Не перевелись ещё герои в Срединном мире! Особенно кукольные, которые так нравятся детям и взрослым. 19 февраля состоялась премьера спектакля Театра Олонхо «Кюн Эрили» (режиссер Мария Маркова, олонхо Николая Степанова — Ноорой) где в главных ролях куклы и актёры одетые в лики божеств, зверей и абаасы (абаасы — существа Нижнего мира). По сюжету произведения как и везде сыр-бор разгорается из за прекрасного пола. К богатырю Кюн Эрили приезжают богатыри Нижнего и Среднего миров, чтобы посвататься за его сестру, белолицую, а значит прекрасную Сыралыма Куо. Кюн Эрили всем отказывает и сражается с незадачливыми женихами. Абаасы из Нижнего мира он побеждает, берёт в плен и превращает в раба, с богатырём Среднего мира он не справляется так как лукавый Джура Боотур пользуясь внезапно наступившей теменью превращается в старика слугу Сорук Боллура (человек на посылках) и убеждает его идти в Нижний мир к божеству кузнецов Кытатай Бахсы (Кудай Бахсы) за доспехами и оружием чтобы стать непобедимым богатырем. Богатырь пускается в путь, где встречается со стариком кузнецом который дает ему лук и стрелы, а одно чудище в обмен на тушу сохатого (которого богатырь убивает по пути) берестяное яйцо которое даёт ему силы и способность плавать как рыба. В Нижнем мире Кюн Эрили встречает дочь Кытатая Бахсы и чтобы избавиться от её навязчивых просьб взять замуж награждает её тумаками. Уродливая девушка абаасы с плачем жалуется отцу, тот приказывает сыновьям схватить и привязать богатыря. Оказавшийся в трудном положении Кюн Эрили просит своего отца, Всевышнего Юрюнг Айыы Тойона помочь, тот насыщает сына живительным маслом и тот усилившись, освобождается от пут, затем устрашает Кытатая Бахсы да так, что последний бесплатно отдает ему доспехи и оружие. Обрадованный успехом богатырь на коне скачет домой в Срединный мир где бъется с чудищем с девятью головами который приехал свататься к его сестре, прекрасной Сыралыма. Кюн Эрили снова оказывается в тяжелом положении но к нему приходит на помощь мудрый Джура Боотур который превращается из старика в богатыря. Вдвоем богатыри Срединного мира отрубают все головы чудищу и едут с торжеством домой где Кюн Эрили выдает в благодарность сестру за Джура Боотуру.
Словом как и во всех олонхо все заканчивается отлично.

Читайте также:  Үс күн (Три светила) олоҥхо

Спектакль смотрится легко, много смешных оборотов и действий. Актерский состав как всегда играет, поёт филигранно, пластично двигает куклами (будто всю жизнь в кукольном театре работали), живое звуковое сопровождение разумеется тоже на высоте. Даже если ребенок не вслушивается и не понимает слова архаизмы (там было например слово «кыдьыма» — вероятно производное от кыдьымах — мелкий лёд, кылгас уҥуоххун кыдьыма гыныам — дословно: на части мелкие сломаю кости твои), то динамичные движения красивых кукол, оружие, украшения для них, сражения и т.д. конечно затягивают. Дети в зале смотрели восхищенно, некоторые взвизгивали от ударов барабана когда с зловещим смехом появлялся богатырь Нижнего мира. То что богатыри якутского эпоса всегда отстаивают прекрасных дам Срединного мира говорит о бережном отношении народа саха к своему прекрасному, тому что не позволяет нации не потерять культурную самобытность.

Виктор Борисов.
19.02.2021 г.
Якутск.