История одной ФОТОГРАФИИ
Ефим Степанов от имени музея-архива вручил фотографию 1932 г.
директору студии PROФОТО Егору Иванову
для профессиональной обработки
(фотография до реставрации)

Как рассказывает маститый артист театра и кино,
режиссер-постановщик Саха академического театра им.П.Ойунского
Ефим Николаевич Степанов, у него с детства особая страсть
коллекционировать интересные истории и не менее интересные вещи

История одной ФОТОГРАФИИ
ЕФИМ НИКОЛАЕВИЧ СТЕПАНОВ
один из составителей книги
«Андрей Борисов и Сахатеатр на рубеже столетий» (2000),
«Геннадий Сотников» (2010),
«Антология Сахатеатра» в трех книгах (2010),
«Ежегодник Сахатеатра. Сылтан сыл» (2012),
«Ежегодник Сахатеатра.
Театральные сезоны 2011-2014» (2014)

С 1974 года Ефим Степанов является заведующим
театральным музеем-архивом. Мы встретились
с ним в хранилище музея, где пахло старыми
газетами и афишами, театральным антуражем, где еже-
дневная суета остается за дверью.
Ефим Степанов легко и с актерским выражением
рассказывает истории, что мы уже чувствуем себя в ка-
честве зрителя: смеемся, удивляемся, охаем, но не от-
влекаемся от темы, а с помощью нашего прекрасного
рассказчика мысленно попадаем в Якутск 1932 года.
Представьте, сентябрь 1932 года, когда Якутский На-
циональный театр располагался в здании кафедрально-
го собора, за нынешней площадью Дружбы народов.
Незнакомый фотограф запечатлел знаковый момент
для истории театрального искусства Якутии, когда про-
водился первый набор в ГИТИС: 10 сентября 1932 года.
Как рассказывает маститый артист театра и кино,
режиссер-постановщик Саха академического театра им.П.Ойунского
Ефим Николаевич Степанов, у него с детства особая страсть
коллекционировать интересные истории и не менее интересные вещи
ЕФИМ НИКОЛАЕВИЧ СТЕПАНОВ –
один из составителей книги
«Андрей Борисов и Сахатеатр на рубеже столетий» (2000),
«Геннадий Сотников» (2010),
«Антология Сахатеатра» в трех книгах (2010),
«Ежегодник Сахатеатра. Сылтан сыл» (2012),
«Ежегодник Сахатеатра.
Театральные сезоны 2011-2014» (2014)
– в 1 ряду сидят: слева неизвестные, справа Алексеев
Георгий Парфенович, впоследствии ставший заслуженным ар-
тистом ЯАССР;
– во 2 ряду в центре сидят слева направо: артист Варла-
мов Герасим, Григорьев Спиридон Алексеевич, в то время сту-
дент ЦЕТеТиСа, впоследствии около 30 лет проработавший
главным режиссером театра, Ягор Нина Федоровна, педагог
по танцу и ритмике в студии при театре, Местников Тарас Пав-
лович, директор Якутского государственного национального
театра, впоследствии народный артист ЯАСС, режиссер; Васи-
лий Местников, студент режиссерского отделения ЦЕТеТиСа,
впоследствии народный артист СССР;
– в 3 ряду: Ларионова Татьяна Федоровна, Слепцова Ма-
трена Васильевна, впоследствии народная артистка РСФСР,
ЯАССР, Ходулова Анна Николаевна, Убабытова Матрена Степа-
новна.
– в 4 ряду: Петров Афанасий Прокопьевич, впоследствии
народный артист РСФСР и ЯАССР, Слепцов-Туобулахов Нико-
лай Дмитриевич, заслуженный деятель искусств, Панаев Петр
Николаевич и другие неизвестные молодые люди.
«Ягор Нина, кажется, была родом из Прибалтики, я ей
как-то отправлял по почте фотографию» — рассказывает Ефим
Николаевич. Ягор, скорее всего, приехала в Якутск как специ-
алист вместе с режиссером Глебовым, который поставил здесь
первую крупную постановку. Глебов проработал в Якутском
театре 2 года, затем уехал обратно. В то время из Москвы по
направлению руководства молодой республики приезжали
специалисты, чтобы обучать театральному мастерству работ-
ников Национального театра.
«Кстати, при Глебове в театре упразднили будки суфлеров;
у кого был хороший слух, сначала слышали шепот суфлера,
подсказывавшего слова актеру, а потом только зрители виде-
ли игру актера на сцене» — рассказывает нам Ефим Степанов и
показывает как шептали в будке суфлеры и как играли раньше
актеры.
Тогда для набора в ГИТИС, конечно, не было творческих
конкурсов, какие устраивают сейчас. «Собирали молодых лю-
дей среди своих знакомых, родственников, в основном, были
молодые люди с Чурапчинского улуса, откуда родом был Тарас
Павлович Местников» — рассказывает Ефим Николаевич.
В архиве музея коллективная фотография хранилась со
стертым лицом Тараса Павловича Местникова, в конце 30-х
годов сталинский режим внес его в список «врагов народа».
Были жестокие времена, когда запросто «стирали» из жизни
общества интеллигентных, творческих людей, имеющих власть
над умами людей. Но недавно нашлась вторая такая же фото-
графия с уцелевшим лицом Тараса Павловича, и видимо, это
«знак времени».

Читайте также:  В год театра на сцене Якутского ТЮЗа в рамках проекта «Мастера сцены» спектакль «Ытык Ийэ» Ивана Егорова представила исполнительница главной роли заслуженная артистка РС(Я) Мария Данилова.

LeeLa