Кристина Илларионова, молодой режиссер, студентка 4 курса режиссерского факультета Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А.Герасимова (ВГИК), выпускница частной школы «Личность» 2016 года.

— Скажи, как тебе в голову пришла идея начать режиссерскую деятельность?

Еще учась в школе, я занималась в Театре юного зрителя г. Якутска. Там случайно увидела репетицию новогодней постановки «Голубой огонек». Меня поразила и вдохновила работа режиссера Татьяны Чаранской. Мне захотелось также увлеченно руководить процессом, работать с творческими людьми и создавать некое законченное произведение. Я настолько заинтересовалась этой профессией, что сама непременно решила стать режиссером.

  Также школьницей я посещала кинокружок «Алгыс», где моими учителями были известные якутские кинорежиссеры Евгений Семенович Павлов и Константин Захарович Барашков. Они многому меня научили и открыли дверь в мир режиссерского искусства. С помощью кинокружка у меня появился шанс поработать режиссером-постановщиком: я и остальные дети кинокружка работали над сценарием и организацией сериала «Цветок тундры».

Цветок тундры по имени Кристина
Каждый раз, когда общаюсь и знакомлюсь с людьми, я понимаю, что они обладают теми знаниями, которых нет у меня, и могут меня научить чему-нибудь новому

Расскажи о «Цветке тундры»: как родилась идея фильма, как ты писала сценарий к нему?

«Цветок тундры» — мой первый полнометражный фильм как режиссера. Это были очень странные ощущения, первые в моей жизни. Сейчас, с тем багажом знаний, который у меня есть, я бы сняла его по-другому. Это не был мой сценарий, это была командная работа со сценаристом и продюсерами. Некоторым возможно, кажется, что снимать кино очень легко, достаточно творческого энтузиазма, но возникает масса трудностей. Самое сложное — это постановка кадров. Мы снимали при температуре -50 в Горном улусе, и меньше всего обращали внимания на сложности, потому что вокруг нас витал общий дух, элемент романтики и экстрима. Я и моя команда за тот год съемок проделали огромную работу. Наш сериал затрагивает основные проблемы современного общества: социальная адаптация человека, сохранение природы и зависимость от технического прогресса. Расчет был преимущественно на подростков, но можно сказать, что это семейный сериал.

Встречались ли тебе люди, которые повлияли на тебя, на твое режиссерское мировоззрение?

Да, все люди, которые были со мной рядом, учили меня чему-либо и так или иначе повлияли на меня. В первую очередь это, конечно, родители и моя семья. У нас в семье не было такого, что какие-то темы не обсуждаются, какие-то действия не должны происходить… Была полная свобода слова, действия, мышления, фантазии.

Особое влияние на меня, как на художника оказала личность Фриды Кало. Я узнала о ней в классе 6-7 и сразу полюбила ее. Изучала ее работы, биографию, для меня это был толчок в мир искусства, в художественный мир. Эта женщина настолько сильная и настолько правильная, что мне захотелось быть похожей на нее, яркую, харизматичную и любящую свое дело.

Еще одним таким человеком для меня является мой мастер Роза Ильдусовна Гиматдинова, она приняла меня в свою мастерскую, в свою семью. Каждый ее совет, ее слово в русле режиссерского дела полностью меня вдохновляет и помогает в моей будущей профессии.

Считаю, что каждого художника любой человек на пути вдохновляет. Я очень люблю людей, они для меня первый источник вдохновения. Каждый раз, когда общаюсь и знакомлюсь с людьми, я понимаю, что они обладают теми знаниями, которых нет у меня,  и могут меня научить чему-нибудь новому. Это очень круто! 

Цветок тундры по имени Кристина
Оператор Хаар Кынат Екатерина Орловская

— Как фестивальная публика приняла твой фильм?

Во время проката фильма и во время фестиваля я находилась в Москве, поэтому, к сожалению, не смогла прочувствовать энергию и реакцию зрителей, которые  посмотрели наш фильм. По словам моих продюсеров, коллег и ребят, с которыми я работала, вроде фильм был хорошо принят, и были положительные отзывы. Это мне очень приятно, все же это мой первый фильм, практически детский, фильм школьника, у которого кроме желаний и амбиций ничего нет. Действительно, в то время у меня не было даже каких-то элементарных знаний в области режиссуры кино, но, мне кажется, получилось неплохо.

Как тебе кажется, что самое сложное в работе режиссера?

Если говорить о профессии режиссера и что самое сложное в ней — я бы сказала, что все! Кино это, как я всем объясняю, красивое ожерелье, и когда не хватает хотя бы одной бусинки, это ожерелье уже не такое красивое и носибельное. Также и в киноиндустрии, если хоть один винтик, один человек, завязанный в процессе, не отработает как следует — то «кина не будет».

В профессии режиссера самое сложное — вдохновить свою команду, для того чтобы они отдавали столько же, сколько отдаешь ты, чтобы жили этим процессом, как ты, чтобы болели твоим проектом! У них должны гореть глаза и должно быть осознание и понимание того, что это очень важно и очень ценно для тебя.

Как обычно удается достигнуть согласия между режиссером и художником (сценографом, оператором, дизайнером костюмов…), как найти с ними общий язык?

Это все происходит в общении… Вообще, режиссер — это мозг, а оператор — это глаза. Я еще в поисках своего оператора, человека, который полностью бы меня понимал. Как говорят многие профессионалы своего дела, нужно спать со своей командой, чтобы они полностью понимали тебя, и ты понимал их. Мне кажется, если идея нравится команде — то не будет каких-либо вопросов, все поймут друг друга.

В этом году мне довелось работать продюсером компьютерной графики в киноленте «Хаар Кынат» от киностудии «ART Doydu» под руководством Марианны Скрыбыкиной. Для меня это серьезная работа в большом кино, где есть приличный бюджет, профессиональная команда людей, знающих свое дело. В съемках участвуют даже ребята из-за границы, приехавшие к нам из Монголии. Это первый полнометражный фильм в Якутии с использованием компьютерной графики. Картина в жанре этно-фэнтези снята по мотивам эпоса Олонхо и выйдет на экраны в 2021 году.

Расскажи о своей команде, с которой ты работаешь в Якутске?

Наша команда удалась! Это профессионалы своего дела, которые болеют и плачут за свою работу, и день за днем делают все для того, чтобы сделать все идеально.

Орловская Катя — оператор (г.Москва). Я влюбилась в ее мировоззрение как оператора, мне очень близка ее техника и ее художественные решения в кино. Катя профессионал  своего дела, тоже закончила ВГИК.

Филипп Суарес Эрнандес – супервайзер компьютерной графики (г.Москва). Человек, который делает определенную организацию, чтобы на постпродакшене (прим. Постпродакшн — (англ. Postproduction) период обработки видеоматериала после съёмок эпизодов фильма, подготовка и изготовление компьютерных объектов, редакция, монтаж, озвучание и обработка материала фильма) компьютерщикам 3D графики было намного легче работать. Для него это тоже такой первый большой проект. Мы учимся с ним в одном ВУЗе, только он на 5 курсе. Он очень талантливый 3D-шник: когда я звала его на работу — ни на секунду не сомневалась, что это тот самый человек, с которым мы сработаемся.

Данила Бельтюков — звукорежиссёр  (г.Санкт-Петербург). Он закончил Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, молодой амбициозный парень, который знает и любит свое дело.

Еще хочется сказать, про наших продюсеров, моих коллег: Анисимова Лена, Егорова Дина, Котоконов Марк, конечно Марианна Скрыбыкина, — люди, которые в Якутске являются мастаками своего дела. Работа с ними — для меня огромнейший опыт. Появилось ощущение, что у меня выросли крылья, они вдохновили меня дальше стремиться к большему, лучшему. Этот проект стал переломным для меня: в какой-то момент я поняла, что не ошиблась в своей профессии.

 — Где студенты-режиссеры находят деньги на свои фильмы?

Это очень сложный вопрос. Если честно, я не знаю, как на него ответить… По-разному: кто-то берет из своего кармана, кто-то находит продюсеров, кто-то пытается работать вообще без денег в кармане. Хотелось бы, чтобы у молодых начинающих режиссеров была государственная поддержка, в том числе со стороны Правительства, потому что, как мне кажется, помогать нам нужно. У нас так много амбиций, желания и рвения делать хорошее кино, выражать свои чувства и эмоции! Творческие ребята из моего университета, мои одногрупники — люди, которые хотят этим заниматься, и они реально достойны того, чтобы иметь какую-то поддержку. Но пока все так сложно: кому -то удается найти ее самостоятельно, кому-то — нет. Есть различные фестивали, питчинги (прим. Пи́тчинг — (англ. pitch — выставлять на продажу) устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект), где реально помогают. Нужно искать, стучаться во все двери, кто ищет — тот всегда найдет.

Ты представитель молодого поколения наших кинематографистов. Что ты думаешь об этой генерации?

У нового поколения больше технических возможностей добиться того, чего мы хотим добиться, все стало намного легче. Но я вижу в этом и некую проблему — люди забывают про исконный замысел, цель своего проекта, зачем они это снимают, что хотят этим сказать. Все становится некой игрой, теряется душа, искажается идея. Мне обидно из-за этого, в данном случае, считаю, не все средства достижения цели оправданы.

Хотя может быть это такая новая фишка, что само по себе не плохо, но по мне не хватает художественных решений, чего-то нового, свежего. У меня, как и у многих творческих людей, тоже бывают такие проблемы, но я лично стараюсь от них избавиться.

Тяжело ли быть молодым кинематографистом в России? О чём сейчас снимают молодые режиссеры?

Всегда было тяжело, никто не говорил что это легкий процесс. Но тем он и интереснее. Молодые режиссеры сейчас снимают о наболевшем, о том, о чем хочется говорить. И это правильно: нужно снимать о том, что на душе. Это некое художественное излечение.

— Чтобы ты хотела пожелать людям?

Хотела бы пожелать жить полной жизнью, стремиться к чему-то, мечтать о крупном, почему нет? Все мечты сбываются, нужно только чуть-чуть помочь судьбе. Никогда не унывать! Найти дело, которое будет тебя вдохновлять — это может быть любое дело, не только связанное с творчеством. Уметь правильно анализировать какие-то неудачи в жизни, имеется ввиду, правильно соотносить свои проблемы, справляться с ними. Это важно и нужно, чтобы не впасть в депрессию. Не пытаться находить в ком-то или в чем-то проблему. Если есть проблема, то решать здесь и сейчас, а не пытаться делать из этого что-то неразрешимое и винить в этом третьих лиц. Все проблемы решаемы, все цели достижимы, просто нужно больше стараться.

Хотелось бы поблагодарить своих родителей за то, что воспитывали меня с позиции свободы и всегда воспринимали меня такой, какая я есть. Меня это очень вдохновляет и заставляет работать все больше и больше.

Sagi Лановая