Современному человеку трудно понять людей XVII-XVIII веков. В век телевидения, интернета, различных клубов по интересам и всевозможных хобби нам совершенно непонятно, чем же занимались люди в свободное время в старину. Кое-что о досуге и развлечениях того времени мы можем узнать из научно-популярных книг. Однако большинство из них посвящено жизни царей и их окружению, патриаршему двору, верхушке управленцев и купечества. Чем же развлекали себя жители провинции, а тем более такой отдаленной как Якутия, обычно тайна за семью печатями. Попытаемся приоткрыть завесу над этой тайной.

Сразу надо сказать, что такие хорошо известные нам развлечения как театр, музыка и танцы – это все не про российскую провинцию. Эти новомодные западноевропейские веяния в XVII веке только-только начинают проникать в царский обиход и в некоторые дома высшей аристократии в Москве. В остальной России, и тем более в Сибири, нравы были традиционнее и грубее.

Огромную роль в повседневной жизни играла православная церковь. Неудивительно, что единственными праздниками в жизни жителя Якутска были праздники церковные, главным из которых была Пасха. Затем шли так называемые Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. С двумя из этих праздников связан интересный обычай, существовавший в Якутске во второй половине XVII века. Каждый год на праздники «освящения воды», в «Богоявленый день» (6 декабря по старому стилю) и в «Преображениев день» (6 августа по старому стилю) в Якутской крепости производился салют из утративших к тому времени свое военное значение крепостных пушек. Судя по всему, такая стрельба оказывала большое впечатление на местное население, съезжающееся на праздник со всех окрестных мест в Якутск.

Также существовали местные христианские праздники, особо чтимые в Якутске. Можно назвать несколько таких праздников. Путешественник Щукин, побывав в первой половине XIX века в Якутске, упоминает о бывавшем прежде ежегодном крестном ходе вокруг Якутской крепости в день Бориса и Глеба (24 июля по старому стилю). Вероятно, в это день в XVII веке были заложены якутские городские укрепления, в честь чего и устраивался городской праздник, память о котором была жива еще в XIX веке.

Иеромонах Макарий, посетивший Якутск в середине XIX в., с удивлением пишет о праздновании в городе многими жителями дней Вологодской чудотворной иконы Всемилостивейшего Спаса и Новгородской иконы Знамени Божьей матери, что несомненно говорило о происхождении многих русских жителей Якутска от переселенцев XVII и XVIII вв. из Вологодской и Новгородских губерний.

Другие способы проведения досуга в Якутске были не связаны с церковью и всячески ею порицались. Во многих источниках XVII века говорится о настоящем «биче» сибирских городов – азартных играх. В царских наказах якутским воеводам и в наказах самих воевод не раз повторялись распоряжения «смотреть и беречь накрепко», чтобы «зернью (игральными костями) и карты и всякого проигрышною игрою служилые и торговые, и промышленные люди не играли, и служилые бы люди государева денежного и хлебного жалования, и пищалей, и с себя платья не проигрывали».

Подобные явления были во многом связаны с ненормированными и ненормальными условиями службы. Оторванность от семей и хозяйств, однообразие острожного «сидения» либо длительные и изнурительные отлучки, наличие «безмужних жен», близость к пушной «валюте», авантюризм и алчность военных и ясачных походов создавали предпосылки к заполнению досуга служилых «быстро приготовляемым», не требующим особых интеллектуальных способностей азартным развлечением.

Городской администрации и должностным лицам под угрозой наказания также запрещалось «зернью и карты играть» и извлекать из этой игры какую-либо выгоду. В наказной памяти якутского воеводы таможенному целовальнику говорилось о том, что если «кто учнет… карты и зерновые кости на продажу держать, а ты, целовальник, про то учнешь молчать.., а от того у них посулы и поминки (взятки) себе имать, или сам учнешь карты и зерновые кости держать, или зернью учнешь играть…, то тебе за то по государеву указу быть в жестоком наказанье без пощады». Однако частые запрещения свидетельствуют об их слабом исполнении, и, надо полагать, все эти документы отражали не действительные, а желаемые составителями порядки.

Игорный дом

Также очень распространены в Сибири были игры в шахматы и лодыги (шашки). В отличие от карт и зерни они не причислялись к азартным играм и практически не запрещались властью. Единственное исключение составляет указ царя Алексея Михайловича, явно пролоббированный Церковью, известный как указ «О запрещении развлечений на Руси». В рамках этого указа запрещались не только игры в зернь и карты, но и в шахматы и лодыги. Указ предписывал также «в воскресные, господские праздники и великих святых приходить в церковь и стоять смирно, скоморохов и ворожей в дома к себе не призывать, в первый день луны не смотреть, в гром на реках и озерах не купаться, с серебра не умываться, олову и воску не лить (то есть не заниматься гаданиями и ворожбой), медведей не водить и не плясать, на браках песен бесовских не петь и никаких срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на качелях не качаться, на досках не скакать, личин на себя не надевать, кобылок бесовских не наряжать. Если не послушаются, бить батогами; домры, сурны, гудки, гусли и хари (маски) искать и жечь.» Однако этот указ оказался, наверное, самым не исполняемым, и сам царь подавал в этом пример. По всей Сибири же, и в том числе на территории Якутска, археологи постоянно находят костяные и деревянные шахматные фигурки и фишки, свидетельствующие о массовом распространении настольных игр не только среди привилегированных сословий, но и среди простого люда.

Читайте также:  Большая улица

Одним из главных «досуговых пороков», наряду с азартными играми, в Сибири XVII и особенно XVIII века считался алкоголь. Среди русского населения Сибири наиболее распространенными алкогольными напитками в эти времена было так называемое «вино горячее». На самом деле «вином» (или — «вином горячим») в документах того времени называли, прежде всего, хлебную водку. Секрет ее производства открыли не позднее XV века; уже с середины этого века началось ее товарное производство в Московском княжестве. Сырьем для производства водки обычно служили ржаная или овсяная мука, ржаной солод, хмель и дрожжи. Вино подразделялось на «простое» и «двойное». В «двойном» более крепком виде водку обычно перевозили, а для розничной продажи ее разбавляли водой, и она становилась «простой».  Поскольку основой для производства алкоголя были зерновые, то начиная с Якутска и дальше на север и северо-восток водка была исключительно привозным товаром и на месте не изготовлялась. Главным преимуществом водки как раз и была ее транспортабельность. Пиво и мед, довольно распространенные в Центральной России в Сибири, хоть и были известны, но пользовались меньшей популярностью как раз по причине того, что потреблялись на месте изготовления и плохо перевозились в отдаленные места. Европейские вина, в основном немецкого («рейнские») и французского («фряжские») происхождения, хотя и продавались во всех крупных сибирских городах, находили спрос лишь в самом узком кругу. Покупателей этих вин вычислить несложно — это были дворяне, чиновники и купцы, всегда составлявшие меньшинство населения.

Государство жестко контролировало производство и продажу алкогольных напитков. И немудрено — это была важнейшая статья дохода. Особенно в Сибири, где сам климат заставлял жителей почти со страстью употреблять спиртные напитки. С «пьяными» доходами не могли сравниться иногда даже таможенные сборы, включая пошлины с провозимых мехов.

В розницу алкогольными напитками торговали в кабаках или, как их стали называть с 1765 года, питейных домах. Были такие заведения и в Якутске. В частности, питейные дома особо отмечены на одной из первых карт города Якутска 1770 года. Типичный кабак представлял собой отдельно стоящую избу с подвалом, где хранились алкогольные напитки. Казенными кабаками руководили кабацкие головы, а торговали в них целовальники (от — целовать крест при вступлении в должность). Выбирали этих «важных» граждан из среды состоятельных посадских.  Подавать горячие закуски посетителям кабаков было запрещено — понятно, что веселье в таких условиях шло безудержное. В кабаке не только пили — это был и своего рода клуб, где посетители также общались и играли в карты.

Читайте также:  Большая улица

Стоимость алкогольных напитков в розничной продаже не была величиной постоянной, сильно меняясь от региона к региону. Цена возрастала с запада на восток. Согласно записям знаменитого историка Ф.Миллера, побывавшего в Сибири в составе знаменитой Великой Северной экспедиции в 1741 году, подрядчики поставляли в Екатеринбург «вино простое», которое продавалось в кабаках по 2 руб. 12 коп. за ведро; в Иркутске продажная цена составляла 3 руб. 10 коп.; в Якутске это же вино из Иркутска продавалось уже по 4 руб., в Охотске — по 15 руб., а на Камчатке цена иногда доходила до 40 руб.»

В XIX веке до Якутска доходят более изысканные времяпровождения и праздничные обычаи. Так Пасха и Рождество стали сопровождаться традиционными «визитами», обязательными послепраздничными посещениями родных и знакомых с обязательными угощениями и застольем. Причем выстраивались такие визиты обязательно по иерархии родства и близости знакомства, по степени уважения. Визитами «считались», их обязательно надо было «отдавать», то есть в знак уважения посещать визитера в ответ. Важным для авторитета считалось «принять» и «отдать» как можно больше визитов.

С 21 декабря по 5 января (по старому стилю) устраивались городские святки со своеобразным времяпровождением. На святках город «маскировался» (от слова «маскарад»). Хозяева приглашали гостей на «маски». Над воротами вывешивали фонарь — знак, что дом этот принимает «масок». Фонарь давал право заезжать всем «маскам», знакомым и незнакомым. Гости наряжались во всевозможные костюмы, часто приглашали музыкантов и разъезжали всю ночь по «фонарям». В гостях все обильно угощались, танцевали и ехали дальше. Одним словом, это была «маскарадная» разновидность визитов, с той разницей, что хозяева иногда сами не знали, кто у них гостил. Бывали случаи, когда какой-нибудь забулдыга, выворотив тулуп и намазав физиономию сажей, превращается в «маску», что давало ему возможность в праздничные дни неузнанным вволю угощаться множество раз у многих хозяев. После 1905 г. постепенно стал выводиться этот обычай приёма «масок» по частным домам и взамен этого стали устраиваться маскарады в построенных к этому времени клубе приказчиков и Благородном собрании. Шумно справлял Якутск Масленицу. По всем улицам, особенно по Большой (теперь проспект Ленина), лихо неслись тройки, пары, одиночки. В эти дни главная улица буквально представляла собою сплошную вереницу ездоков. Иногда появлялись якуты в своих национальных костюмах и верхом на лошадях в национальной упряжи двигались за экипажами. Толпы зевак заполняли тротуары, чтобы посмотреть зрелище Масленицы.

Настоящим праздником, никак не отмеченным в календарях, становится приход весны. Тогда народом заполнялась набережная, пользуясь «белыми ночами», публика зачастую гуляла всю ночь. По лугу, залитому водой, плыли лодки с компанией музыкантов. Проходил ледоход, и город уже вступал в полосу якутского лета с его жарой, духотой и невообразимой пылью. Тогда город пустел. Все, кто мог, выбирались на дачи и заимки. Здесь наслаждались зеленью, но в то же время спасались от бесчисленных комаров за дымокуром из скотского навоза. Оживлялся Якутск во время ярмарки. В конце июня  подходили к берегу торговые паузки. К середине августа весь берег был заставлен ими. Здесь шла бойкая торговля. Запасались на зиму всем необходимым. Вместе с паузками приплывали всякого рода «фокусники», содержатели зверинцев, акробаты. Тут же на берегу устраивались балаганы и давались всевозможные представления. В ларьках на берегу бойко торговали сладостями и безделушками всякого рода «буфеты».

Праздничный балаган в Якутске

В начале ХХ века небольшие группы из культурных и образованных горожан, а также выходцы из ссыльных стремились дать общественной жизни новое направление. Ими создавались бесплатные библиотеки-читальни, устраивались временные школы, организовывались лекции, концерты. В это же время в Якутске состоялись первые кинопоказы. Так развлекались в Якутске в былые времена.

Сергей Слепцов
сотрудник отдела истории Якутского музея им.Е.Ярославского,
отличник культуры РС (Я)