Виолетта Ноговицына (Афанасьева) – выпускница второго набора народного отделения Якутского хореографического колледжа им. А. и Н. Посельских.

Впервые народное отделение возникло в Республиканском хореографическом училище в 1996 г. для целенаправленной подготовки профессиональных кадров для Национального театра танца РС (Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола.

Первые выпускники – народники  2002 года сразу стали «костяком» танцевальной труппы, на них ставятся спектакли, концертные программы. Это был «экспериментальный» выпуск с шестилетним сроком обучения, и он оправдал себя, более того, подарил талантливых и верных своему призванию танцовщиков. Мы всегда с большой благодарностью вспоминаем основателя балетной школы Наталью Семёновну Посельскую, весь её преподавательский состав и руководство Национального театра танца за такое взаимное решение.

Виолетта из второго состава: сильного, стабильного выпуска 2012 года, спустя 10 лет после первых народников на «трон» теперь взошли они.

Родилась  моя героиня 18 июля 1993 г. в небольшом селе Магарас Горного района в большой дружной семье. Мама Оксана Степановна – воспитатель детского сада с 40-летним стажем и учитель физкультуры начальных классов  средней школы. Человек творческий, она обладает литературным даром, что выливается в сочинительство басен и стихов. Помимо основной работы она собирала вокруг себя одарённых детей, разучивала с ними басни, ставила сценки, возила на конкурсы.

Отец Роман Романович – с молодости работал водителем машины-водовозки, за долгие годы намотавший миллионы километров дорог, за что в родном селе его величают Водовоз Роман. Он обеспечивал маленькое село питьевой водой в течение всего года: и в жаркий зной, и в зимнюю стужу, и в весеннюю распутицу, и ненастной осенью. Виолетта самая младшая в семье, четвёртый ребенок, у неё две старшие сестры и брат. Воспитанием детей занимались оба родителя, дети выросли в атмосфере любви, тепла, заботы и внимания. 

Виолетта с малых лет ездила с мамой на гастроли по родному Горному улусу, приезжала на конкурсы и в столицу. Оксана Степановна мечтала  видеть дочку драматической актрисой и упорно разучивала басни, одну из которых «Саахарымсах сахсырҕа» Виолетта читала с наибольшим упоением и особо часто. Жители села до сих пор вспоминают, как весело, с подобающей мимикой, гримасами декламировала она эту басню, что до сих пор «Саахарымсах сахсырҕа» закрепилось за ней вторым именем.

В 2000 г. Виолетта приняла участие в республиканском конкурсе «Дьиибэ-Дьээбэ», проводимого под руководством художественного руководителя Государственного театра юмора и сатиры Алексея Павлова. Виолетта завоевала Гран-При, телевизор. Это был её первый «звёздный час», хотя сама Виолетта готова была поменять телевизор на  куклу Барби: ведь девочка, занявшая второе место, была награждена куклой. Уж очень хотелось ей на тот момент Барби… С этой знаменитой басней и с другими номерами Виолетта несколько лет подряд становилась лауреатом и лауреатом лауреатов конкурса «Полярная звезда». (фото 1 и фото 1.1.)

Родители подавали детям пример во всём: оба спортивные, они воспитывали детей в духе спортивных достижений – выносливости, целеустремлённости, работоспособности, доброжелательности, человечности. Уже с детского сада, кроме художественной самодеятельности, Виолетта занималась  лыжным спортом. Если мама видела Виолетту актрисой, то отец спортсменкой-лыжницей. Да и отец прославленных спортсменов Германа и Александра Контоевых – Степан Степанович Контоев был уверен, что Виолетта вырастет известной лыжницей. Ведь в 10 лет Виолетта стала обладательницей бронзовой медали, заняв III место во Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России» в Якутске. Кроме того, Роман Романович занимался с дочерью ещё настольным теннисом.

Учёба в обычной школе, разнообразные занятия, многочисленные выступления, спортивные соревнования – так протекало насыщенное Виолеттино детство.

В 2004 г. по инициативе директора Магарасского клуба Веры Николаевны Фёдоровой, Виолетта приняла участие в улусном конкурсе «Мини Мисс Горный – 2004». Артистичная девочка произвела неизгладимое впечатление на членов жюри и зрителей, завоевав титул первой маленькой красавицы Горного улуса.

С лёгкой руки Веры Николаевны Виолетта предстала на Республиканском конкурсе «Мини Мисс – 2005» в Якутске. Для участия в этом конкурсе Вера Николаевна и хореограф Олимпиада Васильевна поставили танец «Смуглянка» для Виолетты и двух её партнеров. Ей впервые пришлось выучить танец, до этого, в основном, она читала только басни и стихи. На поклон пришлось выходить несколько раз; к удивлению самой Виолетты, танец с «кавалерами» под знаменитую песню тронул зрителей, пластичную и выразительную девочку отметили «Призом зрительских симпатий». Ленту на неё надела, и ценный подарок  вручила балетмейстер-постановщик Национального театра танца Людмила Семёновна Антипина. Кто бы мог подумать тогда, что по прошествии лет Виолетта будет работать под началом Людмилы Семёновны?!

На талантливую девочку обратили внимание не только зрители, но и хореографы, одна из которых поведала об одарённой девочке из Магараса Марии Валентиновне Петровой – воспитателю Якутского хореографического училища. Мария Валентиновна немедленно через знакомых сообщила родителям, что в училище идёт набор детей на народное отделение. Оксана Степановна, схватив в охапку Виолетту, помчалась на «полной скорости» в Якутск. Пройдя через строгий конкурсный отбор Натальи Семёновны и членов комиссии, Виолетта в 2006 г. стала одной из воспитанниц Республиканского хореографического училища. Так, благодаря участию в конкурсе, Виолетта вступила в совершенно новую жизнь — волшебный мир танца.

Одним из самых любимых преподавателей в колледже, кого Виолетта бесконечно благодарит и считает второй мамой, является Дария Григорьевна Иванова. Их удивительно проникновенные, нежные отношения остались с той поры. Дария Григорьевна всегда гордилась своей любимой ученицей: «Светлый, добрый, очень талантливый человечек – Виолетта у меня училась по классическому танцу 6 лет.

В 2006 г. мне дали класс девочек народного отделения. Как и большинство девочек, Виолетта мечтала танцевать с детства. Когда девочки пришли в класс, проверила данные ещё раз. Они оказались у Виолетты очень подходящими для занятий классическим танцем, жаль, если показалась чуть пораньше, могла бы поступить на классическое отделение.

Виолетта обладает врождённой танцевальностью, мягкой женственностью, красивыми линиями ног. Чувство ритма и тонкий слух позволяют ей очень точно чувствовать мельчайшие нюансы и оттенки танцевального искусства. Во время учёбы показала себя ответственной, трудолюбивой, очень любящей свою профессию. В отличие от первого народного отделения, у второго набора появился предмет дуэтно-классический танец, который раньше проводился только на классическом отделении.  Девочки мои встали на «пальцы», и они принимали участие во всех спектаклях классического репертуара ГТОиБ.

Читайте также:  Художник с Сулгаччы

Виолетта в колледже активно участвовала в традиционном конкурсе постановщиков, посвящённом А. Посельской — первой якутской балерине, занимала призовые места. Если бы она занималась актёрской профессией, у неё бы это получилось на наивысшем уровне, очень талантлива во всём. Когда класс выпускался, пришло приглашение на первый Всероссийский  конкурс «Русский балет» в Москве. Конкурс был учреждён Министерством культуры и Фондом социально-культурных инициатив, председателем оргкомитета является Светлана Медведева. Конкурс «Русский балет» единственный у нас в стране, в котором принимают участие только студенты выпускных классов балетных школ.

Отлично сдавшую экзамены по специальным предметам студентку народного отделения Виолетту Афанасьеву  художественный совет колледжа решил отправить на классический конкурс. Это было очень неожиданно и смело! Много готовились, была интересная работа. Должны были подготовить две вариации: Лизы из балета «Тщетная предосторожность» и Эсмеральды в хореографии Березова – сложнейшие вариации, очень подходящие характеру Виолетты.

Прилетев в Москву, мы сразу поехали в театр, смотреть сцену, адаптироваться после трудной дороги. Конкурс проходил на Новой сцене Большого театра. Столько волнений, переживаний не счесть!

Конкурс — это всегда праздник искусства, открывание новых талантов, способствует созданию единого балетного пространства и живого творческого содружества. Мы были горды и счастливы! Виолетта станцевала очень достойно и удостоилась диплома. Для девочки, из далекого улуса, которая никуда не выезжала, кроме города Якутска, ни в каких конкурсах российских не участвовавшей, это было огромным достижение.

После окончания колледжа Виолетта была приглашена на работу артисткой балета в Театр оперы и балета им. Суорун-Омоллоона. Проработав год-два, она получила травму ноги и вынуждена была уволиться и поступить в Национальный театр танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл-Уола, где не требовалась пальцевая техника. Я как учитель классического танца, конечно, очень желала, чтобы она работала в Оперном театре, где стабильный репертуар, своя сцена, больше интересных постановок, больше профессиональных репетиторов, ни в коем случае не умаляя значение Национального театра танца, где в данное время работает моя лучшая ученица Виолетта. Она танцует сейчас ведущие партии во многих спектаклях Театра танца. Я вижу её рост, желание ещё более совершенствовать своё творчество. Хочу пожелать ей, чтобы у неё было много творчества, чтобы ей всегда встречались профессиональные постановщики, репетиторы, постановки интересные были. Счастья, удачи ей!».

Своими воспоминаниями поделилась и классный руководитель Мария Валентиновна Петрова: «Виолетту впервые я увидела, когда она ученицей из глубинки Горного улуса, участвовала на Республиканском конкурсе «Мини Мисс». Её артистичность, грациозность, чувство юмора поразили меня, и я сразу позвонила родственникам в село Магарас, чтобы срочно нашли родителей этой талантливой девочки. Сразу представила её ученицей нашего Якутского хореографического училища и как её талант в руках профессиональных педагогов засверкает всеми гранями, что Виолетта станет профессиональной артисткой.

Виолетта успешно прошла отбор, стала ученицей второго набора народного отделения. По воле случая меня назначили классным руководителем класса народников. Виолетта с первых дней стала активисткой, участницей многих мероприятий, конкурсов училища и общежития. Её артистичность, талант разговорного  жанра, участие в юмористических миниатюрах, спортивность всегда держали Виолетту в центре всех событий училища. В студенческие годы она в команде КВН училища участвовала в городских конкурсах КВН. Виолетта — очень добрая, отзывчивая, ответственная, «душа» всего класса. Талантливый человек талантлив во всём, это изречение точно про нашу Виолетту! Наш класс очень гордится, что Виолетта выступала в Большом театре, на концерте выпускников хореографических колледжей России и достойно защитила честь родной школы и республики».

В январе 2014 г. труппа Национального театра танца пополнилась яркой, одарённой  исполнительницей. С первых дней работы Виолетта заявила о себе как солистка, обладающая хорошими физическими данными (гибкость, высокий шаг, апломб), прекрасной фактурой, яркой актёрской игрой. К этим достоинствам артистки можно добавить ещё великолепную хореографическую память и удивительную работоспособность. Хореографы ставят номера и создают роли, учитывая её неповторимую индивидуальность, на её актерские и физические возможности.

Первой ролью Виолетты стала Оһуор Туос в этнобалете «Оһуор Туос» («Берестяночка») на музыку Василия Зырянова.   Над созданием трагической роли Виолетта работала с опытной солисткой и репетитором Долааной Федотовой, которая в этом спектакле исполняла роль Удаганки Чыпчаххайдаах. Старшая коллега, со свойственным ей терпением, работоспособностью и требовательностью ввела дебютантку в спектакль, расставила акценты по картинам, поделилась опытом и собственным примером показала  как передавать чувства и эмоции.

Этнобалет, записанный Кыыл Уола, по старинной легенде жителей Сунтарского улуса, повествует о непримиримой вражде удаганки Чыпчаххайдаах и шамана Ланха. Виолетта справилась со сложной с психологической точки зрения ролью, показала как её героиня выросла среди берёз в любви и нежности матери, как она с друзьями играла в пору белых ночей, как встретила и полюбила сына Ланха Ойууна. Счастью влюблённых не суждено было сбыться. Шаман Ланха и удаганка Чыпчаххайдаах ненавидели друг друга и строго запретили детям встречаться. Все эти переживания, чувства Виолетта пропустила через себя. Премьера Виолетты состоялась в с. Сунтар. Многие зрители сопереживали ей, а когда Чыпчаххахайдаах нанесла удар плетью, предназначавшийся шаману, по своей дочери, которая встала вместе с возлюбленным между враждующими родителями, героиня умерла от удара, слёзы наворачивались у присутствующих в зале. Всё было сыграно героями мастерски, каждый персонаж, как говорится  «был на своём месте».

По мнению репетитора, заслуженной артистки РС(Я) Д.Федотовой: «Виолетта – яркая индивидуальная личность, профессионал своего дела, предана хореографии. Мне нравится, как она относится к работе, никогда не услышишь от неё жалобы на усталость, а ведь работа у нас каждый день требует физической подготовки, порой в день без остановки приходится танцевать по 8 часов, если ещё и спектакль, а ведь она, зачастую, в главной роли. Постоянно совершенствует своё мастерство, поддерживает внешнюю форму, на репетиции всегда творчески и физически подготовлена. Самое главное, она самокритична  к себе и адекватно реагирует на замечания, умеет исправлять ошибки, так как  всегда стремится к совершенству».

Читайте также:  «Близнецы — диффузия двух «Я»: тела и души, отражающиеся друг в друге, неразделимые»

Виолетта – танцовщица многогранная. Она хороша в ролях лирического, характерного плана. Вторая большая роль – Кыыс Кыскыйдаан, женщины из племени абааһы части второй «Үөдэн түгэҕэ» («Нижний мир») Полины Ивановой трилогии спектакля-олонхо «Бэрт Хара». Пред нами предстала  совершенно другая Виолетта. Сатирический образ  Кыыс Кыскыйдаан: у неё безобразный облик, подобающий костюм. Самое главное желание Кыыс Кыскыйдаан выйти замуж за богатыря Айыы Аймаҕа — Бэрт Хара. С юмором, жеманством, кокетством, кривлянием, с энергией обрисованы её старания понравиться богатырю Айыы, её страстные пляски с бубном, безудержные камлания, бесконечные прыжки и верчения, кидания ног в разные в стороны, шпагаты и колеса.

Одной из важных работ стала роль Күөх Кэтириис – возлюбленной легендарного сына якутского народа Манчаары. Виолетта очередной раз «пожила жизнью своей героини на сцене»,  доподлинно показывая разное настроение, чувства и события (лето, ысыах, первые чувства к Манчаары, любовь, счастье, горе, расставания и долгожданная встреча через много лет со своим возлюбленным). Виолетта в этой роли показала все свои технические и выразительные возможности. В феврале 2017 г. спектакль показан с большим успехом в Майе, Чурапче, Ытык-Кюеле. 13 декабря 2018 г. – в единый день Всероссийского старта Года театра в Российской Федерации спектакль «Манчаары» был представлен в с. Бердигестях Горного улуса. О спектакле «Манчаары» написано немало статей в республиканских СМИ, в каждой из которых отмечают лучшие актёрские работы, наравне с Манчаары (Владислав Попов) называют Күөх Кэтириис – Виолетту Ноговицыну.

МНОГОГРАННАЯ ВИОЛЕТТА
МНОГОГРАННАЯ ВИОЛЕТТА

Мастер дуэтного танца, исполнения лирического адажио, Виолетта Ноговицына яркой актёрской игрой прекрасно создала и роль Өрүүски в этнобалете «Бохсуруйуу» («Изгнание злого духа»). Проникновенно и с нежной любовью танцует дуэт со своим партнёром, тяжело, но мужественно переносит смерть любимого Сэмэнчика и его воскрешение с помощью обряда «Бохсуруйуу». 

Большой ответственностью и испытанием стала совместная работа с хореографом Георгием Ковтуном в этнобалете «Дети Белого Солнца» Рашида Калимуллина.  Виолетта Ноговицына (Айыы Куо) с Василием Эверстовым (Юноша Тимир Уол) показали сильные во всех отношениях актёрские работы. Их отношения, любовь испытываются враждой племён. Многочасовая постановочная работа, изнурительные репетиции, генеральные прогоны, сдача этнобалета под началом Георгия Ковтуна закалили характер всех артистов театра, а для солистов это был ни с чем несравнимый мастер-класс. Красивы, самобытны, богатой хореографической выдумкой отличаются их любовные дуэты с обилием воздушных силовых, необычных акробатических поддержек.

Предоставим слово самой Виолетте: «Я очень рада, что мне посчастливилось работать с выдающимся хореографом современности, постановщиком Георгием Анатольевичем Ковтуном. В начале работы над  созданием образа моей героини Айыы Куо мне было очень трудно. В хореографии мастера много сочетаний сложных движений и необычных дуэтных поддержек, доселе мне незнакомых. Он взял высокую планку, поставил такую хореографию, которую ставит в других именитых театрах России и зарубежья. Георгий Анатольевич шаг за шагом всё рассказывал, показывал, как выполняются те или иные поддержки, движения, элементы. Удивительный хореограф. Многогранная творческая личность – автор либретто, режиссёр, хореограф-постановщик этонобалета «Дети Белого Солнца». У него неуёмная фантазия, всегда в запасе несколько вариантов. Георгий Анатольевич предъявлял нам большие требования. Очень строгий, резкий, всегда добивается чистоты движений и актёрской игры. Для меня работа с ним большое счастье в начале творческого пути. Выражаю огромную благодарность Георгию Анатольевичу за то, что открыл для меня совершенно новый, интересный  мир танца, безграничный мир танца». 

Спектакль «Сааскылаана и Эрбэхчэй» Игоря Воробьева повествует о девочке Сааскылаане, о мудром Чысхаане, который помогает с помощью волшебства исполнению мечты Сааскылааны – появлению братика Эрбэхчэя. Ведь она была так одинока. В спектакле показаны удивительные приключения храброй девочки Сааскылааны, освобождения братика и лесных друзей от лап злых, коварных Муус Көтөр и Полярной Ночи. Спектакль был представлен на главном зимнем Европейском фестивале «Путешествие в Рождество» в Москве с 3 по 13 января 2019 г. Юрий Фёдоров, балетмейстер, заслуженный работник культуры РС(Я): «Я считаю Виолетту примой. Все ведущие партии на её плечах. В одном человеке столько таланта, хороших балетных данных, актёрского мастерства, души, вдохновения, трудолюбия и честности. Роль Сааскылааны полностью доверил ей и очень счастлив, что она играет и танцует каждый раз всё лучше. Добавляет от себя изюминки. С ней очень приятно работать. Все замечания, пожелания пропускает через себя. Век танцора, увы, короткий, а потому хочу  пожелать ей серьёзных ролей, счастья в призвании, счастья в личной жизни!».

Богат и сольный концертный репертуар Виолетты: она блистает изяществом, лёгкостью, проникновенностью в номерах «Дэйбиирдээх үнкүү» (пост. С.Бессонова), «Кыыс Амма» (пост. Г.Баишев), «Утренняя бабочка». Ярко, темпераментно, пластично, с юмором, кокетством передаёт образ одной из девушек в хореографической композиции «Смотрины» (И.Фадеев). Уверенно, с апломбом, гибкостью, легко, перебирая, точёными ножками, двигается в «Вечном танго» и «Танго в Париже» (пост. Д.Федотова)  и др.

МНОГОГРАННАЯ ВИОЛЕТТА

В 2015 г. в жизни Виолетты произошло самое главное событие. Состоялась свадьба со своим земляком Дьулустаном Петровичем Ноговицыным. Они учились вместе в одной школе, только Дьулустан немного постарше. До свадьбы прошло два  счастливых года ухаживаний, свиданий, встреч. Дьулустан – известный  действующий спортсмен, призёр и чемпион РС(Я) по мас-рестлингу, чемпион мира III Чемпионата мира по мас-рестлингу (2018). Работает пожарным в Министерстве чрезвычайных ситуаций РС(Я). У них растёт трехгодовалая дочка Амелия. Вот такая успешная, театрально-спортивная семья Виолетты и Дьулустана  Ноговицыных, где каждый поддерживает друг друга, помогает друг другу, заботится  о старших и младших, живут «душа в душу» и радуются каждому новому дню. Хочу пожелать своей героине дальнейших творческих свершений, блестящих ролей и концертных номеров, горячих аплодисментов,  благодарных зрителей и поклонников, чтоб по жизни встречались и окружали любящие, добрые люди,  а в семье любви, взаимопонимания, благополучия, радости и счастья!

Вера Черноградская, заведующая литературной частью Национального театра танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола, заслуженный работник культуры РС(Я),  член СТД РФ