Первый герой в нашей рубрике известный спортивный фотожурналист из Москвы Андрей Голованов. Встретились мы с Андреем в гостинице «Тыгын Дархан» в конце декабря 2018 года, когда он в составе команды журналистов прилетел на церемонию зажжения огня 1х Зимних игр «Дети Азии», которая состоялась в национальном природном парке «Ленские столбы».

Фоторепортеры Андрей Голованов и Сергей Киврин работают вместе уже больше 25 лет. Они – широко известные спортивные фотографы и признанные универсальные мастера, которые могут работать в самых различных жанрах: от спортивной съемки и репортажей из «горячих точек» до натюрмортов и рекламы. За это время им удалось получить награды на самых престижных фотоконкурсах в России, Франции, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Германии, Японии (Press Photo, Adidas AIPS Canon, Inter Photo, Nikon и др), одни из первых лауреатов премии «Галерея российской спортивной славы ГРОСС, «учрежденной газетой «Советский спорт» при поддержке правительства Москвы, Госкомспорта России и Олимпийского комитета России, в номинации «Лучший спортивный фотосюжет», обладатели премии Международной Гильдии профессиональных фотографов «Золотой Глаз России» . Фотожурналисты сотрудничали с журналами «Советский Союз», «Спорт в СССР», «Newsweek», «Огонёк», «Cosmopolitan», «Burda, «ProSport», «Тв-парк», газетами «Los Angeles Times» и «New York Times». Работали в журнале «Теннис+» со дня его основания в 1992 году и побывали на множестве теннисных турниров, где стали свидетелями блестящих побед российских теннисистов. Сейчас их фотографии с радостью продолжают печатать в таких изданий как: «Русский репортёр», «Спорт-экспресс», «Советский спорт», «Итоги». Сотрудничают с информационными агентства «Associated Press», «Reuters», «AFP» , «IMAGO», « AFLO». Голованов и Киврин уже много лет трудятся в федерациях борьбы, волейбола, плавания, хоккея, тенниса, стрелкового Союза. http://golovanov-kivrin.ru

Рубрика «Наши друзья» для начинающих и практикующих фотографов предназначена раскрывать основы успеха признанных мастеров-профессионалов. Фотожурналист Андрей Голованов при первой же встрече завоевал наши симпатии свободной манерой общения, особым художественным видением окружающего мира и позитивной энергетикой. В Якутске фоторепортер Андрей Голованов провел мастер-класс для сообщества якутских фотографов. Устроил это мероприятие известный фотограф Алексей Павлов, организаторскими способностями которого наш гость из Москвы искренне восхищался. А непосредственную помощь в организации интервью для нашего журнала «Айар Кут» оказал фотограф Мичил Яковлев.

Фотография передает отношение фотографа к событию

Творчество это — то, что вам нравится, и вы это делаете. Мой принцип на этом поприще и вообще по жизни: работать, работать, исправлять ошибки и работать дальше. В творческой среде хорошо «не вариться в собственном соку», надо показывать работы друзьям, единомышленникам, обсуждать с ними, как бы они это сделали на вашем месте; что плохо, а что хорошо получилось. Таким образом, вы учитесь видеть свои ошибки, исправляя их, развиваетесь и творчески растете. Если хотите вырасти как профессионал, в принципе подойдет любая практика. Например, вам заказали снять театр, ресторан, детей, портфолио для родственников, знакомых, и все это дает возможность роста. Вы тренируетесь, практикуете и таким образом набиваете руку. А вот начинающим юным фотографам могу посоветовать: пытайтесь сначала повторить работы известных мастеров, дальше с опытом вы научитесь делать собственные. У меня вообще нет специальности, нет классического академического образования. Жизнь сама сложилась таким образом, что я стал фотографом. Где-то в восьмом классе родители и знакомые вдруг начали интересоваться моими делами, отовсюду посыпались вопросы «Андрей, надо задуматься о будущем — кем ты хочешь стать?». До этого момента я как обычный подросток учился в школе, бегал по кружкам, играл в футбол — особо не задумывался о своем будущем. А мои знакомые спрашивали и спрашивали, да взяли и подарили фотоаппарат. Так я начал снимать. Это произошло где-то в 1977-78 году.

В то время брат пришел из армии, и он какие-то азы показал, потому что в армии тоже научился фотографировать. Он купил увеличитель и мы «оккупировали» ванную: там же и печатали, и фиксировали, и закрепляли. В моей долгосрочной памяти есть такая картинка: ванна и плавающие в ней фотографии.

Читайте также:  ГАЛЕРЕЯ ОЖИВШИХ ВРЕМЕН
Фотография передает отношение фотографа к событию
Первый мой фотоаппарат. Смена-2

Я, как все любопытные дети, начал что-то снимать, а кому-то показалось, что в моих фотографиях есть свой взгляд на школьную жизнь и они отправили меня с фотографиями в газету «Московский комсомолец». Вот так я случайно можно сказать познакомился с редакцией газеты «Московский комсомолец», где выбрали несколько моих кадров. Через какое-то время в газете вышла фотография моего друга, где он пишет на руке шпаргалку. Раньше не было мобильных телефонов, мальчики писали шпаргалки на руках, а девочки над коленками: они платьице задирали и тут были ответы на вопросы. Вот такая фотография была опубликована. Я получил первый гонорар 6 рублей и был очень счастлив. Родители у меня работали на ткацкой фабрике«Трехгорная мануфактура», постоянно были заняты, у них было простое и вполне обычное желание вырастить нас достойными людьми.

После школы меня устроили курьером в газету «Московские новости» в Москве. В то время в редакции работали Асы того времени Борис Кауфман, Андрей Князев, и я не побоялся подойти к ним и сказать, что тоже хочу фотографировать. Иногда они давали мне задания пойти что-то снять, я приносил свои фотографии и показывал им, а они говорили какие ошибки я сделал. Потом я ушел в редакцию газеты «Советский спорт», и там произошла судьбоносная встреча с моим другом и коллегой Сергеем Кивриным, который забрал меня в журнал «Советский спорт». Все «университеты фотографа» я прошел вместе с Сергеем, на базе его знаний, умений, профессионализма.

В нашей профессии одна удачная фотография может получиться оттого, что тебе «повезло» стать свидетелем события. Например, разбился самолет, ты как профессиональный фотограф снимаешь людей на фоне самолета, чтобы показать , что и как произошло. Ты тут ничего сам не сделал, ты просто попал на место события. Я снимаю спорт и все, что связано с ним. Когда работаю, в первую очередь должен отстраняться от эмоций и чувств и снимать, потому что в нашей работе ты должен показать событие. А вот мой коллега Сергей, он работает на разные мировые агентства, когда работал в Беслане во время общеизвестных трагических событий, понял, что больше на такие события не поедет. Он уяснил для себя, что в такие моменты должен отбросить фотоаппарат и спасать жизни.

Есть другой метод работы фотографирования, где ты сам должен придумывать и снимать композицию. По-простому говоря, это как организовать событие или сюжет, также как и в театре. Можно долго бегать и искать подходящий луч света, ракурс, а можно договориться с девушками, чтобы они попрыгали через лужу на фоне храма, домика, проспекта и сделать это быстро, если у тебя в голове как у режиссера композиционно все сложено. Я считаю, что фотография передает ваше отношение к этому событию. То, что вы хотели сказать, то и показываете. Недавно на хоккейный матч наших со сборной Финляндии в Санкт-Петербурге на Крестовском стадионе пришли семьдесят тысяч зрителей. После этого я смотрел работы фотографов с места события — там ведь все сняли, но не передали вот этот масштаб. Где все 70 тысяч зрителей? Надо было вмонтировать наверху камеру, но никто не додумался до этого. Фотография конкретно несет визуальную информацию, нам и без слов понятно, что там происходило. Поэтому перед тем как фотографировать крупные события, надо обязательно продумать, что и как ты будешь делать. В спортивной журналистике мы с Сергеем Кивриным, если работаем в паре на Олимпийских играх, то всегда разделяемся и один берет карт бланш. Кто-то занимает место, отличное от других фотографов и ждет тот самый единственный кадр. Так рождается успех.

Недавно я понял, что хочу сделать такую фотографию, где вмещался бы день, который я прожил, и даже больше. Представляете? В одной фотографии вся неделя, месяц, год или целое столетие… Где-то год тому назад при верстке альбома для федерации хоккея, выпущенного к его 70-летию, я понял, что фотографии живут своей жизнью и несут информацию о целом отрезке времени. Может быть, это оттого, что фотография была сделана давно и что форма печати другая была, но было понятно, что фотографии принадлежат другой эпохе. А у нас в спортивной журналистике фотография и новость живут всего один день, дальше в следующем матче рождается другая новость и новый кадр и так далее. В этом году работы много, три месяца примерно не был дома: двадцать дней я был в Корее на Олимпийских играх, двадцать дней был в Аргентине на юношеских играх, еще в чемпионате мира, на Сахалин летал еще. Вот так и живем, работаем фотожурналисты. Но все-таки мы с Сергеем разошлись, я долго был в его тени, а сейчас хочу доказать другим: я что-то значу и без него. Летом был заказ на фотографирование памятников архитектуры для ЮНЕСКО, мы снимали Казанский Кремль, Соловки и все, что связано с объектами всемирного наследия ЮНЕСКО в России. На воротах Казанского Кремля я увидел красивый элемент в виде золотой Луны и сделал снимок. Потом приезжаю домой в Москву, прошел ледяной дождь, и на деревьях образовалась корка; в то время я поехал на дачу разгребать снег, уже темнело, наступали сумерки, последние лучи солнца озолотили кое-где льдинки и я увидел тот самый образ — золотую Луну с Казанского Кремля. Ради этой красоты и хочется работать. Ради удовольствия от созидания мы и живем.

Ими были созданы фотоальбомы «Лиллихамер-94»,”OLYMPIA” 1996, «Атланта-96», «Солт-Лейк Сити-2002», «Триумф» (Кубок Дэвиса-2000),» Большое сердце хоккея» 2008, “Олимпийский век России”2011, юбилейный альбом ансамбля «Виртуозы Москвы»2006, фотоальбом «Баку. Пульс Большого Города» 2011, по заказу администрации Президента Азербайджана. Организованы фотовыставки «Сидней-2000» в ЦДХ, «Триумф» (Кубок Дэвиса-2000) в МДФ, «Герои Афин» 2004 в Фото-центре Союза Журналистов и в торгово-развлекательном центре «Атриум». Выставка авторских работ, прошедшая с большим успехом в ноября 2004 года, была посвящена ХХVIII Олимпийским играм в Афинах и победам на них наших спортсменов. На празднике присутствовали многие олимпийские чемпионы, ветераны спорта, полномочный посол Греции в России, ее освещали ведущие российские телеканалы и издания.

В апреле 2006 года в Петровском пассаже в рамках Шестого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2006» , прошла выставка « Олимпийские истории», посвященная Олимпийским играм в Турине и компании «Bosco sport» . Выставка «Игры-2008. Вкус наших побед!», посвященная ярким моментам Игр XXIX Олимпиады 2008 года в Пекине, прошла в Центральном выставочном зале «Манеж». Экспозицию выставки составили порядка 200 работ Андрея и Сергея, а также ведущих фотографов агентства Reuters. В 2009 году в Манеже состоялась выставка «За Россию всей душой!» — ретроспектива фотографий о сборной России по футболу и об этапе турнира “Junior masters”(партнер – компания Volkswagen). В 2010 на первой линии Гума были выставлены лучшие работы с Зимней Олимпиады в Ванкувере. 2013 год фотовыставки : «Человек гармоничный « в Красногорске и «Сочи-ДА! 100 дней до» в Госдуме Российской федерации. Фотографы являются авторами заявочной книги и всей рекламы, направленной на выдвижение России на проведения зимней Олимпиады -2014 в городе Сочи и чемпионата Мира по футболу 2018. В 2011 году по просьбе агентства РИА Новости был прочитан курс лекций для подготовки спортивных фотожурналистов к Олимпийским Играм в Сочи. Во время эстафеты Олимпийского огня Сочи 2014 Голованову и Киврину было предоставлено почётное право пронести факел. Андрей был факелоносцем в Самаре, а Сергей в Дмитрове. C 2010 по 2016 год Андрей и Cергей работали в компании АНО «Спортивное вещание» («Панорама»), задача которой создание национальной телевизионной программы высокой четкости (HD) XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, предолимпийских тестовых соревнований, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани и XI Паралимпийских зимних игр 2014. В данный момент Андрей и Cергей работают в компании «МатчТВ». http://golovanov-kivrin.ru

LeeLa

Читайте также:  Церемония кумысопития у народа саха