К замечательной плеяде художников старшего поколения, которые стояли у истоков зарождения и развития якутского профессионального изобразительного искусства, принадлежит Михаил Михайлович Носов (1887-1960). Оригинальный и самобытный художник оставил после себя уникальное наследие не только как талантливый живописец и график, но и как учёный — исследователь материальной культуры якутов. И сегодня, когда актуальна проблема сохранения традиций, его творчество приобретает особую ценность.

Искусство Носова – явление самобытное, отражающее огромную эрудицию этого художника в области якутской истории и этнографии, ощутимую в каждой тщательно выверенной детали — будь то костюм, воспроизводимый орнамент, обстановка или обряд.

Наследие Михаила Михайловича включает живописные композиции, графические листы. Он работал в разных жанрах: тематической картине, портрете, натюрморте, пейзаже. Носов долгие годы состоял членом в научно-исследовательском обществе «Саха кэскилэ», которое ориентировало основное внимание местных художников на создание произведений историко-этнографического содержания, показывающих красоту и богатство материальной культуры народа, его художественное наследие.

ХУДОЖНИК МИХАИЛ НОСОВ.  ИЗ ПЛЕЯДЫ ПЕРВЫХ…
Отправка в поход древних якутов

Творчество Носова отмечено пристальным интересом к историко-легендарным и фольклорным сюжетам. Он открывает для себя идеальную тему – панораму прошлой жизни народа, создав такие произведения, как «Танец древних якутов» (1946), «Первые засельники Лены» (1947), «Отправка в поход древних якутов» (1948), «Борьба эпических богов» (1948), «Древние жилища якутов» (1954).

ХУДОЖНИК МИХАИЛ НОСОВ.  ИЗ ПЛЕЯДЫ ПЕРВЫХ…
Танец древних якутов

В картине «Танец древних якутов» (1946) художник воссоздает картину мира, соответствующую архаическому представлению о мироздании, сохраняя стилистику красочного языка якутского олонхо в соединении с изысканным узорочьем орнаментики. На фоне сказочного пейзажа изображены якуты в старинных праздничных одеждах, ведущие хороводный танец вокруг священного дерева «Аал Луук Мас». Форма хоровода, кругового движения, соединения встречается в хореографии всех народов мира, символически обозначая целостность этноса, мира, космоса. Так вели себя еще древние предки, зажигая огромные костры и в танце воскрешая энергию своего мира. Художник акцентирует единение народа не только как целостность, защищенность но, главное, как противопоставление разобщенности, одиночеству, вражде. Картина, написанная в 1946 году, отражала радостное мировосприятие послевоенной поры. Если судить наследие Носова с точки зрения академического реализма, то перед нами художник, уплощающий изобразительную пространственность почти до ощущения обратной перспективы, выстраивающий несоразмерные связи между фигуративными массами, отчего нарушается натуралистическая реальность композиционного пространства, отдающий предпочтение не реалистической пропорциональности формы, а ее экспрессивности, пластической связи формы с основной композиционной идеей.

ХУДОЖНИК МИХАИЛ НОСОВ.  ИЗ ПЛЕЯДЫ ПЕРВЫХ…
Осень. Полярная ночь

Красочная стихия фосфорических всполохов северного сияния находит свое преломление в темпераментных по характеру композиции и колорита пейзажах-панно«Северное сияние» (1947), «Осень. Полярная ночь» (1948). В основе пластического решения: плоскостность, лаконичность трактовки формы, «ковровость», когда внутреннее движение стремится не в глубину картины, а вдоль ее поверхности. Натурный образ в этих произведениях подвергается стилизации, отдельные природные элементы деформируются, в вертикально выстроенное пространство вводятся уплощенно — узорчато написанные деревья, цветы, травы. Яркая декоративность цвета — то внутренне напряжённого, то сияющего, звонкого, эмоционального явно смыкается с народной основой национального декоративно-прикладного искусства, в частности, вышивкой. Цветовые тонкие раздельные мазки, рефлексируя по отношению друг к другу, наполняют изобразительные формы экспрессией. Тяготение к декоративности, повествовательность, внимание к подробностям свидетельствуют о внутренних связях автора с духовной культурой своего народа.

Читайте также:  Үйэлээҕи үйэтитэр АЙАРКУТ
ХУДОЖНИК МИХАИЛ НОСОВ.  ИЗ ПЛЕЯДЫ ПЕРВЫХ…

Наиболее зрелыми, композиционно продуманными, выдержанными в целостной, хорошо найденной колористической гамме являются крупноформатные пейзажи «Долина Эркээни» (1955), «Долина Куллаты» (1957), «Река Лена» (1960).Название картин несет в себе напоминание о легендарном прошлом, обозначая места, где по преданию осели древние якуты, достигшие долины реки Лены. Эпическое начало ярко выразилось в монументальном спокойствии полотен, свободном охвате раскинутого ландшафта, в величаво очерченном горизонте.

ХУДОЖНИК МИХАИЛ НОСОВ.  ИЗ ПЛЕЯДЫ ПЕРВЫХ…
Гарнитур якутской женщины

Народное искусство, фольклор, родная природа создают творческий импульс, на основе которого свободная фантазия автора воплощает свой художественный мир в графической серии «Якутия в народном эпосе» (1945). Она нарядна, декоративна, сказочна. Цикл остался незавершенным и состоит из семи листов, посвященных героям олонхо и окружающему их миру. Своеобразие его листов, исполненных в смешанной технике акварели и гуаши – в органичном слиянии самого рисунка и обрамляющего фона, в причудливых сплетениях которого угадываются стилизованные орнаментальные и пластические формы старинных якутских бытовых изделий, авторские интерпретации растительных и зооморфных мотивов. Композиции неравноценны, но все они несут на себе печать поисков художественного воплощения темы. В его наивных иллюстрациях оживает волшебный мир эпоса, заставляющий зрителей погрузиться в поэтику фольклора, вспомнить о том, кем были их предки, каким божествам поклонялись, к каким нравственным идеалам стремились.

Читайте также:  «Небесные воительницы»

М.М. Носов – один из первых собирателей, пропагандистов и исследователей материальной культуры и народного искусства якутов. Десятки лет он отдал вдохновенной работе по художественному освоению Севера, его природы, труда и быта коренных жителей. Участвуя в научных экспедициях Якутского областного музея и общества «Саха кэскилэ» по сбору археологических, этнографических и фольклорных материалов, Михаил Михайлович с необычайной тщательностью и любовью зарисовывал узоры тканей, детали отделки различной одежды, головных уборов, женских украшений, утвари, фрагменты орудий труда, жилищ, декоративное оформление погребальных и ритуальных комплексов.

ХУДОЖНИК МИХАИЛ НОСОВ.  ИЗ ПЛЕЯДЫ ПЕРВЫХ…
Чепрак, седельная покрышка и повод

Трудом всей его жизни стал этнографический атлас в четырех томах «Образцы материальной культуры якутов ХVII – начала ХХ веков», который не был издан при жизни художника. В него вошли этнографические памятники и предметы из археологических раскопок, реконструированные Носовым на основе письменных, фольклорных источников или по сведениям информантов. Атлас охватил следующие разделы: одежда и украшения, предметы быта, жилые, хозяйственные и иные постройки, якутский орнамент. Каждой зарисовке сопутствуют выкроечные чертежи и текстовые описания. Отдельную серию составили рисунки тушью на тему «Орудия труда в дореволюционном быту якутов».

Михаил Михайлович наиболее значимым разделом атласа считал «Орнамент». В области подачи и художественного воспроизведения народного орнамента художник видел свою задачу в том, чтобы с максимальной точностью передать сам предмет, особенности его материала и фактуры. В этой связи можно отметить графические листы из собрания Национального художественного музея РС (Я). В цветных и монохромных рисунках им зафиксированы образцы народного и декоративно-прикладного искусства, изображённые фрагментарно, или в сочетании с теми предметами, к которым они относятся. Многочисленные акварели, рисунки тушью, явились своего рода художественным репортажем «самой жизни», воссоздавая мотивы традиционного быта и культуры якутов, и именно в этом их неизмеримая ценность, так как в качестве экспонатов эти предметы в большинстве своем не сохранились до наших дней.

Тщательно изученные и творчески переработанные предметы народного быта, сотни зарисованных орнаментов нашли отражение в решении архитектурного оформления фасада, фойе и плафона конференц-зала главного корпуса Якутского филиала СО АН СССР, организующего ансамбль площади Дружбы г. Якутска. До нашего времени сохранилось оформление фасада, четырехколонный портик и пилястры которого украшены лировидным орнаментом.

Творческий путь художника Михаила Носова, создавшего особый художественный мир, в котором образно переплелись мифологические, легендарные, исторические сюжеты, являет собой достойный пример подвижничества и бескорыстного служения искусству.

Юлия Кравцова,
кандидат искусствоведения