Первые предприимчивые люди, которых в XVII-XVIII вв. называли промышленниками, побывали на реке Лене еще до того, как там появились служилые люди Русского государства. Собственно, первооткрывателями Якутии считаются промышленники под предводительством Пантелея Пянды. Это были люди, стремившиеся в Сибирь, в первую очередь за пушным богатством, однако они не чурались и торговых операций как с другими промышленными и служилыми людьми, так и с местным населением. Они могли быть одиночками, объединяться в коллективы—артели, так и быть представителями крупного купечества.

Купеческий капитал активно стал проникать на Северо-Восток. Якутск был основан как военный, административный и торговый центр и сразу стал главной перевалочной базой, где формировались отряды промышленных и служилых людей, продвигавшихся в течение всего XVII в. все дальше на Север, Восток и Юг.

Именно снабжение таких экспедиций было поначалу приоритетом для торговых операций купцов в Якутии. Чем же они торговали? На это нам могут ответить документы той эпохи, например, записи таможенной избы Якутского острога, в которой все купцы должны были регистрировать свой товар и платить с него пошлину государству. Так, 30 мая 1640 г. выехал вниз по Лене приказчик московского купца Василия Гусельникова Яков Козьмин. Якутским таможенным головою Дружинкою Трубниковым ему было разрешено взять с собою «хлебного запасу и промышленного заводу», среди которых значились такие непривычные для слуха современного человека товары, как чайтаны шелковые (шнурки), колокольцы-кутазы и ширкунцы (малые и большие бубенцы для конской упряжи), одекуй (крупный бисер) и цылибуха (растение, содержащее стрихнин).  Для торговли одеждой  приказчик вез чюхреи простые («чуха» — кафтан), рукавицы вареж, холст хрящ и сукна сермяжные (ткани грубой выделки), кожи красные телятиные, камысы лосиные, прядево (пряжа). Для снабжения промысловиков-охотников и служилых людей везли порох, натруски деревянные (рога или фляги для насыпки пороха),  лядунки самопальные с сукном (сумки для зарядов). Для разных нужд были доставлены бумага писчая, медь красная в котлах, олово в блюдех, ладан, воск, сети неводные, фунт гребней слоновых. Однако главный и, наверно, самый востребованный товар был указан в конце — 500 пудов муки ржаной да на 2 рубля пряников и ягода изюм для местных сладкоежек. И всего хлебного запасу и промышленного заводу по таможенной оценке на 1167 рублей на 26 алтын на 4 деньги. Астрономические по тем временам деньги, ведь годовое государственное жалованье одного служилого человека в те годы составляло около 9-10 рублей.

Все эти товары обменивались у рядовых промысловиков и у местных жителей в первую очередь на «мягкую рухлядь», как в XVII в. называли пушнину. Такой обмен приносил огромную прибыль. Из документов за 1697 г. известно, что «служилые и промышленные  люди Сибири, особенно Якутского края, зачастую одевались в бархатные платья, парчовые, шитые золотом или серебром.

Женщины их наряжались в дорогие материи с золотыми кружевами, а зимние платья носили на соболях и черно-бурых лисицах.»

До второй половины XVIII в. торговля носила во многом стихийный характер. Однако с падением пушного промысла в XVIII в. потребовалось упорядочивание торговли. В Якутске Сенатским указом от 25 июня 1768 г. официально учредили ежегодную ярмарку.  Проходить она должна была с  1 июня по 1 августа. Начало Якутской ярмарки и  оживление, которое она вызывала в жизни местного населения, достоверно описал в начале XIX в. поэт-декабрист К.Рылеев в своей поэме «Войнаровский»:

Читайте также:  Ион Гоголев – Хотун Бүлүү талааннаах ырыаһыта

«…Иль за якутскими мехами,

Из ближних и далеких стран,

Приходит с русскими купцами

В забытый город караван.

На миг в то время оживится

Якутск унылый и глухой;

Все зашумит, засуетится,

Народы разные толпой:

Якут и юкагир пустынный,

Неся богатый свой ясак,

Лесной тунгуз и с пикой длинной

Сибирский строевой казак.»

Главными привозными товарами в Якутске к тому моменту стали хлеб, чай, сахар, табак и мануфактурные изделия. Из местных продуктов на ярмарке обычно торговали  пушниной, скотом, мясом, маслом, кожами и салом. Хлеб приобретался купцами и торгующими крестьянами по деревням Иркутского тракта. На пристанях в верховьях Лены он погружался в барки и сплавлялся по Лене в первых числах мая, вслед за льдом. Начиная с Киренского уезда, хлеб распродавался по приленским деревням. Таким порядком барки достигали Якутска в последних числах июня, а иногда и позднее. Продажа хлеба начиналась с 1 июля и заканчивалась к 1 августа. Горожане и окрестные жители закупали годовой запас, затем шла оптовая купеческая торговля и остатки выгружались в городские лавки для распродажи в течение года. Важным товаром был чай. Он приобретался, в основном, у китайцев в Кяхте иркутскими купцами и комиссионерами якутских купцов и далее доставлялся в Якутск. В Кяхте же закупался для Якутии сахар-леденец. Сахар-рафинад и табак приобретались в Москве, Казани и на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде. Продавая свой товар, купцы скупали на Якутской ярмарке в первую очередь всевозможную пушнину, а также мамонтовую и моржовую кость, кабарговую струю и кожи.

В Якутске почти во всех лавках торговали заезжие купцы из российских и сибирских городов, в том числе даже греки из Нежина. Торг и наезд их, беспрестанный отпуск товаров продолжается во все летнее время. Особенно много товаров в Якутск привозили из Архангельска: разные вина, простые сукна для якутов, разные шелковые материи, железо и медь, сухофрукты, чай, мед, сахар. В больших количествах привозили бисер и табак. Около половины товаров, привезенных на Якутскую ярмарку в июле-августе, поздней осенью отправляли дальше в Охотск и на Камчатку.

С 40-х гг. XIX в. еще одним источником обогащения как для якутских, так и для русских торговцев явились подряды на поставку сена, масла и скота на Олекминские и Витимские прииски, организация провоза туда же всякого рода клади с Лены.

Во второй половине XIX в. во многом закрытое сообщество местных якутских купцов столкнулось с новыми веяниями, положившими конец их монополии, сложившейся еще в конце XVII в.

Первой неожиданной неприятностью для купцов стало появление конкуренции со стороны богачей-якутов, занявшихся активной торговлей. Сначала это были мелочные торговцы, съезжавшиеся в Якутск с окрестных деревень торговать продуктами своего домашнего хозяйства и кустарного промысла. Однако, по истечении времени из среды якутов начинают выделяться действительно крупные купцы, составившие сильную конкуренцию «старому» купечеству, особенно в северных районах Якутии.  В XX в. крупными и известными коммерсантами из якутов были купцы П.Захаров, Н.Эверстов (Сэрбэкэ), Г.Никифоров (Манньыаттаах уола).

Второй проблемой, положившей в итоге конец «старому» купечеству, стал приход в Якутию крупных торговых фирм, таких, как торговый дом «Коковин и Басов», «Наследники Кушнарева», торговый дом А.И.Громовой и другие. С развитием пароходств и торговых домов все товаро-продукты стали поступать независимо от летней ярмарки, быстро пришедшей в упадок.

Купечество оказывало значительное влияние не только на финансовую и торговую сферы, но и на повседневную  жизнь Якутска. Путешественник писал о Якутске: «Дворян здесь нет; чиновники же вообще люди без состояния, живущие одним жалованьем и кое-каким хозяйством; но господствующий класс здесь купцы. Повсюду видна излишняя бережливость, везде стремление к деньгам. Слово «скупой» употребляется здесь в похвальном смысле». Однако такое поведение было свойственно для купеческого сословия в повседневной жизни. На праздники же и для гостей являлась широкая купеческая душа, выставляющая на показ свое богатство.  «…Куда вы ни придете в дом, вам подносят рюмку мадеры, а потом чай… На вечерах столы трещат под вареньями и конфектами; чай подают три раза в продолжение вечера; кофе редок. Шампанское пьют даже в Колыме. Но господствующий напиток есть мадера. Наливки очень редки; первое место между ними занимает дикуша – род смородины, которую привозят мерзлую с Алдана. В некоторых домах щеголяют иркутскою облепихою» — писал в 40-е гг. XIX в. путешественник.

Читайте также:  ДЛЯ НАС ГЛАВНОЕ – КАЧЕСТВО!

В XIX в. купцы в Якутске стали оказывать заметное влияние не только на духовную, но и на материальную городскую культуру. Дело в том, что в 1822 г., благодаря реформам Сперанского, в сибирских городах,  в том числе и в Якутске, появляются первые органы самоуправления – «шестигласные городские думы». Надо учесть, что такие думы не имели административных прав и денежных средств, и в сущности возможностей у них было немного. По сути «гласные»-депутаты должны были поначалу тратить на городские нужды свои собственные деньги. Разумеется, чиновники, мещане, духовенство, чьи представители входили в думу, позволить себе этого не могли. Тратить деньги на город могли только купцы. Так, городское купеческое общество, входящее в Якутскую городскую думу, в 1827 г., решило построить здание Малого Базара — «Кружало». Для этого купцы пожертвовали крупные суммы, таким же способом был построен Гостиный двор – самое большое каменное здание дореволюционного Якутска.

Надо также помнить, что на частные пожертвования якутских купцов в XVIII-XIX вв. в городе были возведены каменные церкви, среди них Преображенская церковь, созданная на средства и под руководством купца М.Соловьева и Никольская церковь, выстроенная на пожертвования купца И.Шилова и другие.

В конце — начале ХХ вв. в Якутске были возведены каменные здания лавок купцов Кушнаревых, Силиных, Г.В.Никифорова, упоминавшегося уже торгового дома «Коковин и Басов». Все эти здания, построенные на средства якутского купечества, определяли общий архитектурный вид Якутска вплоть до середины ХХ в.

Однако в том, что купечество во многом контролировало городской бюджет, были и негативные стороны. Находясь постоянно в разъездах по торговым делам, живя по многу месяцев, а то и лет в других городах, представители купеческого сословия, а вместе с ними и многие горожане, воспринимали Якутск как некую перевалочную базу. Отсюда вытекал тот факт, что в течение десятилетий на благоустройство города выделялись крайне мизерные суммы. На эту сторону жизни якутское общество обращало мало внимания. Например, в 1907 г., когда по инициативе губернатора И.Крафта приступили к устройству первого за всю историю города  сквера вблизи собора, городская дума отказала в отпуске 300 руб., мотивируя это другими существующими нуждами города. А между тем в летнее время город утопал в пыли и грязи, нигде не имея зеленого уголка, за исключением нескольких частных палисадников. Большую оппозицию в городской думе примерно в это же время получила инициатива городского головы П.Юшманова (который сам являлся представителем купеческого сословия) по постройке в Якутске городской электростанции.

Некоторые члены думы опасались дороговизны абонентской платы за электричество, а кое-кто из купцов, возможно, боялся за свои барыши, получаемые от торговли керосином. С большим трудом первая якутская электростанция была пущена в 1914 г.

Все же якутское купечество оставило большой след в истории Якутии и Якутска. Свое влияние на жизнь местных жителей купцы утратили только лишь после революционных событий и гражданской войны. Все имущество якутских купцов было национализировано советской властью. Кто-то из них уехал из Якутии в Центральную Россию или даже за границу, кто-то попал под маховик репрессий, а некоторые представители якутского купечества, такие, как, например, П.И.Кушнарев, активно спонсировали противников новой власти, надеясь на триумфальное возвращение, которое так и не случилось.

Подошла к концу почти трехвековая эпоха якутского купечества.

Сергей Слепцов — сотрудник отдела истории Якутского музея им.Е.Ярославского, отличник культуры РС(Я)