Олонхо —  духовный, неиссякаемый источник знаний, основа мировоззрения и миропонимания народа Саха, едва не сгинувший  в пучине времени, в холодной поступи индустриального мира. Но нашлись мудрые люди, приложившие усилия, чтобы возродить, возвысить древний эпос до признания шедевром ЮНЕСКО как нематериальное  культурное наследие человечества (25 ноября 2005 г.).

Одним из таких людей является Агафья Еремеевна Захарова — исследователь, кандидат филологических наук, руководитель Центра нематериального культурного наследия народов РС(Я) при Доме дружбы народов им. А.Кулаковского.   

А.Е.: Олонхо сегодня  не только возрождается, но и развивается. Удивительный факт : каждый раз, когда мы проводим различные мероприятия и конкурсы,  то с радостью и восторгом открываем  новые имена  исполнителей олонхо всех  возрастов. И это наши современники —  таланты-самородки из разных уголков республики. Видимо, в нашем народе есть нечто духовно неистребимое на генном уровне — некая страсть к поэтической речи, к сказительству, повествовании.

ЕЩЕ РАЗ О ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩЕ САХА, ПИТАЮЩЕЙ ДУХ

Как следующий шаг в развитии Олонхо Центром нематериального культурного наследия народов РС(Я) при Доме дружбы народов им. А.Кулаковского разработан долгосрочный инновационный проект «Школа олонхо», имеющий 13 разных направлений, одним из которых является тема: «Традиции и культура питания народа саха».

Вопросы традиционного питания якутов всегда были в центре внимания исследователей, как теоретиков, так и практиков, в частности, этнографов, культурологов, фольклористов, медиков, биологов и других специалистов.

Духовные аспекты традиционного питания.

В верованиях якутов, главным образом, в области практической  магии в дореволюционное время пища занимает особое место. Как считали наши предки , она имеет свою душу сур-кут, являющуюся как бы ее квинтэссенцией или жизненным началом, заключенным в материальном теле пищи. На этом и отчасти основана теория жертвоприношения богам продуктами питания. Божество и духи поедали только невидимую квинтэссенцию пищи, т.е ее кут –сур, оставляя целой ее материальную часть.                                                                       /Из книги А.А.Саввина «Пища якутов до развития земледелия»./

Пищу  в народе саха рассматривали не только как утоление голода, но и как лекарство, например, сосновая заболонь (Молодой слой древесины, находящийся непосредственно под корой), которой питались наши предки. Это сейчас мы понимаем, что это был источник витаминов и полезных веществ. Наши предки отбирали из окружающей природы то, что было полезно для организма. В старину даже «систематизировали» применение растений в рационе домашних животных:  какая   именно трава подходит для телят, а какая для дойных  коров и чем должны питаться  исключительно лошади.

Читайте также:  «Мүрү» байыаннай-патриотическай кулууп төрүттэммитэ 10 сылыгар

Культ  коня

Общеизвестен культ  коня, дошедший до нас. Лошадь народом саха воспринимается  как великий дар Верхних божеств человеку. В жизни человека лошадь была неизменным спутником, кормилицей  в северных условиях выживания. Потому к коню и особое отношение, вплоть до обожествления. Одновременно весьма потребительское отношение имело место быть во все времена.

О почитании коня красноречиво свидетельствуют  работы древних мастеров, сотворивших  богатые  конские  снаряжения, целые комплексы особой кумысной посуды, изготовляемой к празднику ысыах.  Они довели до совершенства, как и многие тюрко-монгольские народы, технологию изготовления кумыса и другой молочной пищи.  Молоко животного с 2 сосцами (кобылы, козы, верблюда, яка и др.) имеет особые символические целебные свойства, о котором  знали многие народы.

В содержании  лошадей существовали определенные моральные каноны, регламентирующие  ведение хозяйства у народа саха.  Например, в дореволюционное время богатые скотоводы не имели права держать свыше 1000 голов табуна. Это считалось большим грехом по отношении к природе и к самим животным. Когда табун достигал 999 голов, хозяин обязательно совершал обряд  «Кыйдыы»: до 27 голов кобыл и жеребят  с жеребцом отпускались на волю, как своеобразное жертвоприношение Верхним богам Айыы и духам природы. Такой табун считался священным, никто его не трогал, не присваивал и не убивал.

С молочной пищей связывалось представление о богатстве и изобилии « Быйан» у саха как скотоводов. Во время празднества  недоеденные и недопитые остатки пищи знаменовали собой сохранение в будущем своего счастья и богатства  ./Из книги А.А.Саввина «Пища якутов до развития земледелия»./

Кумыс (Кымыс)

Считалось, что употребление в пищу кумыса-первача  даже самими хозяевами считалось большим грехом. Обряд жертвоприношения кумыса-первача  Верхним божествам означал как  знак уважения и почитания. Как в пути, так и дома, не говоря уже о торжественных случаях, прежде чем приступить к еде, якуты в первую очередь угощают своих богов через огонь. /Из книги А.А.Саввина «Пища якутов до развития земледелия»./

Считалось, что каждый вид пищи имеет своего духа, как и любое животное , зверь или домашний скот. Первым кумысом угощали Айыы посредством окропления земли. Технология изготовления кумыса и другой молочной пищи у саха очень разнообразна и целесообразна. В прошлом  употребляли кумыс обильно. В особой посуде – симиир брали с собой на охоту, сенокос, в дальний путь.   В летнюю жару кумыс порой заменял всю другую пищу. Целебные свойства кумыса и другой молочной пищи изучены и должны войти в каждодневный рацион питания.

Читайте также:  «Отдых должен быть культурным, познавательным, красивым»
ЕЩЕ РАЗ О ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩЕ САХА, ПИТАЮЩЕЙ ДУХ

Изменения в  традиционном питании

Эта тема из категории болевых точек у каждого народа современности.  Отмечается, что любое изменение традиционного  питания  отрицательно влияет на здоровье человека. Процесс привыкания народа к другому виду пищи может быть очень длительным.

Один из дореволюционных исследователей пищи саха, врач В.Е.Горинович писал о том, как якуты долго привыкали к употреблению кирпичного чая в своем рационе. До чая они  традиционно  пили настой березовой чаги. Считается, что  при употреблении кирпичного чая у якутов резко увеличились болезни желудка и гипертония. Так же долго шло привыкание к муке. И эти радикальные нововведения длиною в век имеют свои определенные последствия в отношении здоровья нации в целом. К сожалению, сегодня мы не задумываемся над последствиями многих напитков и разнообразной пищи под видом той или иной кухни, наводнившей сегодня наш рынок питания. Насколько вредны сахар, дрожжевые изделия из муки, алкоголь — об этом говорят все, но привычка сохраняется у большинства населения, идущего на поводу у производителей.

Что же делать?  Оставаться верными нашим традициям ?   В рационе питания современного саха должны быть  приоритетны национальные блюда, кухня своего народа. А еще ягоды местные в любом виде: шиповник, кедровый орех, разновидности молочных продуктов, в том числе и кумыс. Продукты, мясная продукция в разных видах, выращенные  и изготовленные на родной земле. В особенности полезны для здоровья жеребятина, оленина, рыба.

Наверно, следует   помнить о том, что  сохранение генофонда нации всецело зависит от каждого из нас, от соблюдения традиции и культуры питания народа, развивавшихся сотнями лет и подтвержденных жизненным опытом народа.

ЕЩЕ РАЗ О ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩЕ САХА, ПИТАЮЩЕЙ ДУХ

Записала Northen Lady