Михаил Старостин – якутский график, живописец, заслуженный  художник РФ и заслуженный деятель искусств РС(Я). Его произведения находятся в собрании Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), а также в частных коллекциях и музеях России и зарубежья.

Его работы всегда узнаваемы. Он выработал свой неповторимый почерк и  стиль, в котором гармонично сочетаются культурные традиции и опыт мирового искусства. Становление его творчества пришлось на 90-е годы, переломный и непростой период, но именно это помогло Старостину выработать особый тип самобытного творческого мышления с ярко выраженной индивидуальностью. Художник не боится использовать для воплощения своих образов выразительные средства различных стилистических систем — реализм, абстракционизм, экспрессионизм, и работает как в графике, так и в живописи.

Более двадцати лет Михаил Гаврильевич занимается  преподавательской деятельностью, делясь своими знаниями и мастерством с учениками. Благодаря ему из стен Арктического государственного института культуры и искусства выпустилось много подготовленных графиков, живописцев, дизайнеров, которые впоследствии стали лауреатами и дипломантами российских и международных конкурсов. Он преподает рисунок, пластическую анатомию, техники печатной графики, основы компьютерной графики, совмещая преподавание с творческой деятельностью. Он преподаватель — сдержанный, внимательный и  требовательный к своим студентам.

— Михаил Гаврильевич, как Вы выбрали свою профессию?

— Я с детства любил рисовать. А когда я учился в 8 классе, приехал из Якутска мой брат Анатолий и посоветовал поступить в Якутское художественное училище.

— Как проходила учеба? Кто был Вашим преподавателем?

— Мне было 14 лет, когда я поехал в Якутск из родного села Крест-Хальджай Томпонского района поступать в Якутское художественное училище. Конкурс был большим, но в итоге я поступил на декоративно-прикладное отделение — это был второй набор с момента открытия с 1972 года. Учиться поначалу было сложно – некоторые из сокурсников были намного старше меня с лучшим уровнем художественной подготовки.

На первом курсе у нас преподавал Владимир Ершов, а со второго курса нашим куратором стал Юрий Иннокентьевич Вотяков, самобытный график, выпускник Строгановки — Московского высшего художественно-промышленного училища. Он был талантливым художником, и как педагог оказал на меня большое влияние, помог раскрыть мой творческий потенциал.

— Чем Вы занимались после окончания училища в 1977 году?

— Я устроился на работу художником-оформителем в Якутском отделении художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Как и многие выпускники тех лет,  пробовал свои силы и по совету своего преподавателя Ю.Вотякова предпринимал попытки поступить в Московский полиграфический институт. Потом, после армии  вернулся в родное село. С 1981 по 1985 гг.  преподавал в художественном классе при детской музыкальной школе. А в 1985 году поступил в недавно открывшийся Красноярский художественный институт, который готовил живописцев, графиков, скульптуров, дизайнеров.

Читайте также:  Как исполнялась мечта детства

— Как проходила Ваша учеба в Красноярске? Какое она оказала влияние на Вас?

— В эти годы я приобрел профессиональные навыки и опыт, сформировал свой вкус, знакомясь с творчеством сокурсников и красноярских художников. Я считаю, что мне повезло учиться именно в этот промежуток времени, когда доминирующий тогда стиль – социалистический реализм подвергся сомнению и развились новые тенденции и направления в искусстве. Неизвестно, каким было бы мое творчество, поступи я в 1978 году в МГПИ.Учеба была очень интересной. Учился я на отделении  промышленной графики. Вместе со мной учились студенты со всего Дальнего  Востока и Сибири – выпускники лучших художественных школ, училищ с очень хорошим уровнем подготовки. Моими преподавателями были известные сибирские педагоги художники как С.С.Ливак, М.Ф. Гладунов, С.П. Куликова.

— После окончания института чем Вы занимались?

— В 1990 году я вернулся в Якутск. Устроился на работу в книжное издательство «Бичик», где работал старшим художественным редактором в течение десяти лет. Вначале я много ездил, было много командировок. В это же время я занимался творческой деятельностью, как в графике, так и в живописи. С 2000 года работаю в Арктическом государственном институте культуры и искусства.

— О Вашем творчестве… Что является источником Вашего вдохновения?

— Меня вдохновляют история, мифология северных народов, их культура. Основное тематическое направление моего искусства — это Север. Я часто обращаюсь к этнографическим и историческим трудам, изучаю книги по искусству. В 1991 году, во время командировки в Москву я приобрел книгу выдающегося этнографа, исследователя В.Г.Богораза «Материальная культура чукчей». Она произвела на меня большое впечатление. Жизнь северян всегда сопряжена с преодолением трудностей, выживанием, и от их материальной культуры остается ощущение очень достойной, минималистичной жизни. Вещи северных народов,  орудия их труда и охоты — очень функциональные, аскетичные, чем, например, у народов теплых стран. Это сейчас больше внимания стали уделять декоративности.

— Можете описать главного героя своих картин?

— Герой моих картин – человек северный, стойкий, самодостаточный. Это, скорее, собирательный образ, чем какой-то конкретный человек. Своих героев я погружаю в иной исторический и социальный контекст, таким образом, продолжая северную тематику в условиях современности, не лишенные юмора. Через человека Севера я раскрываю вечные темы Любви, Добра и Зла, смены времен года.

Литераторы, писатели, художники создают свой мир. Я тоже создаю свой мир. Персонажи моих картин — рыбаки, охотники, путники, — не наши современники, они из прошлого. Они мне очень симпатичны и в каждого из них вкладываю частичку себя. Искренне рад, что смог визуализировать для своих современников образ традиционного якутского, северного человека.

Читайте также:  Виктория Варламова-Контоева: «Не умею сидеть и ждать, а беру и делаю!»

Я застал их еще в своем детстве, ведь мой дед занимался охотой, рыболовством. Они одеты в традиционную глухую одежду с капюшоном — кухлянку, на их ногах торбаса. Мне нравится изображать, прорисовывать их образ вплоть до всех мелочей — рыболовные сети, подвешенные к поясу нож и сумочки с огнивом, вязанки хвороста, орудия труда и охоты, которые они всегда несут с собой, в некоторых работах у них есть тымтай – берестяные короба. Эта деталь – их отличительная особенность, ведь если человек на себе что-то несет, это означает, что ему есть куда нести свою поклажу, что ему есть дело до всего мироустройства и он сопричастен к этому миру.

Вообще, если рассуждать далее, можно шире раскрыть тот мир, где живет мой человек, показать животных, природу. Но, честно говоря, мне немного сложно, ведь в Арктике – другая природа, не совсем та, которую я видел в детстве. Поэтому мне еще предстоит ее открыть самому, узнать  арктический мир поближе, и воплотить его в своих картинах.

Не мешает ли преподавание заниматься творчеством?

— Наоборот. Мне интересно общаться со студентами. Каждый из них – самостоятельная личность, в процессе общения новые знания получает не только обучающийся, но и его педагог. Мы вместе работаем над образами, техникой. Если художник или любой другой профессионал, открыт, если он  готов делиться своей техникой, опытом, своими какими-то пусть небольшими открытиями с другими, то это и есть, наверное, преподавание.

— В каком стиле, жанре Вы предпочитаете работать?

— Мне нравится экспериментировать. Работаю в разных стилях, жанрах –  натюрморты пишу, сюжетные вещи, пейзажи.

— Как долго Вы можете работать над одним произведением?

— Обычно я работаю параллельно над несколькими произведениями. Это хорошо. Например, иногда какая-то работа заходит в тупик, можно ее отставить и продолжить потом. Насколько долго? Здесь нет такого точных сроков исполнения, все зависит от внутреннего ощущение того, что работа закончена. Какую-то картину можно написать за три дня, какая-то — пишется годами.

— Каковы итоги юбилейного года? Принимали ли Вы участие в каких-то крупных проектах?

— В этом году в апреле-мае прошла выставка в Национальном художественном музее РС(Я), посвященная моему 60-летию. Также я принял участие в двух крупных выставках – «Форма» (г. Новокузнецк) и «Образ современника» (г. Красноярск).

Межрегиональная выставка «Форма» проходила с августа по сентябрь. В ней приняли участие около 250 художников Урала, Сибири и Дальнего Востока. Выставка «Образ современника» работала с сентября по октябрь, там было представлено более 80 работ художников, скульпторов, мастеров с многих городов России. Якутию представляли работы Дьулустуна Бойтунова, Александры Бочкаревой-Иннокентьевой, Эдуарда Васильева, Марианны Лукиной, Натальи Николаевой, Юрия Спиридонова. Моя  картина называлась «Метель у подножия» («Сэттэ Дабаан»).

Вот таким Михаил Старостин предстал в вопросах и ответах. Сдержанный и  немногословный. За художника «говорят» его картины, раскрывающие его богатый внутренний мир. Картины Михаила Старостина никого не оставляют равнодушными. Возле них подолгу хочется стоять, всматриваясь в каждую деталь и  даже мелкий штрих, потому что при всей современности его творческого взгляда, он обращен вглубь веков — к человеку  северному, человеку традиционному, который где то в глубине души до сих пор живет в каждом из нас.

Айталина Борисова

Иллюстрации взяты с интернет-ресурса http://mstarostin.ru/