*Бельканто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бельканто голос — инструмент певца. Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Бельканто

ШИРОКО ИЗВЕСТНЫЙ В ЯКУТИИ, В РОССИИ, ЗА РУБЕЖОМ ОБРАЗЦОВЫЙ ВОКАЛЬНОХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТСКИЙ НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ «КЭНЧЭЭРИ» – ДЕТИЩЕ ЗАСЛУЖЕННОГО РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ РОССИИ, ЯКУТИИ, ОТЛИЧНИКА ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР, СССР, РС(Я), ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА УСТЬ-АЛДАНСКОГО УЛУСА, МЕЛОДИСТА-КОМПОЗИТОРА, ПЕСЕННИКА, ОБЩЕСТВЕНОГО ДЕЯТЕЛЯ ВАСИЛИЯ СТЕПАНОВИЧА ПАРНИКОВА ПОДВИЖНИКА ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ИСКУССТВА, ПРОСВЕТИТЕЛЯ, МАЭСТРО ДЕТСКОГО БЕЛЬКАНТО. ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ В ЭТОМ ГОДУ ОТМЕЧАЕТ 55 ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Маэстро детского бельканто

В 1976 году, впервые услышав пение ансамбля «Кэнчээри», был восхищен звучанием хорового коллектива. Это был высокохудожественный образец звучания детских голосов, идеал, к которому стремится ухо каждого хормейстера в работе с детским хором. Высокий, полетный звук на хорошем дыхании, в серебристо-хрустальных обертонах, окрашенный во все цвета звуковой палитры во всем широком диапазоне детских голосов. Как хормейстер добился такого академического, профессионального звучания? Работа над академическим пением кропотлива и долговременна. А тут так звучит неизвестный хоровой коллектив из дального села. Яркое выступление коллектива говорило о мастерстве и таланте хормейстера хора.

Маэстро детского бельканто

В связи с первыми выступлениями ансамбля «Кэнчээри», сразу появились первые восторженные отзывы о творчестве коллектива: – 1976 год. Завуч музыкального отделения ЯПУ, хормейстер Геннадий Куртов взволнованно выступил перед студентами отделения, будущими учителями музыки: «Вот вы послушали, как прекрасно поют дети из сельской восьмилетней школы!… А когда вы, будущие учителя музыки, будете петь как эти дети?»

– 1978 год. Главный хормейстер года Дворца Детства Узбекистана: «Удивительно, как звонко поют дети из далекой северной страны! Мы еще не умеем так петь».

– 1979 год. На научно-практической конференции после первого Всероссийского музыкального праздника в г. Пермь: «Песни «Кэнчээри» Якутской делегации профессиональны, танцы на классической основе. Выше всех похвал!» На адрес Мюрюнской восьмилетней школы руководителю ансамбля «Кэнчээри» В.С. Парникову пришло письмо: «Уважаемый Василий Степанович! Правление Всероссийского хорового общества всем участникам вокального ансамбля «Кэнчээри» Усть-Алданского района и всем лично за успешное участие в концерте Всероссийского музыкального праздника школьников, прошедшего в городе Пермь с 5-10 декабря, объявляет благодарность. Желаем еще больших успехов в творческой работе». Москва. 26 декабря 1979 г.».

Председатель правления ВХО, Народный артист СССР, лауреат премии Ленинского комсомола, композитор, российский хоровой дирижер Владислав Геннадьевич Соколов. В этот же год ансамбль «Кэнчээри» был приглашен на Центральное телевидение, участвовать в передачах: «Молодые таланты» и «Веселые нотки».

– Летом 1979 г. в Ялте, в международном лагере «Спутник» начальник по политической работе В.С. Шипко сказал: «Дорогие маленькие друзья! Большое спасибо за Ваши песни и танцы! Советские и зарубежные гости уходят с концерта с большим удовлетворением. Всем очень понравилось Ваше выступление! Молодцы! Просто прекрасно! Вам давно пора выступать за границей. Успехов всем в искусстве!» Заслуженный деятель искусств РСФСР, художественный руководитель хоровой капеллы мальчиков в г. Горьком, организатор и руководитель камерного хора Горьковского хорового общества, профессор горьковской консерватории, член правления ВХО, лауреат Ленинского комсомола, лауреат международных хоровых конкурсов, композитор Лев Константинович Сивухин услышав выступление «Кэнчээри», похвалил: «Вы поете прекрасно! Можете выступать где угодно!»

– 1983 год. Главный хормейстер ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева Московского Дворца пионеров А.А. Егорова, повторно пригласив для показательного выступления ансамбль «Кэнчээри», перед хормейстерами МДП, сказала: «Слушайте, как технически поют дети, какое дыхание, какая выразительность! Большое спасибо, дети! Приглашаем Вас на Новогодний вечер Дворца!» Высоко оценивая выступление «Кэнчээри», художественный руководитель и главный дирижер Ансамбля песни и пляски МДП, заслуженный деятель искусств РСФСР А.С. Ильин, через Московский райсполком, послал благодарственное письмо в адрес Мюрюнской восьмилетней школы: «Коллектив действительно показал высокое хореографическое искусство. Думаем, ансамбль является гордостью Якутии! Благодарим участников ансамбля «Кэнчээри» и его руководителя за искусство!» – Редакция газеты «Пионерская правда»: «В Союзе нет колектива такого уровня в образовательной школе! Просто прекрасно! Спасибо за большое искусство!»

Коллектив действительно показал высокое хореографическое искусство. Думаем, ансамбль является гордостью Якутии! Благодарим участников ансамбля «Кэнчээри» и его руководителя за искусство!

– 1985 год. Международный детский фестиваль в рамках XII-го Всемирного фостиваля молодежи и студентов ВПЛ «Артек» Мирослав Турек – главный редактор Чехославацкого радио: «От всего сердца! Нашему другу В.С. Парникову и его коллективу. За выступление ансамбля в Артеке на Международном детском празднике я ставлю всем «пятерку!!!» Пусть всегда встречаются наши зрители с таковыми мастерами искусства, как ансамбль «Кэнчээри». Заслуженный работник культуры России, организатор и художественный руководитель многочисленных хоровых коллективов в Новосибирске, в том числе известного студенческого любительского академического хора Новосибирского электротехнического института, профессор Новосибирской консерватории им. М.М. Глинки Юрий Александрович Брагинский во время республиканского семинара по развитию хорового искусства в Якутии сказал: «Василий Степанович, извините меня, пожалуйста. Я позавчера неправильно выразился об уровне хорового искусства в Якутии. Оказывается, Вы достигли европейского уровня развития! Большое спасибо за высокое искусство!» – Жан Карро, ученый филолог Франции, переводчик Национальной библиотеки г. Париж: «…В Мюрюнской школе меня поразил детский ансамбль, руководимый господином Парниковым… Участники ансамбля «Кэнчээри» поют почти как профессионалы, это меня поразило и обрадовало. Меня тронули французские песни в их исполнении».

Читайте также:  В Якутске вышел новый журнал
Маэстро детского бельканто

– 1992 год. Генеральный консул РФ в Тунисе Б. Чигорин после выступления на международном фестивале в Тунисе: «У нас бывают многие коллективы со всех стран мира. Они выступают в одном жанре. Я не видел до сих пор такого универсального коллектива, такого профессионального уровня, как Ваш коллектив! Ваши дети также талантливы, но очень скромные в повседневной жизни. А на сцене так преображаются, выступают от души. Я до сих пор не знал якутов. Раз дети такие талантливые, то представляю, как талантлив ваш народ. А ваш президент очень мудр, раз так заботится о своих детях, за будущее своей республики. Большое спасибо за высокое искусство!»

–1994 год. Клод Гоазген, вицемэр Парижа: «Ваши песни профессиональны, танцы прекрасны! Я даю Вам первое место и приглашаю в Париж».

Маэстро детского бельканто

– 1994 год. Клод Гоазген, вице-мэр Парижа: «Ваши песни профессиональны, танцы прекрасны! Я даю Вам первое место и приглашаю в Париж». … Идет время, меняются люди, исчезают и возникают государства, а слава признания, характеризующие творчество ансамбля «Кэнчээри», остается!… Это феномен!

Маэстро детского бельканто

– 2006 год. Председатель комитета по материальным ресурсам Государственной Думы России Н.В. Комарова: «Я не думала в сельском районе встретить творческий коллектив такого высокого уровня мастерства, как этот ансамбль «Кэнчээри»! Просто восхищена талантом, мастерством детей! Спасибо большое за прекрасный концерт!»

– 2007 год август. Директор Фестивального комитета Г.В. Скворцова: «Уважаемый Василий Степанович! Оргкомитет Международных фестивалей Международной программы «Жизнь городов» выражает Вам искореннюю признательномсть и благодарность за содействие в органипзации поездки во Францию… образцового детского коллективва «Кэнчээри» (Борогонцы) под Вашим руководством и его участие в Международном фестивале «Хрустальная лира». Ансамбль с большим успехом выступал на разных концертных площадках в Порт-Баиле (Нормандия), достойно представил Республику Саха (Якутия) и Россию на международном мероприятии. Коллектив награжден специальным призом и Дипломом Гран-При фестиваля. Оргкомитет фестиваля высоко оценил выступление ансамбля во Франции, вклад в популяризацию российского искусства за рубежом, укрепление международного имиджа России… С удовольствием примем коллектив на наши международные фестивали».

– 2007 год 7 декабря. Главный регент Храма Спасителя, Москва: «Это неужели дети поют?! Они прославили Якутию!» – Алексий II, Патриарх Всея Руси: «Исполнение якутских детей на высоком уровне литургических произведений показывает развитие духовности до самых северных окраин нашей необъятной России!» – Владыка Зосима, епископ Якутский и Ленский: «Исполнение детей ансамбля «Кэнчээри» и хора «Соловушка» в храме Христа Спасителя – это эпохальное событие, это прорыв в духовном и культурном развитии Якутии!»

– 2012 год сентябрь. Организаторы 30-го народного фестиваля туризма и искусства в г. Лоянь (Китай): «Ваш коллектив самый лучший!» – 2012 год 25 ноября. И.Б. Толкачев, главный регент Храма Спасителя ( г. Москва): Ваши дети отлично поют! Большое спасибо за сотрудничество!»

– 2012 год 29 ноября. С.А. Возной, главный регент Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербург: «Ваши дети прекрасно спели! Большое спасибо за успешное участие в богослужении!»

– 2015 год. М.Александрова, преподаватель института им. Гнесиных: «Я восхищена исполнением детей ансамбля. Сперва не поверила, что это дети поют. Какие чистые, сильные голоса!»

– 2015 год. Ш.Вудворд – президент Всемирной организации музыкального образования (США): «Я восхищена одаренностью и гениальностью этих детей!»

– 2016 год. Всероссийская независимая экспертная комиссия Москвы Международного форума «Инновация и развитие». Около 50 лет восторженные отзывы о творчестве ансамбля «Кэнчээри» и его руководителе Парникове Василие Степановиче!!!

Да, за эти годы, когда в нашей стране шли огромные социальные преобразования, ансамбль «Кэнчээри» сохранил и развил свое творчество. Благодаря огромной целеустремленности, постоянству руководителя, внедрению им своей уникальной собственной методики вращивания и развития детских голосов, ансамбль «Кэнчээри» не утратил своё искусство, а приумножил его.

Все достижения ансамбля, подтвержденные профессионалами-музыкантами, говорят о том, что В.С. Парников педагог-новатор, хормейстер сумевший создать детский певческий коллектив универсального исполнительского мастерства, от этнического фольклора до мировой классики. Прекрасно звучат произведения Каччини, Перголези, Моцарта, Глюка, русская духовная музыка. Василий Степанович – основатель первого универсального детского коллектива, исполняющего произведения в академической и народной манере. Безусловно, ансамбль «Кэнчээри» является достойным брендом, визитной карточкой музыкальной культуры Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Еще в начале творческого пути ансамбля первый профессиональный хормейстер Якутии, народная артистка РС(Я), заслуженная артистка РСФСР и ЯАССР Ф.А. Баишева, будучи председателем Якутского ХО писала о Василие Степановиче, как о самородке-хормейстере, который учит детей академической манере пения и параллельно народной фольклорно-этнической манере. Ф.А. Баишева благославила В.С. Парникова на вокально-хоровое творчество. Н.С. Толбонова, заслуженный работник культуры РС(Я), бывший директор Республиканского Дома народного творчества пишет: «…Этот коллектив стал гордостью хорового исполнительства не только РС(Я), но и России. Надо заметить, что сегодня по всей России нет ему подобных детских любительских хоровых коллективов, которые бы на протяжении многих лет функционировали и достиги такого исполнительского мастерства, каковым является «Кэнчээри». Василий Степанович воистину является феноменом в музыкальной практике, которому надо поклониться и преклониться.

Читайте также:  «Небесные воительницы»

Он того достин!» Еще в 80-х годах Василий Степанович выдвинул концепцию, что детей возможно и нужно обучать сразу трем манерам пения: академической, народной и эстрадной. Конечно, среди педагогов вокала академической манеры (стиля) пения случился переполох! Как? Ведь это две разные, взаимоисключающие манеры пения. Здесь нужно пояснить, что якутское народное пение имеет свою специфичность и требует достаточную подготовку и особое мастерство. Якутское народное пение в стиле «дьиэрэтии» и «дэгэрэн» требуют многочисленных призвуков при пении, милизмов, вздрагиваний, дрожаний голоса. Вокалисты-академисты всегда считали и считают, что народное пение портит академический голос, так как является «горловым».

Но Василий Степанович решился доказать на практике обратное. И результаты налицо. Все дети ансамбля могут и умеют петь в академической манере, народной (фольклорно-этнической) и эстрадной. И это могут дети из Якутской сельской глубинки! Благодаря этому, в 2009 году ансамбль впервые в Якутии поставил детский вариант оперы «Нюргун Боотур Стремительный» П.Ойунского на либретто Суорун Омоллоона, музыку М. Жиркова и Г. Литинского по сценарию и режиссуре Василия Парникова. Постановка оперы-олонхо в детском варианте имела большой успех. Запись данной постановки оперы-олонхо служит наглядным пособием и на уроках музыки, и на уроках якутского языка общеобразовательной школы.

На занятиях, репетициях хоровой группы ансамбля «Кэнчээри» замечаешь, как Василий Степанович обращает пристальное внимание детей на звучание каждой фразы в высокой позиции, в головном резонаторе. Ни один звук, ни одна нота, слог не должен звучать блекло и тускло. Живой, одухотворенный, осмысленный каждым ребенком, звук в высокой певческой формате. Василий Степанович характеризует этот звук, как «дьүрүһүтэ ыллааһын» (звонкое вибрирующее пение, живой, переливающийся, журчащий звук). На это хормейстер уделяет много времени. Каждый ребенок ищет блеск, серебристость своего голоса. Атмосфера репетиций свободная, деловая, есть увлеченность, осмысленность певческих задач каждым певцом ансамбля. Саргылана Максимова воспитанница ансамбля «Кэнчээри», проректор АГИКИ, кандидат исторических наук отмечает полную социализацию, адаптацию детей в разновозрастном коллективе: «В ансамбле была выработана своя организационная структура, стиль организационного поведения, самоуправление и самоорганизация. Особенно это было нужно в поездках, на гастролях, когда мы были в коллективе как один человек. Все всегда очень удивлялись нашему поведению и организованности. Какую ответственность нес наш руководитель! Специалисты говорили, что мы в совершенстве владеем академической манерой исполнения. Конечно залог успеха коллектива – неутомимый постоянный труд талантливого руководителя ансамбля Василия Степановича».

Василий Степанович воистину является феноменом в музыкальной практике, которому надо поклониться и преклониться. Он того достин!

Парников Василий Степанович родился в мае 1945 года в семье сельских труженников, колхозников. Мама – Евдокия Семёновна была дояркой, отец – Степан Николаевич председателем колхоза. В семье никто не занимался музыкой. В 4 года Василий вдруг услышал звуки гармошки. Тогда на участке, где жила семья, не было ни радио, телевидения. И это было чудо! Маленький Вася не отходил от гармошки и всё хотел, чтоб она звучала. Позже, после смерти отца, живя и обучаясь в интернате, Вася познакомился с нотами и духовыми инструментами (в интернате был духовой оркестр, в котором играли воспитаники интерната). Там же в интернате Василий научился играть на баяне. Трудовую деятельность Василий Степанович начал в 1963 году художественным руководителем Дюпсюнской средней школы. Работал учителем истории, музыки, физкультуры в Оспёхской, Наяхинской школах. В это время создавался знаменитый Наяхинский хор, который позже стал “Наяхинским народным танцевально-хоровым коллективом“. Коллектив хора организавал и далее работал его руководителем талантливый хормейстер Васильев Семён Гаврильевич. Не имея специального образования хормейстера, повышая свою квалификацию на курсах хормейстеров, Семён Гаврильевич создал хоровой коллектив, который стал известен в Якутии и России, являясь лауреатом многих конкурсов: в Якутске, Иркутске, Москве, Чите, Магадане. Наяхинский хор первым из якутских самодеятельных хоровых записан на Всесоюзном радио и грампластинке фирмы “Мелодия”. Василий Степанович пел в Наяхинском хоре 12 лет. Он был и певцом хора, и солистом, также выполнял работу старосты хора и комсорга. Деятельность В.С. Парникова в Наяхинском хоре послужила ему своеобразным музыкальным университетом.

Маэстро детского бельканто

Он всю жизнь продожал учиться, повышая своя квалификацию музыканта-хормейстера. Поздравляя Василия Степановича с 55-летием творческой жизни как большого мастера – маэстро детского BEL CANTO нужно оглянуться назад. Какая армия воспитанников, певцов, патриотов своей Республики, Родины им воспитана! Сколько из них стало профссиональными музыкантами, сколько стало классными педагогами, сколько работает в народном хозяйстве! Это одна большая семья! Благодарность всему педагогическому коллективу ансамбля «Кэнчээри»! Благодарность создателю, художественному руководителю ансамбля Парникову Василию Степановичу за настоящее большое искусство! Творческого долголетия!

В.С. Жирков – преподаватель ЯПК, заслуженный работник образования РС(Я), отличник просвещения РФ, отличник ВХО, ВМО.