НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ТАНЦА ИМ, С.А. ЗВЕРЕВА – КЫЫЛ УОЛА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
или СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ЯЗЫКОМ ТАНЦА …
или ЭПОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭТНОБАЛЕТЕ «КИҺИ»

Лукина А.Г. д.иск., профессор
Арктический государственный институт культуры и искусств
В век глобализации, выдвигающий все новые вызовы и риски для человечества в целом, особенно актуально обращение к фундаментальному жанру эпоса. Эпос давно уже приобрел статус символа и знака, концентрирующего в себе жизненно важные для каждого народа ключевые ценности и символы. Несмотря на условность танцевального искусства и на то, что якуты придавали слову и поэтической импровизации особо важное, чудодейственное значение не стоит забывать и то, что с испокон веков мифологическое мировосприятие было максимально близки танцевальной образности. Танец как один из архаичных и значимых текстов человеческой культуры обладает большими возможностями для воплощения на сцене сложных философских тем.
Якутский эпос — олонхо концентрирует в себе богатый спектр «вечных ценностей», «вечных образов», «вечных идей», «вечных тем». Эпос ставит глобальные, актуальные вопросы, волнующие человечество. Ключевые идеи и ценности эпоса созвучны с проблемами современного мира. Всегда интересно увидеть интересную сценическую интерпретацию, без преувеличения, одного из самых совершенных и веками отточенных духовны жанров устного народного творчества эпоса — олонхо.
В последние годы театр танца Республики Саха (Якутия) предпринимает интенсивные поиски в воплощении традиционных тем и сюжетов в сценических произведениях. Творческий коллектив открыт новым формам, экспериментам, поискам.
В 2017 году в театре состоялась успешная премьера вокально–хореографического этно–мюзикла «Дети белого солнца» на музыку народного артиста РФ Рашида Колимуллина, в хореографии известного в стране и за рубежом режиссера и балетмейстера, заслуженного деятеля искусств РФ Георгия Ковтуна. Зрители были свидетелями триумфа творческого коллектива. Оригинальная версия спектакля была посвящена истокам народа саха и его тюркским корням. Как отмечала доктор социологических наук, профессор Ульяна Винокурова спектакль представляет «мощный по энергетике духа, сочетание аутентичности с профессионализмом, глубинное выражение тюркских корней и этнической самобытности». И это действительно так.
Под занавес 2019 года молодой коллектив Национального театра танца Республики Саха (Якутия) им. С.А. Зверева представил на суд зрителей этно-балет с многозначительным названием «Киhи» («Человек»). Многозначность названия обязывает авторов к созданию по сути философского спектакля, наталкивающего на размышления о смысле жизни, человеке, его предназначении, ради чего на этой земле живет человек. Молодые авторы создали свое творение под крылом знатока традиционной культуры народа саха, известного педагога–мастера, создателя авторской школы по традиционной культуре саха засл. работника культуры РФ Афанасия Федорова. Он является одним из основателей крупномасштабного якутского традиционного празднества ысыах в местности Ус Хатын, который в течение двадцати двух лет ежегодно собирает более двухсот тысяч участников. Безусловно, видение знатока якутских обычаев и обрядов создает особый дух и атмосферу спектакля. Своеобразной кульминацией спектакля стало то, что Афанасий Федоров своим голосом озвучил благословение – алгыс. Использование речи в форме благословения в хореографическом спектакле углубило содержание всего спектакля и придало ему значимость и весомость. Режиссером–постановщиком и хореографом–постановщиком является засл. артистка РС(Я), солистка театра танца Изабелла Егорова. Автором музыки является молодой музыкант Моисей Кобяков. Мастер света Дмитрий Никаноров разработал интересный видеоконтент, усиливающий смысл происходящего на сцене. Удачное сочетание сценического действия и видеообразов обогатило сценическое действие, приблизило архаичный сюжет к современному зрителю. Художник–постановщик Екатерина Шапошникова представила оригинальную сценографию, дополняющую замысел режиссера — постановщика. Гармонично смотрелись строгий крой и цвет костюмов с изображением наскальных рисунков.
Судьба человека в контексте архаичной трехчастной концепции мира, которая пронизывает и охватывает весь духовный мир якутов, стала основой хореографического спектакля «Киhи» («Человек»). Три мира — стержень мифологических представлений о мире и вселенной, их взаимозависимости, роли божеств — айыы в судьбе человека и другие важные вопросы бытия нашли воплощение в языке танца. Достижение баланса противостоящих сил, энергии, концентрация духовного потенциала, гармонии, по сути, являются вопросами выживания человека в этом сложном, во многом экстремальном и стремительно изменяющемся мире. По представлениям якутов в Верхнем мире обитают верховное божество Урун Айыы Тойон и божества айыы, в Среднем мире люди – создания божеств –айыы, в Нижнем — чудовищ –абаасы. Какое место занимает человек в триаде трех миров? Как проявляется невидимая, но прочная связь природы – человека – космоса? Какое место занимает человек в извечном противостоянии добра и зла? Космологическая концепция трех миров, их взаимосвязь, взаимоотношение обитателей этих миров является основой спектакля «Киhи». И в ней человек занимает первостепенное значение. Действие спектакля строится на невидимой, но прочной связи трех миров и их обитателей. Стержнем Срединного мира является человек со всеми его противоречиями, силой и слабостью, мудростью, силой духа и без него, добротой и злостью, принципами и без них, широтой и узостью взгляда на мир. Человек является самым сложным и противоречивым созданием на этой земле. Основной линией балета «Киhи» является судьба человека, приобретение смысла жизни, испытание, перерождение и преображение души. Человек не бог, ему присущи ошибки, он не застрахован от многочисленных зол и бед на этой земле, не чужд грехов и ошибок. Человека, как говорят якуты, каждый день ожидают 99 несчастий и бед. Человек может оступиться, совершить непоправимую ошибку, заблуждаться, поступать неправильно, может осознать свои ошибки, стремиться исправить их, но может и не осознавать смысл своих поступков. Человек может легко попасть в сети злых сил, которые в наше время приобрели бесконечное множество трансформаций, изменений, перевоплощений. Зло может быть притягивающим, красивым, обольстительным, загадочным. Оборотничество, как явление и жизненный принцип, о котором говорится в эпосе, является одним из самых сильных и сокрушительных зол на земле. Но, несмотря на то, что человек крайне уязвим, он обладает мощной духовной защитой. Защита человека — его родовая память, его предназначение «урдук айыыттан оносуулаах» – имеющий судьбу по велению высших небожителей (1). Судьба человека предопределена божествами Дьылга Тойоном, Одун Хааном и Чыныс Хааном. Мысль о предопределенности проводится в выражении «Чыныс Хаан ыйаага, Одун Хаан оноhуута». Люди были заселены в Средний мир по указанию божества Чыныс Хаан, постановлению Одун Хаан. (2)
Небожители Верхнего мира покровительствуют человеку, они не только определяют судьбу заселенных на землю людей, но и нередко являются устроителями их жизни, могут покарать и усмирить. Якуты верили в то, что жизнь проходит под неусыпным взором божеств – айыы. (3)
Религиозное верование якутов допускает прочную связь небожителей и человека в течение всей его жизни. Вот об этих сложных понятиях авторы и артисты размышляют языком танца. В традиционных представлениях якутов «киhи буол», «киhи киhитэ» имеет глубинный смысл «быть человеком» означает, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя утрачивать свой человеческий облик. Каждый родитель желает своему ребенку «быть человеком», чтобы ни случилось в жизни, какие бы ситуации его поджидали в течение всей его жизни, он должен оставался человеком и не терять свою человеческую суть. Для якутов «киhи буолуу» т.е. «быть человеком» является одним из высших смыслов предназначения человека в этом мире. «Киhи буолуу», «айыы киhитэ» подразумевает то, что человек на протяжении всей своей жизни должен руководствоваться благими помыслами и благими деяниями, стремиться к миру и добру. Одним из постулатов верования и мировоззренческих представлений якутов является выражения из якутского эпоса — олонхо «айыы киһитэ аһыныгас, күн киһитэ көмүскэс» т.е. «человек айыы сострадает, человек солнца защищает», «Я, созданный Тобою (божеством — айыы) человек»”. (4)
Основой спектакля является противостояние Среднего мира, где обитают люди племени Айыы и чудовища Нижнего мира. Причиной овладения чудовищами Среднего мира стал неправильный поступок молодого человека Тускула, попавшего под чары обольстительницы Мунур Кутурук, подруги вождя чудовищ Нижнего мира Тойон Абаасы. Его ошибка открыла злым силам дорогу в Срединный мир, привела род к несчастью и бедам. Хрупкий баланс сил в мире был разрушен. В одночасье Тускул забывает о своем долге защитить свой род, нарушает вековые традиции человека – айыы. Все ценности, сохранившиеся родом на протяжении многих веков, испаряются под чарами злой ведьмы, принявшей облик скромной, красивой девушки. Глубина трагедии молодого человека отражается в его танцевальном монологе. Пластика традиционного и современного танцев передают всю глубину его переживания. Тускул в исполнении Эдуарда Жиркова выразителен, он глубоко чувствует трагизм своей судьбы. Юноша признает свои ошибки после смерти своей матери, которая не вынесла потери своего сына, которого увели в преисподнюю, вторжения в Срединный мир чудовищ Нижнего мира. Осознание главным героем своей ошибки окрашено яркими эмоциями и переживаниями.
Одним из самых интересных и поэтичных моментов спектакля стала сцена создания Срединного мира верховным божеством Юрюн Айыы Тойона и божествами – айыы. Верховное божество якутов Юрюнг Айыы Тойон создает Срединный мир, оживляя людей, заряжая их животворной энергией, наделяя их Ийэ кут (Мать — душа), Салгын кут (Воздух — душа), Буор кут (Земля — душа). Благодаря этому тройственному союзу, вселению всех трех душ в неразрывном единстве в человека были созданы люди, способные созидать и творить на этой земле. Так женщины и мужчины устанавливают центральную урасу и устанавливают сэргэ – коновязь. В это же время в Нижнем мире, доносящимся из Срединного мира шумом нарушен покой его обитателей чудовищ – абаасы. В срединном мире в роде Модун жизнь бьется ключом. Алгысчыт–жрец благословляет народ и вручает ему навершие сэргэ в виде серебряной головы лошади сыну Модуна Тускулу. Тускул, представляющий будущее рода должен воздвигнуть на коновязь это сакральное серебряное навершие коновязи. Тойон абаасы, желая разрушить род Модун, напускает на Срединный мир лютый холод, пронзительный ветер. Человеческий род в опасности. На помощь людям небожитель Аан Дьаасын посылает на землю гром и молнию. Тускул срывает горящую ветку для того, чтобы люди согревались у огня. Вдруг Тускул замечает скромную, хрупкую дрожащую от холода девушку. Девушка просит его согреть. Тускул — надежда и опора рода, увлекшись девушкой–оборотнем начисто забывает про свой долг защитить свой род. Юноша теряет разум и превращается в злого, агрессивного человека все более отдаляющегося от своего народа. Люди взывают к нему, но он не слышит их, став равнодушным и черствым. Девушка–оборотень уводит Тускула в Нижний мир. Она заставляет его пить из черепа яд, превращающий Тускула в одного из чудовищ. Сергей Алексеев создал выразительный и экспрессивный образ повелителя страны чудовищ Тойон Абаасы. Вожак чудовищ торжествует и празднует победу над людьми – айыы. В Срединном мире наступает хаос и беспросветная ночь. В Нижнем мире девушка–оборотень принимает свой настоящий облик. Тускул в заблуждении и не может понять свое истинное положение.
Картина Нижнего мира обрисована широкими и яркими мазками. Перед зрителем открывается настоящее пиршество чудовищ Нижнего мира. Агрессия, зло, жестокость обитателей Нижнего мира передаются выразительным языком современных направлений танца. Агрессивный, воинственный, экспрессивный танец чудовищ сметает все на своем пути. Сложный, техничный, состоящий из трюков и поддержек танец отражает то, как упиваются чудовища своей агрессией, жестокостью без границ, хаосом и крушением человеческого мира. Гипертрофированная, гротескная пластика танца современного танца отражает торжество темных сил и то, как стремительно может открываться бездна, из которой нет выхода. Хореограф Изабелла Егорова нашла оригинальное режиссерское и хореографическое решение одной из самых сложных и развернутых сцен спектакля. Действие в Нижнем мире отличается обилием интересных режиссерских приемов, раскрывающих содержание спектакля. Зло вечно, сильно, нескончаемо.
В финале во сне Тускул обращается к Богу Дьесегею с просьбой о помощи и просит у него прощения. С неба спускаются дети Кюн Дьесегея. Они предсказывают ему встречу с девушкой-айыы. Но их отношения рушит Мунур Кутурук. Тускул опять теряет сознание и просыпается в лоне владения чудовищ. Тойон Абаасы заставляет его сорвать с коновязи сакральное навершие в виде серебряной головы лошади. Тускул срывает навершие и наступает мрак. Чудовища ликуют. Тускул осознает, что совершил грех. Род Модун скорбит. Интересен танец юношей с национальным инструментом купсуур. Бог Дьесегей и парни из племени айыы звуками купсуур стремятся спасти Тускула и призывают его в Срединный мир. На экране изображены символы Бога Дьесегей. Юноша обращается к Богу Дьесегею с просьбой помочь и простить его. Главный герой Тускул с огромным усилием исправляет свою ошибку, преодолевает свою двойственность, сбрасывает чары злой обольстительницы Нижнего мира и возвращается в свой род. Он признает свои ошибки после смерти своей матери, которая не вынесла потери своего сына и вторжения в Срединный мир чудовищ Нижнего мира. Люди обращаются к Модун Ойуун – шаману, который изгоняет чудовищ и исцеляет людей. Тускул просит прощения у божеств – айыы, но они отворачиваются от него. На помощь приходит алгысчыт–благословитель со своими сакральными танцорами – битисиитами с восемью девочками и девятью мальчиками. Совершается большой обряд поклонения божествам – айыы девяти небес. Айыы божества благосклонны к людям – айыы и предвещают им счастливую жизнь. (5)
Тускул среди людей замечает девушку, которую видел во сне. Зарождается любовь, дарованная божествами – айыы. Кузнец дарит людям Срединного мира новое серебряное навершие для коновязи – символ продолжения жизни и процветания рода – айыы. Особо хотелось бы отметить партию Уйгулааны, матери Тускула в исполнении И. Егоровой. Ей удалось создать образ любящей матери, потерявшей своего сына из-за связи с девой-чудовищем. Убедительный образ Модун Ойууна–шамана создал Дьулустаан Харлампьев. Только добро, любовь, сострадание, стремление к счастью и вечное жизнелюбие может противостоять злым силам. Баланс сил держит Срединный мир.
Спектакль по многим параметрам отличается от других спектаклей театра танца максимальным привлечением современных сценических форм. Спектакль «Киhи» продемонстрировал новый подход к построению и структуре хореографического спектакля. В спектакле прослеживается новый взгляд на тематику якутского традиционного танца. Новый подход прослеживается в привлечении выразительных средств современных направлений танца и его гармоничное сочетание с элементами традиционной хореографии. Новым является и синкретизм разных жанров хореографии, что расширил диапазон поиска и открыл дорогу экспериментам. К слову сказать, смешение жанров в поисках остроты и углубления образности успешно применяются в современном киноискусстве. В современном мире творческие люди все чаще обращаются к смешиванию, сочетанию различных жанров искусства в поисках свободы выражения, обогащения выразительных средств. Это дает возможность преодоления ограничения рамками одного жанра. Это отнюдь не простое и не механическое смешение жанров. Безусловно, все зависит от художника, его таланта, художественного вкуса. Это один из сложнейших художественных приемов, который предъявляет к художнику высочайшее требование, в первую очередь, к его жизненным и творческим принципам, внутреннему видению, разборчивости в выборе выразительных средств.
Возможно, в спектакле есть некоторые упущения и недочеты, но интерес к новому, желание подойти к традиционным понятиям с позиций современного человека говорит о новизне подхода авторов к довольно стереотипным темам и образам традиционной культуры саха.
В целом, в постановке балета удачно использованы современные технологии. Все компоненты спектакля выстроены на сочетании различных приемов и в лексике танца, и режиссуре, музыке, световом оформлении, изображении на экране. Несмотря на традиционность и стереотипность сюжета спектакля воспринимается, как динамичный современный спектакль. Спектакль стал своеобразным посланием молодому поколению и воспринимался на одном дыхании. Этнобалет стал адаптированной формой этнической темы. Несмотря на архаичность темы спектакль созвучен темпу и ритму современной жизни. Действие динамично, строго, лаконично не отягощено чрезмерной повествовательностью, тяжело воспринимающихся длиннот в мизансценах, что позволило максимально сконцентрировать внимание зрителя на ключевые идеи и смыслы спектакля. Спектакль на первый взгляд получился несколько аскетичным и скупым в выразительных средствах. Лаконичность в танцевальном языке позволило акцентировать основную линию развития действия – противостояние сил, борьбу добра и зла. В спектакле много кодовых символов, знаков, посланий зрителю, что максимально активизировало внимание зрителей. Обилие закодированных символов и знаков является одним из самых интересных режиссерских находок. Спектакль буквально бросает вызов зрителю, призывает зрителя к размышлению, к участию в решении дилеммы главного героя в его отношениях со своим родом и представителями Нижнего мира. Зритель становится активным участником, стремясь сам расшифровать эти символы, которые заключены в каждом жесте, позе, движении божеств – айыы и главных героев, музыке, в одежде героев, в атрибутике, в реквизитах, образах на экране, световом оформлении. Потому спектакль с самого начала до конца держит внимание зрителей. Вначале зрителя обескураживает многослойность изобразительного начала и одновременной подачи танца, изображения на экране, костюмного ряда со сложной символикой и атрибутикой, компьютерной музыки, речи. В этом плане необходимо учесть то, что чрезмерная насыщенность и экспрессия изобразительного ряда на экране может отвлечь зрителя от главного — действия спектакля. Тут необходимо чувство меры и пропорция, чтобы экранный образ не подавлял и не доминировал над хореографическими образами. Но, несмотря на одновременное использование режиссерских, изобразительных и хореографических приемов в этом спектакле зритель постепенно входит в темп и ритм спектакля. В последние годы наблюдается активное использование в художественных произведениях технологических средств. Такой подход характерен для современных, актуальных, социальных, философских спектаклей. В целом такая тенденция характерна для современных видов искусства в целом. Синтез современных форм искусства с традиционными жанрами народного творчества, их оригинальное сочетание представляют интерес зрителя.
Основой хореографического спектакля является музыка. Музыка создает атмосферу всего происходящего, характеризует образы, поступки героев, задает тон всему действию, музыка служит стержнем танцевального действа. Автор создал электронную музыку, раскрывающую сложную тему спектакля. Электронная музыка, компьютерная аранжировка одна из современных, новых форм компьютерной оркестровки. Безусловно, живое звучание симфонического оркестра бесценно и по красоте звучания и по эмоциональной наполненности. Но, не все театры имеют свой симфонический оркестр, содержание которого требует больших финансовых вложений. Симфонический оркестр — дорогое удовольствие и не всегда доступно всем театрам. В финансовом плане театр не имеет возможности на один спектакль пригласить симфонический оркестр. Из-за дороговизны содержания оркестра, его громоздкости многие театры, творческие коллективы часто обращаются к компьютерной оркестровке. Компьютерная оркестровка — это наиболее экономный вариант создания качественного музыкального сопровождения. Она эргономична, мобильна, соответствует духу времени, отражает темп и ритм современности. Компьютерная музыка открыта органичному вплетению этнического звучания.
М. Кобяков: В России компьютерная оркестровка распространилась относительно недавно. Для меня метод компьютерной оркестровки как вызов. Это очень трудоемкая работа. Можно сказать, что это ювелирная работа. Сейчас впервые написал компьютерную оркестровку для танцевального спектакля от начала до конца. Компьютерную оркестровку разрабатывают годами, мне пришлось сделать ее за месяц. Стремился к тому, чтобы зрителям было интересно. К этому спектаклю долго шел. В течение восьми лет изучал компьютерную музыку по многим источникам, в основном обращался к опыту зарубежных стран, где это форма уже стала частью киноиндустрии, игровой технологии. Преимущество компьютерной разработки заключается в универсальности подхода к музыке в целом, свободе выбора инструментов. Специалисты компьютерной музыки во всем мире востребованы. В наше время ищут во всех видах искусства универсальность. В современной жизни без компьютерной музыки не обойтись.
Режиссерское и хореографическое видение Изабеллы Егоровой оригинально и неповторимо. Автор продемонстрировала новый подход к хореографическому тексту, танцевальным образам. Ей удалось удачно синтезировать в спектакле различные жанры, такие, как классический танец, деми–классику, якутский традиционный танец, современные направления танца, модерн, кантемпорари и др. Ранее в якутской хореографии хореографический образ божеств – айыы практически не был разработан. Потому в спектакле «Киhи» танцевально–пластический образ божеств создан аскетичной и пассивной пластикой. Образы божеств — айыы требуют осмысления и достижения соответствия лексики с традиционными представлениями якутов. В сценах Нижнего мира ярко и выразительно смотрелись гротескная лексика, состоящая из элементов современных направлений, таких, как кантемпорари и модерн. Очень импонирует использование элементов якутского традиционного танца «Узор» как основного танцевального лейтмотива спектакля. Танец «Узор» один из самых философских якутских танцев, который насыщен обилием символов, знаков, танцевальных кодов. Каждое движение этого танца имеет значение и смысл. Движения танца «Узор» нашли новое звучание, новые смыслы. В целом спектакль продемонстрировал новый подход к этнической хореографии, этнической музыке, национальной традиционной одежде. Национальная тема прозвучала свежо и необычно. А самое главное, спектакль нашел живой отклик у зрителя. Хореографические спектакли, адаптированные для современного зрителя являются одним из форм сохранения традиционного культурного наследия. Но при этом необходим особый подход и бережное отношение к источнику, фольклору, культурному наследию.

https://www.instagram.com/dancesakha
Литература
1. Бурцев Д.Т. Якутский эпос…- С. 24 — 25- .
2. Кулаковский А.Е. Научные труды. — С. 21 -23.
3. Уткин К.Д. Идея божественности и концепции судьбы в якутском олонхо // Олонхо духовное наследие народа саха. – Якутск, 2000. – С.70
4. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. – М., 1977. – С. 34, 40
5.Лукина А.Г. Традиционные танцы саха: идеи, образы, лексика. – Новосибирск, 2004. – С. 227