Мархинский улус был создан по указу Якутского областного начальника 14 февраля 1824 года путем выделения территории из Верхневилюйского улуса. 

Мархинский улус. Краткая история зарождения.
Указ якутского областного правления о разделении улуса на Верхневилюйский и Мархинский

Еще 30 декабря 1823 г. верхневилюйские якуты в своем донесении Вилюйскому окружному исправнику писали, что «между собой по соглашению желают все остаться при двух улусах под названием Верхневилюйского 5 волостей в 2338-х душах и Мархинского 8 волостей (наслегов) в 5093-х душах, назначив в двух сих улусах и инородные управы по удобности и выгодности». 1858 году наслегов было уже 14, количество населения выросло уже до 12 тысяч 802 человек. Самыми крупными наслегами по числу душ были 1-й Бордонский наслег (ныне Бордонский) 1059 лиц мужского и 848 женского пола и Кангаласский наслег – 1648 человек. 1862 году наслегов уже стало 16. Это Аканинский, Бэстэхский (ныне Чаппандинский), 1-й Бордонский (ныне Бордонский), 2-й Бордонский (ныне Нюрбачанский), Егольжинский, 1-й Жарханский, 2-й Жарханский, Кангаласский, Кукакинский, Мегежекский, Одейский, Сюльский, Таркайский, Тыалыкинский (ныне Октябрьский), Асыкайский, Нюрбинский. 1891 году прибавился еще один наслег – Мальжегарский, который выделился из 2-го Жарханского наслега. 1897 году из четырех родов Таркаинского наслега (Хорулинский, Джагджигнасский, Оспекский, Тарбахский) образовался Хорулинский наслег. 1898-1904 годах в улусе наслегов стало 20. Но потом в связи с образованием нового улуса – Нюрбинского, путем выделения из территории Мархинского улуса, количество наслегов уменьшилось. Их стало 14: Аканинский, Асыкайский, Егольжинский, Бестяхский, 1-й Жарханский, 2-й Жарханский, 1-й Кангаласский, 2-й Кангаласский, Одейский, Таркайский, Хорулинский, Соттинский, Кунуйский, Масанский. 

Нюрбинский улус был создан 1915 году. Он просуществовал в качестве административной единицы Российской империи всего два года. 1917 году произошла Февральская революция, а затем и Октябрьский переворот, в результате которого Мархинский улус был объединен с Нюрбинским улусом под названием Мегежекский район, в честь большевика Михаила Ксенофонтова (Мегежекского). Он был родом из 1-го Бордонского наслега и являлся близким соратником первой плеяды большевиков — основателей якутской автономии. Далее, в 30-е годы району было возвращено прежнее имя Нюрбинский которое впоследствии было изменено на Ленинский. Это имя сохранялось вплоть до падения Советского Союза. В начале 90-х историческое имя было возвращено улусу.

Итак, Мархинский улус был создан 1824 году в связи с прошением якутов, проживающих за речкой Тюкян, которым было далековато ездить платить ясак и за другими делами в Верхневилюйскую инородную управу. В этом же году усилиями местных жителей было спущено в реку огромное озеро в результате которого образовалось 20 тысяч гектар покосных угодий. На территории спущенного озера ныне расположены город Нюрба и село Антоновка.  Канаву для спуска озера начали рыть 1820 году в том месте где сейчас расположена деревянная лестница, подъем на Медгородок. Рыли деревянными лопатами и железными инструментами под названием «хоруур». Эту работу «грандиозной в Сибири» назвал известный исследователь Ричард Карлович Маак, который проезжал в середине 19 века через Нюрбу в Сунтар и видел остов спущенного озера. Историю про данный спуск он услышал и записал от местного священника Никольской церкви. Впоследствии эти записи были изданы в научной работе под названием «Вилюйский округ».

Данное озеро видел и описал весной 1794 года руководитель экспедиционного исследовательской группы Степан Попов. Вот что записал он в своем дневнике «29 апреля команда пришла в наслег «Бордонского княсца Алексея Гоголева… ко озеру, именуемому Нурба, которое в длину расположено на тридцать верст, в ширину на десять, в середине же два острова, из коих в летнее время на одном жительствует семейств десять со скотоводством; ибо по обширности места и чистейшего воздуха, и по неимению тут в лесу никаких пресмыкающихся гадов, а особливо комаров и мух, через что для людей и для скота беспокойства не бывает. Вокруг же того озера весь наслег с родом жительствует и пользуется от изобилия покосов и рыбы. Рыба же не что иное, как только кераси и мундушки, однако весьма много: глубины же озера по местам сажен пять, четыре и три». Эти два острова, которые описывает Попов, после спуска озера остались островками с лесочками на равнине.

Из одного острова впоследствии нюрбинцы оформили зону отдыха под названием «Кэлтэгэй Арыы», находится он в местности Кочай, недалеко от федеральной трассы. На втором острове имелась только одна большая лиственница, рядом с которым по собственному завещанию был похоронен Бэрт Миитэрэй, богач, князец, потомок Нюрбакан. Эту лиственницу летом 1945 года видел профессор Георгий Прокопьевич Башарин. Впоследствии он составил карту местности бывшего озера, на которой нарисовал дерево и написал название местности «Соҕотох тиит» (Одинокая лиственница). Лиственницу через два десятка лет спилили работники совхоза «Нюрбинский», которые по заданию своего председателя, одного из первых мелиораторов Якутии Ильи Дмитриевича Теленкова копали канаву. Лиственница находилась к югу от места проведения обряда «Встреча солнца» Культурно-этнографического комплекса «Кыталыктаах».   

Читайте также:  «Тоҥ хаарга сибэккилэр»

По преданиям мы знаем что у этого озера жили нюрмаганы. Они были эвенками и жили в основном охотой. Они загоняли диких оленей и лосей из леса по узкой полосе земли которая отделяла озеро от реки и из засады били их в больших количествах. Кроме того нюрмаганы рыбачили в озере и в реке которые изобиловали рыбой. Нынче нюрмаганы кочуют в Нерюнгринском районе, разводят оленей, где у них зарегистрирована родовая община. Нюрма (ньурма) – означает в переводе с эвенкского «стрела», нюрмаганы – люди со стрелами. Судя по названию, нюрмаганы были воинственным племенем. По преданию, летней ночью на них напали не менее воинственные туматы. Произошла битва, в которой нюрмаганы были побеждены, так как не ожидали нападения и были застигнуты врасплох. Надо отметить, что наслег нюрмаганов существовал до 1934 года в Хангаласском (ныне Горном) улусе, у речки Чына, притока речки Кэйбэлэ который в свою очередь впадает в реку Сиинэ. Их в конце 19 века посещал ссыльный революционер, ученый-этнолог Иван Иванович Майнов. Написал он, что один род в их наслеге, оказывается, происходит от правнука Нюрбакаан по имени Кулаа-Элбээ. Из-за этого факта Гаврил Васильевич Ксенофонтов в своей фундаментальной работе «Урааҥхай сахалар» писал что туматы, в своем движении на север, напали на нюрмаганов и потеснили их на юго-восток. По официальной истории туматы вместе с хоро жили в Минусинской котловине и на западном Прибайкалье, где в начале 13 века были разгромлены и присоединены к державе Чингисхана. Понятно, что непокорившаяся часть туматов и хоро подалась на север, на территорию современной Якутии, где смешавшись с местными племенами стали одними из предков современных якутов. Но вернемся к истории побежденных в битве нюрмаган. Из них уцелела одна девочка, которая сев в берестяную лодку, уплыла по реке спасаясь от врагов. Все лето она скиталась по лесам, прячась от людей. Из своих длинных волос она сплела силки и ловила уток в озере. Осенью она нашла якутскую семью, которая пожалела ее и удочерила. Вскоре из Туймаады прибыл глава якутских племен Тыгын и увез девочку с собой. Там ее выдали замуж за отца Тыгына, Мунняна Дархана от которого она родила по нюрбинским преданиям троих, а по сунтарским четырех сыновей. Но я склоняюсь к сунтарской версии так как 1676 году, в мирной делегации от русской администрации к мятежному князьку Балтуге Тимирееву зафиксированы внуки Нюрбакаан под именами Таркая Бырканова, Түмүк Булгудакова и Бюлюсют Кырсынова. Нюрбакаан как я уже упоминал имела четырех сыновей – Быркынаа Боотура, Тойук Булгудаха, Босхоҥ Бэлгэтии и Ала Кырсына. С ними она после смерти мужа, когда сыновья не поладили с Тыгыном, опасаясь расправы, переселились на северо-запад. Там они напали и истребили туматов. Затем Нюрбакаан вместе с старшим сыном Быркынаа, поселилась в Улуу Сысыы, а три младших сына поделили территорию современного Сунтарского улуса. Тойук поселился на территории современного Кутанинского наслега, Босхоҥ на месте где сейчас расположен село Сунтар, Кырсын на месте где сейчас расположено село Тойбохой. Быркынаа имел двух сыновей, старшего звали Таркаайы, младшего Омолдоон. Они после смерти отца поделили центральные территории современного Нюрбинского улуса, Омолдоон, земли к востоку от озера, Улуу Сысыы до реки Мархи. За рекой Мархой, вокруг озера Дьөҥкүүдэ поселились родовичи Таркаайы. От сыновей Нюрбакаан происходят многие роды якутов Октябрьского, Чаппандинского, Жарханского, Кангаласского, Маарского, Таркаинского, Хорулинского наслегов. Кроме собственно Дьарханских якутов Нюрбакаан и его сыновей нюрбинцы также происходят от Бордонских якутов. Этот род жил по реке Сиинэ в долине Эркээни, потом весь, как и дьарханцы во главе с Нюрбакаан, переселился на северо-запад, на нынешние территории Нюрбинского, Сунтарского и Олекминского улусов. Главу бордонцев переселившихся в Нюрбу по преданиям звали Төлүөн Ойуун. Он был зятем Тыгына. Переселился в Нюрбу из-за конфликта со своим свояком Кургумар Боотуром. Впоследствии сыновья Төлүөна узнав про этот конфликт, пошли в Туймааду и убили Кургумара отомстив за отца. По преданию Тыгын дал имена этим парням, одного назвал Суор Бас Боллой, другого Хантаҕар Быгый. Братья стали родоначальниками якутов Мегежекского, Бордонского, Сюлинского, Кюндядинского, Нюрбачанского наслегов. У Хантаҕара был сын Кэтирэй, который упоминается в преданиях и в том же историческом акте, где делегация от якутских князей ездила к мятежному Тимирееву с предложением сложить оружие и сдаться царской администрации. Он зафиксирован в делегации под именем Кэтирэй Быгыев.

Итак, как мы видим, якуты Нюрбинского улуса происходят от Хангаласского улуса где они первоначально проживали, но потом под стечением обстоятельств были вынуждены переселиться. Поэтому, когда современные нюрбинцы переселяются в Якутск или в Хангаласский улус я это называю возвращением в историческое место проживания.

Читайте также:  6 МАЯ, народный коллектив бального танца «МОЗАИКА» приглашает на свою концертную программу«ВРЕМЯ ТАНЦЕВАТЬ!».

Виктор Борисов. Якутск. 14.06.2019  г.  

Литература:

  1. Сафронов Ф.Г. Якуты. Мирское управление в XVII – нач. XX века. Якутск. 1987.
  2. Материалы из фондов Национального архива РС (Я).
  3. Материалы из фондов Нюрбинского музея Дружбы народов им. К.Д. Уткина.