Старинный потемневший от времени дом чем-то напоминает казаческую постройку прошлого века. В здании бывшего сельского клуба расположилась художественная галерея века нынешнего.
Афанасий Егорович Ксенофонтов — глава Сулгаччинского наслега бережно снимает с двери внушительных размеров старинный железный засов и начинает свой неспешный рассказ об истории села и создании художественной галереи.
Я же под воздействием интересного рассказчика на некоторое время застываю под навесом — на помосте между домом и сараем, явственно вижу: когда-то давным-давно в майские праздники здесь в обнимку с баяном сидел на табуретке любимый кумир ровесниц моей мамы, мелодист Христофор Максимов и пел свои песни. Вижу кусочек неба, куда устремил свои глаза певец, напеваю про себя “Хаппытыана”, и вдруг ощущаю мистическое чувство единения с этим местом.

Старые вещи, как говорят, “материальное наследие прошлых времен” удивительным образом сохранили энергетику бывших владельцев. Когда переступаешь порог галереи, охватывает чувство необъяснимого восторга: “ Это же место, где происходили знаковые события времени”. В советское время здесь был клуб: сулгаччинцы смотрели советские фильмы, танцы земляка первого эстрадного танцора “якутского Эсамбаева” Дмитрия Неустроева, слушали песни Христофора Максимова. Здесь выступали приезжие артисты –известные творческие люди тех времен. А до этого в здании располагалась школа, где учащиеся осваивали азы знания и отсюда с надеждой в светлое будущее устремлялись в другую взрослую жизнь.
Художественная галерея Сулгаччинского наслега была открыта в январе 2013 года по инициативе народного депутата Ил Тумэн Дмитрия Наумова — писателя, драматурга родом из села Сулгаччи. Состоит она из 4 залов.
В первом зале выставлена картина местного художника Николая Рязанского, где изображено старинное село Сулгаччы, созданное по эскизам и рассказам местных кравеведов Петра Павлова и Михаила Николаевича Максимова. Картина художника Рязанского открывает цикл работ постоянной экспозиции, посвященной жизни и творчеству народного художника ЯАССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР краеведа, этнографа Михаила Михайловича Носова.
По словам старожилов Сулгаччи, картина точно передает дух дореволюционного Сулгаччи, когда в амгинской деревне со своими родными жил любознательный русский мальчик Миша Носов, играл с местными ребятишками, бегал к отцу в церковь, которая величественно возвышалась на том самом месте, где в тени амбаров летом решали свои важные дела местные жители.
В первом зале выставлены картины артефактов древних якутских погребений, найденных во время археологических исследований, в которых участвовал художник Михаил Носов: верхняя одежда, предметы быта, посуда, утварь. Так мы узнаем о том, что Михаил Носов был не только художником, но и краеведом, исследователем, этнографом. Это не фантазии художника. То, что видим на картинах, все было в реальности. «Некоторые критики отмечают в работах художника излишний эмоциональный окрас и выдуманность, но это никоим образом не касается рисунков из раскопок, потому как — это результат исследовательской работы художника Носова» — рассказывает Афанасий Егорович. Кстати, надо заметить, некоторые якутские модельеры, дизайнеры сейчас используют в своих творениях узоры из картин Носова.

Фотографии и экспозиции рассказывают о непростом жизненном пути художника. “Носов родился и вырос в Якутии, вобрал в свою душу все красоты нашей природы и дыхание той старой Якутии. Он изучал и наблюдал окружающий мир, фиксировал знания в своих работах и оставил нам богатое наследие ” — рассказывает Афанасий Егорович. В галерее можно увидеть фотографии Михаила Носова с народной певицей Екатериной Ивановой, которая тоже родом из Сулгаччы, моменты раскопок с известным археологом И.Д.Новгородовым в Чурапче в 1955 году, а также рисунки Михаила Носова, повествующие о жизни минувшей эпохи: предметы быта, мебель, интересные самобытные землянки, старинные арангасы.
В экспозиции представлен альбом с фотографиями военного фотографа, фронтовика Григория Михайловича Носова — родного брата художника Носова, подаренный музею Дмитрием Федосеевичем Наумовым. В альбоме есть кадры, сделанные в Рейхстаге, в канцелярии Гитлера, в пригородах Берлина, в концлагере Майданек в мае 1945 года.
Третий зал художественной галереи — выставочный. В свое время здесь выставлялись работы Дьулустана Бойтунова, Афанасия Мунхалова и других художников, фотографии журналиста Олега Сидорова. В дни нашего посещения намечалась выставка работ мастера живописи, академика Афанасия Осипова. “ Мы тесно сотрудничаем с Национальным Художественным Музеем Республики Саха, они в нашей галерее постоянно организовывают художественные выставки. Из-за этого возрастает интерес к музею: к нам приезжают из соседних деревень, из Якутска бывает много посетителей” — рассказывает Афанасий Егорович Ксенофонтов.
В выставочном зале: картины “Кумалаанка”, “В юрте бедняка”, “Ысыах”, “Додор юртата”, “Кыайыы ыhыаҕа”, спорная картина “Древнеякутский танец Осуохай”, “Первые поселенцы”, “Северное сияние”, “Якутские натюрморты” и другие картины, передающие дух времени глазами художника.
В четвертом зале картины местного самодеятельного художника Николая Николаевича Рязанского. Картина “Түүл”, звенящая радостью юности и мечтами о прекрасном, драматичная работа “Хара сурук” с якутскими лицами, “Сырдыкка айан” с нереально красивым зимним солнцем и с эффектом движения, не знающий нормы страшный “Браконьер”, печальный Пегас с седлом и другие работы художника подарили нам немалое наслаждение от посещения художественной галереи села Сулгаччы.
LeeLa