашу республику, взращивая их в своих недрах, обучая у своих же мастеров — ветеранов цирка. При открытии своей цирковой школы мы сможем сами подготовить артистов, администраторов, других работников в этой области искусства.

     Время диктует новые шаги и действия. Идет смена поколений. Первые наши выпускники Пекинского Международного колледжа искусств  проработали в цирке уже 15 лет, являются неоднократными лауреатами и призерами международных конкурсов и фестивалей в России и за рубежом. Теперь они сами являются наставниками, могут делиться своим бесценным опытом и знаниями с новым поколением.

   Сейчас в цирке работает около 200 работников. В этом году благодаря поддержке Правительства нашей республики заканчивают учебу в Китае еще 20 детей, которые уже в мае вернутся в Якутск полноценными артистами цирка.

     Планов у нас намечено много, осенью будем отмечать 25-летие нашего любимого, самого северного цирка планеты — Бриллиантового цирка Якутии. Зрителей ждут новые премьеры. Хотим поставить совершенно новый спектакль мирового уровня с привлечением творческой команды профессионалов из Москвы, которые уже заинтересовались нашим проектом. Это будет масштабное зрелищное представление с национальным колоритом под названием «Шаман Солнце».

      В этом году для меня и для нашего якутского цирка большой радостью и огромной честью стало приглашение от самой Принцессы Монако Стефании на знаменитый международный цирковой фестиваль в Монте-Карло в качестве члена международного жюри из 6 человек, в состав которого вошли директора цирков из Италии, Франции, Швейцарии, Китая, Англии и России, под председательством Президента фестиваля Принцессы Стефании. Наше выступление на этом международном конкурсе отметили еще в 2003 году. Тогда совсем юные студенты Пекинского циркового колледжа стали вторыми, уступив китайским артистам и получили «Серебряного слона». Оказывается, в  течение последующих лет они следили за успехами нашего цирка, как говорится, держали руку на пульсе.  Вот так мы своим упорным трудом привлекли внимание знаменитых цирковых деятелей мира.

МОЕ ПРАВИЛО: ВЗЯЛСЯ ЗА ДЕЛО – ДОВЕДИ ДО КОНЦА!
С Принцессой Монако Стефанией на фестивале в Монте-Карло 2019г.

   Несколько слов о братьях наших меньших. У нас в цирке сейчас содержатся северные олени, сибирские лайки, хаски, маламут, есть лисицы, песцы. Мы стараемся работать с северными животными. Конечно,  условия содержания животных очень тяжело даются администрации цирка. Всем нашим питомцам необходимы должный уход, много корма, соответствующего их рациону. И это обстоятельство тоже ждет разрешения в наших планах на будущее.

      Ежегодно  меня приглашают в столицу Казахстана Астану на международный конкурс «Эхо Азии» в качестве члена жюри. Мы получили приглашение на гастроли по Средней Азии. Артисты  нашего цирка стараются принимать участие в разных фестивалях, конкурсах, мероприятиях. Наше имя довольно известно в цирковой сфере. Мы постоянно ощущаем интерес извне к нашим программам, в целом, к творческому  развитию. С октября по январь труппа нашего цирка выступала в Перми, в городах Прибалтики и Белоруссии. В Белорусском государственном цирке в Минске показали более 60 представлений, все билеты заранее были распроданы, на каждом представлении был полный аншлаг. Недавно я разговаривал с директором Белгосцирка Владимиром Шабаном, он говорит, что до сих пор они зрители с восторгом вспоминают  наш цирк, хвалят, считают, что это были самые лучшие новогодние представления в Белорусском цирке за последние годы.  Согласитесь, это очень приятно слышать.

МОЕ ПРАВИЛО: ВЗЯЛСЯ ЗА ДЕЛО – ДОВЕДИ ДО КОНЦА!

С директором Белгосцирка В. Шабаном

     Каким будет наше завтра? Наши грандиозные планы связаны с модернизацией якутского цирка, мы должны идти в ногу со временем, должны идти наряду с развитием новых технологий, в том числе и в искусстве. Само время требует обновлений.  

Записала LeeLa