Кумыс, по понятиям якутов, является священным напитком. Иногда для кумыса употребляют слово-оберег “үрүҥ тонох” – белое изобилие.  Изготовление кумыса также имела свои неписаные правила. Так, заготовкой кумыса занималась мать или бабушка семьи, которая отличалась кротким нравом и гостеприимностью.  Рядом с амбаром, где хранили кумыс запрещалось громко говорить, спорить, детям не разрешалось играть. И, соответственно, кубки-чорооны, из которого пили кумыс и другую кумысную утварь изготавливали с большим мастерством. Недаром у якутов нет изящнее посуды  чем чорон.   Также и другая утварь, предназначенная для кумыса и кобыльего молока (берестяные емкости и др.), отличалась большой декоративностью. 

Кумысопитие – один из сакральных церемоний ысыаха. Семантика данного ритуала, тесно переплетена ритуально-знаковым действом всего празднества. По преданиям, когда прародитель народа саха и основатель праздника ысыах Эллэй, после благословения «алгыс» троекратно вознес в верх кубок-чорон наполненный кумысом, над местностью Үс-Хатыҥ  появились стерхи – вестники божеств Айыы.   

 Веками данная церемония являлась неотъемлемой частью ысыаха, но начиная с середины ХХ века стала предаваться забвению. И только в 1992 году, благодаря этнографической реконструкции К.Д. Уткина, была воссоздана во время ысыаха в п. Нюрба. 

Во время церемонии кумысопития алгысчыт, в основном, обращается одному из самых почитаемых божеств саха – Күрүө Дьөһөгөй Айыы – создателю лошадей. Благословению подлежит так же кумыс, который находится в кожаных сосудах “сири иһит” и висит в специальных столбах “аар баҕах”. После благословления кумыса  алгысчыт подходит жеребцу, привязанному к сэргэ и произнося молитву три раза брызжет над ним кумыс. Содержание алгыса следующее: пусть божество Күрүө Дьөһөгөй Тойон и в этом году посмотрит на нас добрым взором, пусть лошади множатся, богатство наше множится. После этого алгысчыт и его спутник – дьөһүөлдьүт подходят собравщимся и алгысчыт преподносит кубок, наполненный кумысом самому уважаемому человеку празднества. Это называется “кымыс үрдүн охторуу”, т.е. первым отпивать из кругового чорона, что является своеобразным актом  признания, почета и уважения.

Читайте также:  АГИКИ- это креатив, знания, творчество

Таким образом, церемония кумысопития, как у других народов “церемония чаепития” или другое ритуальное действо,  является частью нашей культуры, традиций предков.

23 июня 2019

Борисов Б.Б., Заведующий отделом Нюрбинского музея Дружбы народов им. К.Д. Уткина

18.06.2019

Использованная литература:

  1. Обряд кумысопития / К. Д. Уткин; Междунар. центр хомус. (варган.) музыки и др. — Якутск : ЧИФ «Ситим», 1994.
  2. Саввин А.А. Пища якутов до развития земледелия. – Якутск, 2005
  3. Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. — Якутск, 1972.